Речь ребёнка в 3 года

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Развитие речи детей 3-4 лет

Для оценки речи нужно обратить внимание умеет ли он вести диалог, самостоятельно рассказать историю. Для улучшения нужно чаще разговаривать и слушать чадо.

Сколько слов должен говорить ребенок в 3 года

Словарный запас постоянно пополняется. Новые слова приходят с книгами, мультфильмами и разговорами. Ребенок в 3 года использует в речи около 500 слов, знает около 1500.

Возрастные нормы развития речи в 3 года

Каждый малыш особенный, но есть стандарты нормы:

  • Уметь назвать имя, возраст.
  • Составлять предложения из 5 слов.
  • Изменять слова (кот — кошечка).
  • Называть синонимы к предметам.
  • Относить предметы по группам.
  • Выговаривать буквы, кроме ж, ш, з, с, ч, щ, р, л.

Задачи развития грамматической стороны речи

Развивать речь лучше в игровой форме. Задачи для развития:

  • Называть предметы в единственном и множественном числах.
  • Пользоваться предлогами.
  • Сопоставлять прилагательное и существительное.
  • Формировать из одного слова другие (соль — солонка).
  • Употреблять слова с разными приставками (уехал — приехал).

Развитие речи младшая группа (весна)

Развитие речи младшая группа весна формирует начальные познания о приходе весеннего времени года. В ходе игры он сможет делать следующее:

  • Отгадывать загадки.
  • Увеличить знания.
  • Пополнить словарный запас.
  • Отвечать на вопросы, не перебивая других.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Показывать движения, связанные с текстом.
  • Развить память.

Нормы речевого развития от трех до четырех лет к марту

Во время развития речи в младшей группе на март ставят следующие цели:

  • Изучение новых звуков через стихи.
  • Повторение звука [т], [п], [к].
  • Воспроизведение части знакомой сказки.
  • Учить звукоподражательные слова.

Малыш до четырёх лет пытается придумать невообразимые слова. Речь в этом возрасте не подготовленная, запас слов постоянно растет.

Важно! Возраст 3–4 года — период настоящих «почемучек». Главное отвечать на вопросы кратко и в понятной форме!

Развитие грамматического строя в 3 года

В три года начинает формироваться грамматический строй речи. Он должен понимать взаимосвязь между словами. Познание невозможно представить без игр, книг, общения с родными и сверстниками.

Как определить задержку речевого развития

У малыша до четырех лет формируется связной разговор. Бить тревогу нужно в следующих случаях:

  • Говор непонятен окружающим.
  • Ребенок не может назвать предметы вокруг.
  • Слова проглатываются, произносятся не полностью.
  • Сверстники не могут понять малыша.

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.

Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

Возраст трех-четырех лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.

В 3 года речь ребенка не разборчива

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне

Существуют стандарты оценки развития речи. При возникновении проблем нужно не упустить момент и обратиться к специалисту.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са. )
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается. )

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки .

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

Содержание:

  • Речевые навыки
  • Мышление
  • Развитие моторики
  • Бытовые навыки
  • Двигательные навыки
  • Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
  • Навыки социального общения

Особенности возраста

Уровень развития речевых навыков трехлеток может существенно отличаться. В это время какие-то дети уже имеют подобие формировавшейся речи: они с легкостью говорят сложными предложениями, выдают быструю реакцию на реплики в их сторону, а также замечают какие-либо ошибки в разговорах своих сверстников.

Другие же, наоборот, лишь начинают с запинками строить фразы. Их путь к вполне понятной, сформированной речи еще долог.

Исходя из того, что дети трех лет продолжают активно познавать окружающий мир, общаться с людьми и открывать для себя массу всего интересного, начинается период «почемучки». Конечно, у них уже есть какой-то опыт познания окружающего, но это лишь 2% того, что им хочется знать, и на какие вопросы они сами могут дать ответы. На все остальное они ждут ответ у вас, родителей.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Методики развития речи

Существуют разные методики, направленные на расширение кругозора, увеличение словарного запаса и качества говора.

Метод оценки речевого развития

Речевое развитие оценивают по таким параметрам:

  • Активная речь.
  • Понимание собеседника.
  • Выполнение речевых команд.

Оцениваем мышление и моторику

Для оценки нужно попросить ребенка сделать следующее:

  • Назвать части тела.
  • Описать картинку.
  • Ответить на вопросы о любимой сказке.
  • Сделать поручения.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Родителей должны насторожить:

  • Ее отсутствие.
  • Произношение части слов.
  • Отсутствие предложений.
  • Жесты вместо слов.

На приеме у логопеда

Технологии определения динамики развития речи

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу, логопеду, лору, психологу.

Что нового пишут о детском речевом развитии

Существует огромное количество конспектов и собраний книг, посвященных особенностям детского развития. Они советуют разговаривать на равных. Возможно молчание — это психологическая проблема.

Комаровский

Комаровский советует: обследовать ребенка, больше общаться, не ругать за молчание. Следует бросить все силы на устранение причины плохого уровня разговора. Это могут быть последствия психологической травмы, отклонения на уровне неврологического характера.

Диагностика должна помочь поставить диагноз. Родители должны следовать рекомендациям, должны создать благоприятную обстановку в доме.

Важно! Комаровский считает, лучшее средство для борьбы с плохой речью — отдать ребенка в детский сад.

Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени. Усердие родителей дает больше половины успеха.

Ушаков

По методике Ушакова дети пытаются излагать мысли простыми предложениями, с использованием разных частей речи. Ребята пополняют запасы слов, обучаются словообразованию и грамотности. Коррекция происходит в простой обстановке, без особой нагрузки на ребенка.

Для подбора решения проблемы изучают генетику, возраст, пол и способности малыша.

Родителям будет интересно прочитать труды Ушакова О. С. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. В методике описан подробный план занятий с ребенком.

Гвоздев

Он считал изучение речи должно быть поэтапным. Дети начинали делать успехи в короткие сроки.

Обратите внимание! Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Ведя постоянный диалог с малышом, можно избежать проблем.

Он долго наблюдал за детьми с проблемами в речи. И понял, что ребята усваивают материал плохо с окончаниями, образованием прилагательных. Разделил становление разговорных функций на несколько этапов.

Занятия не должны превышать 10 минут. Дополнительный материал должен быть красочен, не больше 5 картинок за занятие. Оценка развития должна быть с учетом индивидуального подхода и учитывать начальные способности ребенка.

Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Постоянный диалог с малышом позволит избежать многих проблем.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления. Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машинамммашина, вместо мультикмумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

Дети 3-4 лет имеют навыки самообслуживания и представление об окружающих их предметах. Они начинают произносить осмысленные словосочетания и предложения. Развитие речи у ребенка 3 лет способствует устранению сложностей в применении некоторых звуков и построении фраз.

Грамматика речи трехлетних детей

Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Например, «начался дождь, поэтому я взял зонтик». Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.

Речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

Особенности речи в 3-4 года

Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.

  • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
  • К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
  • Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.

При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.

  • Активная лексика.

Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).

  • Грамматический строй речи.

Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р]. Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).

Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.

  • Интонация, выразительность.

Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

Возможные отклонения в речевом развитии

К сожалению, все могут столкнуться с речевыми отклонениями и задержками. Поэтому фраза «Предупрежден – значит вооружен» тут как никогда кстати. Если вы обратитесь к специалисту своевременно, узнаете про методики, которые помогут скорректировать какие-то недостатки речи вашего чада.

Итак, что указывает на отклонения в речевом развитии трех лет:

  1. Испытывает трудности при произношении слов. Например, произносит звуки или слоги несколько раз подряд.
  2. Говорит слишком быстро или слишком медленно.
  3. Активный и пассивный словари очень скудны.
  4. Все еще использует звукоподражания вместо полноценных слов.
  5. Не может пересказать текст. То есть ребенок не способен запомнить содержание простого текста, адаптированного под его возраст. Например, «Курочка ряба». Ему тяжело понять текст и сформулировать пересказ на свой манер.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Речь ребенка в 3 года и ее формирование

Здравствуйте, дорогие читатели? Как часто вы сталкивались с проблемами, касаемо развития ваших детей? Часто ли вам казалось, что ваше чадо где-то отстает? Являлось ли ваше беспокойство обоснованным, или же это были придирки? Сегодня мы постараемся развеять ваши опаски, с которыми вы можете столкнуться. Мы поговорим о том, какова должна быть речь ребенка в 3 года.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

Оксана Бельмас
Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой,являются такие показатели:

в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;

мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;

в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;

ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.

Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.

Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);

описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;

точно повторять слова и предложения, которые услышал;

разговаривать на пониженных и повышенных тонах;

произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);

хорошо понимать, о чем идет речь.

называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».

При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Как научить малыша говорить правильно?

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.

Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:

Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».

Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).

Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.

Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).

Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.

Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.

Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).

Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.

Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.

Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу.Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».

Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Упражняемся с помощью игр

Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства.Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.

Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями,среди которых:

Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер,после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).

«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.

«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.

«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.

Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами.Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».

Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКААктивная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Консультация для родителей. «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу.

Консультация «Как стимулировать речевое развитие ребенка?» Как стимулировать речевое развитие ребенка? Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у.

Консультация «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со.

Консультация «Познавательное и речевое развитие ребенка» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Извлечение из ФГОС ДО. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,.

Речевое развитие детей 4-го года жизни (выступление на родительском собрании) Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших.

Речевое развитие ребенка. Ошибки семейного воспитания Консультация для родителей «Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.» Роль родителей в развитии ребенка. У.

Речевое развитие ребенка в 3–4 года В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.

Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет

Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.

Развивают ли мультфильмы речевые навыки

Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.

Мультфильм с мамой

Грамматические упражнения и игры

В качестве упражнений применяют следующие:

  • Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
  • Речевое сопровождение действий.

В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.

Как способствовать развитию речи

На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:

  • Общаться с людьми.
  • Учить новые слова.
  • Поправлять речевые ошибки.
  • Говорить с разной интонацией.
  • Читать книги.
  • Вести диалог, пытаться разговорить.

Советы родителям: как необходимо развить связную речь

Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.

Как научить говорить правильно

Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.

Как избежать задержки развития речи

Изучение речи зависит от позиции родителей. Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду.

Родительский опыт: учим стихи с мамой

Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.

Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом.

Как создать правильную среду для развития речи

С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Причины острых проблем:

  • Плохой слух.
  • Слабые мышцы рта.
  • Недостаток общения.
  • Недопонимание фраз.
  • Заболевания.
  • Плохие привычки родителей.

Формирование связной речи ребенка в 3 года

Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.

Использование прилагательных

В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).

Самостоятельная диагностика задержки

Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.

Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Упражняемся, играя

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

Норма речевого развития детей в 3 года

  1. Ребенок употребляет предложения, состоящие больше, чем из трех слов.
  2. Его речь состоит из существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных и местоимений.
  3. Начинает использовать правильные падежные окончания правильно, сочетать слова по роду и числу.
  4. Знаком со словами, которые обозначают обобщение какой-либо группы слов (еда, напитки, одежда и т.д.).
  5. Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  6. Правильно ставит ударения в словах, которые проговаривает довольно часто.
  7. Может составить рассказ, смотря на картинки в книге. При этом могут понадобиться наводящие вопросы от взрослых.
  8. Произносит большинство звуков правильно. Но с такими как ш, щ, ч, р, л, могут возникнуть проблемы.
  9. Активно проявляется словотворчество. Это совершенно нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует подстраивать слова под себя и произносить их так, как ему это больше нравиться. Например, «лисиный» вместо «лисий». Не бойтесь, это пройдет к 4-5 годам.
  10. Дети начинают устанавливать смысловые связи между предметами, действиями их названиями.
  11. Интонационная выразительность растет. Малыш начинает рассказывать стихи (если он это может) с нотками выразительности. Хотя ему до сих пор непросто контролировать громкость и темп.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Особенности развития речи в 3-4 года

Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим миром. С каждым годом это знакомство становится все более интенсивным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной возрастной ступени.

В 3 года по большому счету уже завершается анатомическое созревание речевых областей мозга. Трехлетний ребенок способен воспринимать многие понятия, если ему доступно объясняют.

Набирает обороты моторная речь. Большинство слов еще произносится малышом на своем языке, понятном только близким. Но ребенок уже много говорит. Взрослым необходимо понять процесс формирования детской речи, чтобы эффективно на него влиять.

В этом возрасте новые слова легче и прочнее усваиваются, если они сопровождаются двигательными условными рефлексами.

Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, 3-летний малыш тут же забудет его название. Чтобы новое понятие закрепилось, крайне важно подключить как можно больше органов восприятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он умеет звонить. Послушай, как он звучит. Теперь ты позвони колокольчиком. Давай позвоним тихонько, а теперь сильно. Запомнил, как называется? Скажи «ко-ло-коль-чик».

После такого обстоятельного знакомства в детской памяти отложится новое слово. Более того, ребенок заодно будет обучаться грамматическим стандартам родного языка и пониманию, как включать новое слово в предложения (колокольчик, колокольчиком и пр.).

Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Тем более им не доступен переносный смысл фраз, которым зачастую злоупотребляют взрослые. Как привычно родители, стараясь приучить малыша к порядку, дают указания такого рода: «Сложи аккуратно свои игрушки». И удивляются, что видят вовсе не тот результат, на который рассчитывали.

Этому есть объективные причины. Во-первых, ребенок может относить к обобщенному понятию игрушки не всё, с чем он играет. Поэтому, всяких мишек и кукол он может рассадить по местам, а к машинкам даже не прикоснется. Во-вторых, условие аккуратно и вовсе непостижимо трехлетним умом в данном контексте. Малыш понимает, чего от него хотят, когда призывают аккуратно кушать, и уже знает, что во время еды важно сохранять одежду чистой. Но какое отношение это имеет к складыванию игрушек. Разумеется, кроха не способен на такие рассуждения. Он просто не применяет условие аккуратности, собирая игрушки.

Нормы речевого развития в 3-4 года

Родители сравнивают достижения своего ребенка и других детей. Даже, если стремятся не прибегать к этому, сравнение происходит непроизвольно. Естественно желание заботливых родителей знать, какие возможны достижения в 3-летнем возрасте.

Безусловно, существуют усредненные нормы относительно развития речи детей. На них можно ориентироваться только примерно, потому что в трехлетнем возрасте ребенок еще слишком мал, чтобы соответствовать каким-либо рамкам.

В основном, речь дошкольников 3-4 лет характеризуется следующими параметрами:

  • Словарный запас 1500-1900 слов;
  • Говорит простыми предложениями;
  • Речь ситуативна («Дай мне то», «Моя машина там» и пр.);
  • Использует в основном существительные, глаголы и местоимения;
  • Произношение выражено смягченное, с искажением многих звуков.

Речевые нарушения в этом возрасте естественны. Главное, взрослые не должны подстраиваться под детский язык. Кстати, дошкольники очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подражая детскому произношению.

Оцениваем речь ребенка в 3 года: показатели нормы и признаки отклонений

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Нормы и особенности речевого развития детей в возрасте 3 – 4 лет

Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

Речь ребенка в 3 года: нормы и отклонения

30.08.2015 , Нормы развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Видео для развития мелкой моторики рук

Дорогие родители, надеюсь, что вас не коснуться проблемы, связанные с речевым развитием ребенка. А если даже и случится такое с вами, не бойтесь, всему есть решение. Речь ребенка в 3 года – это еще не вполне сформировавшаяся взрослая речь.

Над ней предстоит еще большая работа. На этом я говорю вам пока. Будем рады, если вы поделитесь нашим сайтом со своими друзьями.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство