Старший, средний, младший: важные особенности характера

  • Марсель Руфо. «Братья и сестры, болезнь любви». У-Фактория, 2006.
  • Елена Силина, Л. Баландина. «Какие они, дети из многодетных семей». Пермь, 2005.
  • Реннаут Клайва, Ингер Лисе Белсвик. «И не забывай гладить котенка». Самокат, 2006. Эта книга поможет ребенку разобраться со сложными чувствами, которые он переживает после появления в семье малыша.

Об эксперте

Марина Егорова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ.

Единственный: бескомпромиссность, высокий интеллект

Единственный ребёнок – это средоточие любви и надежд мамы, папы и других родственников. В детстве он купается во внимании, но со временем начинает уставать от возложенных на него родительских надежд. Единственные дети далеко не всегда эгоисты, но часто им действительно трудно понять других или представить их точку зрения. Им сложно налаживать отношения с окружающими или идти на компромиссы. Но, как правило, единственных детей отличает высокий интеллект, целеустремленность, разносторонние интересы и достаточно тесная связь с родителями. Если родители чрезмерно опекают ребёнка, то это может вылиться в тревожность и мнительность, либо же привести к затянувшемуся подростковому бунту. В общем, при правильном воспитании и хорошей атмосфере в семье ребёнок, независимо от иерархии, сможет стать счастливым и гармоничным человеком, развить свои сильные качества и научиться приглушать спорные.

Первенец

Малыш, который появляется в семье первым, с самого начала привыкает к тому, что все родительское внимание окружает именно его. Он получает всю родительскую любовь и заботу и быстро привыкает к такому привилегированному положению.

Но ситуация в корне меняется, когда в семье рождается второй малыш, и в большинстве случаев старший ребенок оказывается не готов к таким переменам. Требования родителей возрастают, ему все чаще приходится проявлять самостоятельность. Особенно остро это ощущается в самые первые месяцы после рождения второго малыша, ведь новорожденному требуется особый уход, и родительская забота в это время делится между двумя детьми не поровну.

Старшим детям более всего присущи такие черты характера, как ответственность, решительность и уверенность в себе. В них сильнее всего проявляются задатки лидера. Чаще старшие дети имеют более высокий уровень интеллекта, чем средние или младшие, что неудивительно, ведь именно на них возлагается главная надежда родителей, которые ожидают, что первенец во многом будет им помогать.

Однако далеко не все старшие дети способны справиться с грузом ответственности, который ложится на их плечи, и это может привести к нервным расстройствам у ребенка. Такие расстройства могут проявляться в плаксивости, появлении различного рода страхов, повышенной чувствительности к любой критике. Ребенок боится не оправдать родительских ожиданий и страдает от недостатка внимания с их стороны.

Чтобы избежать неприятных последствий, не забывайте о старшем ребенке после появления в семье еще одного малыша, и, наоборот, по возможности старайтесь уделять ему максимум внимания, особенно в первое время, пока ребенок не привыкнет к новой для себя роли. Расскажите своему чаду о плюсах старшинства, сделайте акцент на то, что старшим детям обычно больше всего разрешают, и позволяйте старшему хотя бы иногда вновь почувствовать себя маленьким.

Старший ребенок в семье

Дети, рожденные в семье первыми, получают максимум внимания от родителей. В результате у них формируется достаточная степень уверенности в себе. Из первенцев вырастают хорошие лидеры. Они часто обладают амбициозностью, склонные к получению высшего образования и устраиваются на престижную работу.

Старшие дети также обладают качеством ответственности, поскольку им часто приходится присматривать за своими младшими братья ми и сестрами. Некомфортными последствиями этого становится то, что во взрослой жизни у них формируется высокий уровень тревожности. Они часто любят командовать и управлять другими, проявляют повышенную агрессию, особенно тогда, когда не получают желаемого.

Характер и позиция ребенка в семье: старший, средний, младший, единственный

Очередность рождения ребенка в семье, так называемая «позиция», может определять некоторые склонности его характера.

Формирование черт и склонностей характера – сложный процесс. На который влияет множество факторов, и очередность рождения здесь далеко не единственная причина тех или иных качеств человека.

Тем не менее, в этой связи прослеживается определенная тенденция.

Единственный ребенок в семье

Существует устойчивый стереотип, что единственный ребенок в семье вырастает испорченным и эгоистичным. И во многих случаях он не далек от реальности. Так происходит потому, что им не приходится делиться с другими братьями и сестрами ничем, в том числе любовью и вниманием родителей и бабушек-дедушек.

Утешительный момент в характеристике единственного ребенка – это то, что такие дети обычно очень организованны и ответственны, а также обладают хорошим воображением.

Старший, средний, младший

«Я всегда удивляюсь, почему муж и его младший брат такие разные, — признается 30-летняя Ксения. — Андрей — ответственный, организованный человек, а его брат — весельчак и лентяй. По всем меркам старший успешнее младшего: лучше учился, работает в более престижной компании. Но у его брата гораздо больше друзей, и мне кажется, что при всей его неорганизованности ему живется радостнее».

Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, утверждает американский историк науки Фрэнк Саллоуэй в книге «Рожденный бунтовать» («Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics and Creative Lives». Pantheon Books, 1996). Он исследовал биографии семи тысяч исторических и научных деятелей, радикально повлиявших на атмосферу своей эпохи, и обнаружил: среди младших (не первенцев) в 18 раз больше революционеров (а также ученых, «перевернувших мир»), чем среди старших.

Австралийский психолог Уолтер Тоумен, изучив тысячи современных семей, увидел, что модели поведения во многом определяются «порядковым номером» ребенка в семье, о чем написал в книге «Семейные расстановки («Family Constellation». Springer Publishing Company, 1993).

С появлением каждого следующего ребенка реакции и поведение родителей меняются

«У многих из тех, кто занимает сходные позиции в семьях, действительно заметны похожие психологические характеристики, — говорит семейный психотерапевт Александр Черников. — Так, на консультации клиенты нередко говорят о себе: «Мне всегда приходится непросто, потому что я слишком серьезно (неуверенно, легко) ко всему отношусь, я ведь был старшим (средним, младшим)».

На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. «Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются, — объясняет Александр Черников. — Меняется ситуация в семье, материальное положение, у одной и той же женщины в 20 и в 35 лет разный жизненный опыт».

Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции свои плюсы и минусы.

Если их двое

Если в семье два ребенка, кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Но соперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькая разница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.

«Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание, — говорит Елена Морозова. — А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его обгоняет (скажем, в учебе). Он может начать хуже себя вести или учиться».

Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!) отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.

Старший: много внимания, много ожиданий

«Он появился в семье первым и какое-то время остается единственным, — говорит детский психолог Елена Морозова. — Как правило, ему уделяют много времени, с ним много занимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей». Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему, с ним вместе они проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и с которым, возможно, не до конца разобрались.

«До рождения первенца, — поясняет Елена Морозова, — у нас нет другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому с первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либо пытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образно говоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил».

Пока он у родителей один, он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем. Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только его поведение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослые нередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца. Ведь еще нет следующих детей, которые будут претендовать на их внимание. И, конечно, рано или поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежно становится рождение брата или сестры.

Младший: любимчик, конкурент

Самый младший в семье имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. У него больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себе отчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнего ребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться.

«Младшим свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство, — говорит Александр Черников. — У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бывает трудно самостоятельно принимать решения». Быть любимчиком не так уж и выгодно: чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют.

«Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам», — объясняет Елена Морозова.

«Он знает, что силой в отношениях ничего не добьешься, — продолжает Александр Черников. — Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей». Младшие становятся настоящими мастерами общения, «ведь им приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения, — говорит Елена Морозова. — Семья — первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее».

Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье.

История вопроса

Сэр Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX века первым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. В начале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал тип личности, характерный для единственного ребенка ребенка в семье, для второго, для младшего.

Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 году исследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Американские психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус попытались объяснить этот феномен: первенец растет в обществе родителей, взрослых людей, которые много знают (среди первенцев больше всего нобелевских лауреатов).

Второй ребенок общается уже не только с родителями, но и со старшим братом или сестрой, которые знают гораздо меньше, чем взрослые, третий — с родителями, старшим, средним… Общий интеллектуальный уровень семейной среды снижается по мере увеличения количества детей, что влияет на развитие младшего ребенка.

Средний: найти свою нишу

Ни старший, ни младший — он ищет свое место. Побыв младшим и (не вполне) насладившись родительским вниманием, он зачастую слишком рано теряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: «Благодаря отсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребенок живет своей жизнью, той, которая нужна ему самому», — поясняет Елена Морозова.

Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. «Промежуточная позиция средних детей, — продолжает Александр Черников, — стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми, многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми».

Почему мы в это верим

Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли: «Очередность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем».

Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. «Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей, — заключает Елена Морозова. — Это и атмосфера в семье, и ее экономическое положение, и распределение функций между матерью и отцом, и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы».

«Семейный сценарий можно изменить»

Psychologies: Насколько важна очередность рождения для формирования личности?

Марина Егорова: Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять, скажем, на развитие интеллекта. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом интеллект ниже — хотя важно учитывать, что он часто измеряется по тестам академической успешности, а это не единственный критерий оценки интеллектуальных способностей.

Также исследования показывают: чем больше разница в возрасте, тем меньше действует правило более низкого уровня интеллекта у каждого следующего ребенка. Наоборот, младшие оказываются в более выгодной позиции, потому что старшие дети их стимулируют интеллектуально.

Не только. Американские возрастные психологи Джером Кэган и Джей Стивен Резник исследовали феномен заторможенности у детей, который проявляется как боязнь незнакомых людей и страх перед непривычными игрушками. Обнаружилось, этот эффект чаще наблюдается у тех, у кого есть старший брат или сестра. Дело в том, что в семье они постоянно контактируют с кем-то, чьи действия нельзя предугадать: ожидать от мамы, что она напугает, было бы странно, а трехлетний брат или сестра вполне способны это сделать. И у младшего ребенка может возникнуть ощущение, что мир непредсказуем, и желание от него спрятаться.

Родителям стоит учитывать эти данные в виду, но при этом и понимать, что любой выбор жизненного пути — это в том числе и выбор рисков. Один ребенок — это определенные особенности воспитания, в семье, где он единственный, волнуются за него больше, чем в многодетной… Пятеро детей — это другие риски, но и они не фатальны, просто, зная о них, родители могут предупреждать трудные ситуации.

От семьи мы получаем две вещи: среду и генотип. Генотип мы изменить не можем. Сценарий же, заданный семейной средой, изменить непросто, но возможно. В этом смысле большую роль играет любовь: это тот самый опыт особого контакта с другим человеком, благодаря которому можно помочь себе измениться. Другой путь — психотерапия: в ее основе лежит идея, что, каким бы ни был предшествующий опыт, у нас всегда есть возможность беспредельно меняться.

Старший, средний, младший: важные особенности характера

Разумеется, играет роль и разница между детьми. Детишки с разницей в 10 лет или в два года – это совсем разные «старшие и младшие». Но что же общего можно выделить?

Средний ребенок в семье

Средние по очередности рождения дети зачастую обладают качествами независимости и соперничеству. Склонность к соперничеству возникает у них потому, что им часто приходится конкурировать ос своими старшими братьями и сестрами за внимание родителей.

Еще одно качество среднего ребенка – общительность. Возможно, оно развивается потому, что средним детям всегда есть с кем играть в семье – они много играют со старшими детьми.

Минусы этой позиции в том, что средний ребенок часто развивает качество ревности по отношению старшему ребенку в семье. Средний ребенок также может страдать резкими перепадами настроения.

Позиция младшего ребенка

Младшие дети в семье вырастают любящими и нежными «очаровашками», и достаточно расслабленными – возможно, причина этому в том, что достаточно расслаблены родители на момент. Когда они заводят последнего ребенка.

С другой стороны, младшие дети часто ленивы – они привыкают к тому, что старшие братья и сестры им часто помогают. Еще одно качество младшего ребенка – манипулятивность: эти дети учатся использовать свое обаяния для достижения собственных целей.

Старший: перфекционизм, ответственность, тревожность

Первенец – ребёнок, на котором родители «тренируются». Как правило, к нему предъявляют куда больше требований, чем к последующим отпрыскам. Такие дети чаще вырастают перфекционистами, стремясь сделать всё наилучшим образом. Но и родительского внимания они получают больше.

Как правило, у первенцев более тесная связь с бабушками и дедушками – на момент появления первого внука они гораздо моложе и энергичней и могут уделять ему больше внимания. Старшие дети часто более развиты, лучше учатся, чем младшие братья и сёстры. Учёные даже выяснили, что чем больше у чада старших братьев и сестёр, тем ниже его интеллектуальный уровень. Ведь самым младшим зачастую достаются лишь крупицы внимания. Правда, при условии, что детей в семье много, и разница между ними невелика.

У старших сильнее развито чувство собственности и страх за личные границы. Ведь именно они столкнулись с ситуацией, когда перестали быть единственными, потеряли (как им кажется) любовь и внимание родителей. Если родители поведут себя правильно, не станут делать из старшего безропотную няньку, то наличие младшего брата или сестры разовьет ответственность и умение заботиться. Если нет – ревность и обидчивость.

Старший, средний, младший: особенности воспитания

Психологи считают, что личность ребенка во многом зависит от того, каким по счету он появился в семье. Родителям важно учитывать старшинство детей и их разницу в возрасте, чтобы найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Я —Родитель расскажет вам об особенностях детей разного возраста в одной семье, что позволит во многом избежать проблем воспитания.

Средний: спокойный, дипломатичный, уверенный

Пожалуй, самая неоднозначная позиция. Средний ребёнок не имеет обязанностей старшего, но лишен его же привилегий – например, иметь карманные деньги, позже ложиться спать. Но и снисходительности, которая достаётся младшим, он лишён. Кроме того, ему приходится исполнять одновременно две роли – роль главного в отношениях с малышом и роль подчинённого – в связке со старшим. Родительского внимания ему перепадает меньше, чем первенцу, который рос один, и меньше чем малышу, о котором приходится заботиться в силу возраста. Сплошные сложности? Не всегда. При хорошем климате в семье средний ребёнок вырастает самодостаточным, самостоятельным, дипломатичным, и отлично находит язык со всеми окружающими.

Средний ребенок

Средним детям приходится труднее всего, поскольку их промежуточное положение не позволяет им выделиться. Средний ребенок обычно завидует старшему, поскольку тот выполняет роль лидера, но при этом и недолюбливает младшего, который своим появлением лишил его самого этого статуса. Именно поэтому средние дети всеми силами стремятся самоутвердиться, и часто соперничают со своими братьями и сестрами.

Положительные черты характера, которые обычно присущи детям, родившимся средними – коммуникабельность, гибкость, общительность, дипломатичность. Они легко находят общий язык с другими людьми, доброжелательны и не отличаются излишней напористостью.

Но, несмотря на присущие им положительные качества, средние дети часто имеют проблемы с самооценкой, поскольку оказываются лишенными привилегий внутри семьи. Такие дети порой не видят смысла в том, чтобы добиться успеха, поскольку привыкли к тому, что все «лавры почета» обычно достаются старшим и младшим братьям и сестрам.

Чтобы такого не случилось, родителям нужно быть особенно внимательным к умениям и талантам среднего ребенка. Дайте ему возможность в чем-то превзойти своих братьев или сестер, помогите найти себя в каком-либо деле: пусть ребенок займется интересным делом. Также стоит иногда позволять ему побыть наравне с остальными детьми: отпустите его на рок-концерт или дискотеку вместе со старшим ребенком, или разрешите подурачиться вместе с младшим. Только так средний ребенок сможет оценить преимущества своего положения в семье.

Если ребенок — единственный

Единственный — значит избалованный? Совершенно не обязательно. Но стоит учитывать, что жизнь его и развитие протекают иначе, чем у тех, с кем рядом растут братья или сестры.

Во всем виноваты другие

Некоторым из нас бывает трудно отвечать за свои поступки. Они склонны оправдывать себя и перекладывать вину на других. Как возникает эта привычка?

Младший: беззаботность, оптимизм, умение приспосабливаться

С самого рождения он понимает, что у родителей не один. И за внимание надо побороться – любыми доступными способами. Как ни стараются папа с мамой быть объективными, младшенький на фоне старшего всегда будет выглядеть трогательным, смешным, уязвимым. Его сложно не баловать, не жалеть чуть больше. Именно поэтому младшие ощущают себя любимыми и надежно защищёнными. Если с опекой переборщить, к этому может прибавиться некая инфантильность и нежелание принимать решения. При этом с ранних же лет младшие учатся делиться – или бороться за место под солнцем, в зависимости от отношений с сиблингом.

Чем меньше разница между детьми, тем более размыты эти черты. А у погодок, особенно однополых, на первый план выходит соперничество, которое со временем может перейти и в тесную дружбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство