Ребенок идёт в сад: главные родительские разочарования

Вам очень бы этого хотелось! Вы думаете, что кроха научится завязывать шнурки и надевать штанишки, что он станет заправлять за собой постель и освоит наконец-то горшок.

Реальность: Малыш может позабыть и то, что умел ранее

А виной всему стресс – новые условия, чужие люди, мамы нет рядом… Нередко возникает «откат» — и малыш, который уже мог самостоятельно одеваться, способен «забыть» все навыки. Терпение, терпение и еще раз терпение – скоро все наладится.

1. Мой ребенок особенный и заслуживает того, чтобы иметь все.

Слово «особенный» в современном мире утратило свой смысл. Раньше оно употреблялось для обозначения людей, обладавших каким-то необычным качеством или в чем-то превосходивших других людей. Сейчас многие люди считают, что ощущение себя особенным является некой обязательной составляющей самооценки и самоуважения и стараются заставить окружающих считать их особенными.

Источник фото: unsplash.com

Они говорят: «Я не чувствовал себя каким-то особенным», словно их в чем-то обокрали. Это нарциссическая претензия к миру: «Я — особенный просто так и это необязательно заслуживать».

Несомненно, любой ребенок является особенным для своих родителей. Однако нет никаких оснований для того, чтобы другие люди считали моего ребенка «особенным» только потому, что так считаю я.

Эта установка уходит своими корнями в нарциссическое неумение признать, что другие люди — это отдельные личности, а потому не обязаны думать и чувствовать именно так, как думаю и чувствую я. Ребенок или взрослый, который ожидает, что к нему будут относиться как к особенному, обречен на постоянные разочарования в жизни и проблемы в межличностных отношениях. Социум не станет отзеркаливать ему его псевдореальность.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Как говорить с ребенком о детском саде. Режим посещения детского сада

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

5. Детям нужна полная свобода выражения. Они «чисты» духом, и без вмешательства взрослых сами станут превосходными людьми. Нет никакой пользы в том, чтобы прибегать к авторитарным методам воспитания, чтобы воспрепятствовать проблемному поведению.

Никто не любит быть «плохим человеком» в глазах собственного ребенка. Но убежденность в «естественной чистоте ребенка» представляет собой нарциссическое искажение реальности, которое позволяет родителям избегать неприятных ситуаций, связанных с необходимостью социализации ребенка.

Источник фото: unsplash.com

Дети, лишенные родительского наставничества, как правило, не вырастают хорошими людьми, у них часто наблюдаются проблемы в поведении. Задача родителя выстроить адекватные рамки для своего ребенка. Для решения этой задачи иногда приходится прибегать и к авторитарным методам воспитания.

Чтобы успешно пройти стадию раннего детского нарциссизма, детям нужна родительская помощь. Им требуется помощь, чтобы избавиться от их инфантильного ощущения грандиозности, всемогущества, вседозволенности. Им нужны сильные заботливые родители и корректирующая обратная связь. Им нужны родители, которые своим примером могут показать, что значит быть правыми, честными и достойными. Именно посредством присвоения ценностей родителей у детей развивается совесть, формируется нравственность.

3. Мой ребенок никогда не должен переживать лишения и неудачи. Если мой ребенок в какой-то момент несчастлив, значит я плохой родитель. Переживание неудач всегда является негативным, поэтому их следует избегать любой ценой.

У ребенка достаточно сил, чтобы пережить проигрыш, отказ или разочарование. Не нужно выворачиваться наизнанку, чтобы никоим образом не расстроить ребенка. Иначе мы рискуем создать для детей нереальный мир, где им потакают и осуществляют над ними тревожный сверхконтроль.

Источник фото: unsplash.com

Детям, как и взрослым, можно помочь, когда они в жизни испытывают разочарования или даже проходят через кризисы, чтобы они в них закалились и стали сильнее. При наличии родительской поддержки именно препятствия и даже неудачи в основном формируют человеческий характер. Не лишайте детей возможности противопоставлять себя препятствиям в жизни, с которыми приходится сталкиваться.

Не нужно избегать возможностей, позволяющих детям овладеть чувством фрустрации, потери, разочарования, одиночества, скуки, зависти, вины и гнева — и помочь детям в этом должны сочувствующие, доступные для них взрослые.

Детям требуются переживания, которые давали бы им реалистичное ощущение своего «Я» в мире: победителя и побежденного, хорошего и плохого, самодостаточного и зависимого, дающего и получающего, уверенного в себе и сострадающего другим.

Без вины виноватый

Что же получается? Чем напористее и активнее становятся родительские требования, чем большей смекалки и талантов они ждут от своего ребенка, тем больше он походит на эту самую бестолочь, плохо понимая, плохо реагируя, обижаясь и упрямясь.

Самое время задуматься, может, подход родителей к воспитанию ошибочен? И если напором и поторапливанием ребенка не проймешь, значит нужно сделать все с точностью до наоборот?

Именно так и обстоят дела. Родители, все те, кто недоволен своими детьми, все те, кто видит в них лишь нерасторопное, несообразительное существо, ваше мнение о ребенке крайне ошибочно. Чтобы это осознать и увидеть таланты своего чада нужно всего лишь изменить угол зрения.

Все, что вы ожидаете и хотите воспитать в своем ребенке ему не свойственно. Поэтому ваши воззвания напрасны, ваше сожаление беспочвенно. Когда нет способностей к одному, они обязательно есть к чему-то другому.

Конкретно вашему ребенку присуще прямо противоположные всему, что вы от него ждете, качества. Это качества типа психики под названием анальный вектор. Он делает человека медлительным и неспособным на быстрые реакции. Эти качества позволяют именно ему, а не шустрому сообразительному и неусидчивому мальчугану с кожным вектором, обстоятельно и скрупулезно относиться к своим занятиям. Они дают ему возможность быть терпеливым и усидчивым в изучении любых наук (при наличии верхних векторов) или всего, что связано с работой руками. Нужно только найти нужное направление и ваш ребенок будет способен стать в нем настоящем профессионалом. И в будущем его будут ждать не меньшее успехи, чем самого сообразительного умничку с другим типом психики.

Но быть таким сегодня ему не позволяете вы сами. Вы торопите его, не давая сосредоточиться и довести начатое дело до конца. Вы ругаете его, лишая стимула заслужить вашу похвалу, сделав все на «отлично» (мама ведь уже раздражена). И тогда он обижается на вас, реагирует на стресс во время спешки ступором. Вы собственноручно вгоняете его в негативные и чреватые серьезными последствиями состояния.

Почему же так сложно понять такие простые, казалось бы, вещи? Потому что внутри себя мы ощущаем способность выполнить свое требование. Мы на это способны. Именно это и не дает осознать, принять и смириться с тем, что ребенок другой и не в состоянии быть таким же, как мы сами. А когда требования ставятся неправильные, разочарование является единственным возможным результатом.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Нарцисс по наследству: главные родительские заблуждения

Редактор популярного ресурса о материнстве «Мамсила» заметила, что все чаще сталкивается с так называемыми родителями-нарциссами. Как воспитание в таких семьях влияет на детей? Передается ли нарциссизм по наследству? И так ли плохо, если ребенок будет чувствовать себя особенным и думать, что он лучше всех?

Источник фото: unsplash.com

Признаки нарциссических родителей:

— Имеют нереалистичные ожидания в отношении своих детей;

— Управляют в мелочах жизнью своих детей, не обращая внимания на их желания и чувства;

— Проживают свою жизнь через своих детей;

— Используют своих детей для удовлетворения собственных потребностей;

— Заражают своих детей страхами и тревожностью;

— Видят в своих детях друзей или подруг, которым можно доверять тайны;

— Помещают своих детей в центр конфликта с другим родителем;

— Слишком контролируют своих детей, слишком навязчивы;

— Настолько заняты своей жизнью, что не могут принимать участия в жизни ребенка.

7. Формирование самооценки состоит в том, чтобы объяснить детям, какие они «особенные», и регулярно заставлять их повторять «подтверждения» своей «особенности». Детям не следует чего-либо добиваться, чтобы в себя поверить, и их нужно оберегать от вредного воздействия конкуренции.

Когда детей поощряют приложить какие-то усилия, они открывают для себя собственные возможности и получают опыт, который становится частью их представления о себе. Если они спотыкаются или терпят неудачи, это тоже обучающий опыт, благодаря которому они впоследствии могут стать сильнее и получить более реалистичное представление о себе. Не каждый и не во всем может быть хорош, но выявление того, что действительно хорошо получается — это одна из составляющих формирования адекватной самооценки.

Источник фото: unsplash.com

Родители могут помочь такому формированию, создавая окружающую обстановку, где есть разные возможности, где по достоинству оцениваются приложенные усилия и дети приобретают умения и навыки, позволяющие им совладать со своим разочарованием.

Детей невозможно одурачить, назвав их «особенными» и сообщив им, что им не нужно ничего делать, чтобы с полным основанием считать себя таковыми и чтобы таковыми их могли считать другие люди.

Однако, дети соглашаются с нашими ожиданиями, что они являются особенными, цепляясь за свое инфантильное ощущение грандиозности и всемогущества. Безосновательные подтверждения этого лишь укрепляют у детей нарциссизм в ущерб развитию у них подлинной Самости.

Кроме любви все дети с самого их рождения и до совершеннолетия испытывают потребность в устойчивости, структуре, прочных границах, эмпатической настройке и в человеке, который должен быть взрослым. Им необходимо знать, от кого может зависеть удовлетворение каждой их потребности; кто о них позаботится, утешит, успокоит, защитит, научит, обеспечит.

Полная совокупность таких «знаний» формирует границы в их жизни. Их следует научить тому, что представляют собой их собственные личностные границы, кто может их нарушать и в каких обстоятельствах.

Им также нужно понимать, что другие люди тоже имеют свои личностные границы, к которым следует относиться с уважением. Наша родительская обязанность состоит в том, чтобы расставить по местам все эти структуры и поддерживать их или изменять с течением времени.

По мотивам книги Сэнди Хотчкис «Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма».

Мой ребенок – бестолочь! Родительское разочарование в результате неправильного воспитания

Какая тут гордость? Одно раздражение. Одним словом, бестолочь растет. Но родители ошибаются. Бестолочью ни один ребенок не рождается, как бы ни была замедленна его реакция, как бы долго он ни думал, прежде чем выполнить мамину просьбу. Но бестолочью можно сделать, систематически прикладывая все свое родительское возмущение и негодование в воспитательных целях. Авось, дойдет до него?

Что больше всего раздражает родителя в нерадивом чаде? Это бурные моменты какой-то спешки. Взрослые спешат, не успевают, а ребенок еще больше тормозит весь процесс, о чем бы ни шла речь, опоздание на работу или медленном корпении над уроками…

Спеша, мы естественно подгоняем, наседаем на ребенка: «Давай быстрее! Ну что ты копаешься!» Но сколько ни торопи, оказывается, двигаться быстрее ребенок не в силах, как не в силах он быстрее думать и отвечать на вопросы, расторопнее реагировать на указания.

Слова родителей не могут пробить невидимую стену его несообразительности. И чем сильнее напор, тем крепче становится эта стена. Но взрослые отказываются это видеть и понимать.

Ожидание: Малыш станет более общительным

Вы так надеетесь на детское учреждение! Ваш кроха ещё в песочнице сторонился других детей, боялся родного дядю и прятался при его виде за мамину юбку… Вам кажется, что уж в детском саду он «социализируется» и резко станет общительным.

Реальность: Ребёнок может ещё больше замкнуться

Откуда вообще в головах родителей взялась эта социальная адаптация? Если человек интроверт, то он и в младенчестве не любит чрезмерного общения, массовых мероприятий и шумных игр. И это совершенно нормально. Есть даже такое понятие – «несадовский ребёнок», когда малышу настолько плохо в группе, что с садиком приходится прощаться навсегда.

Ожидание: В детском саду ребёнок научится читать-считать

Воспитатели занимаются с малышами, учат их счету, письму и чтению. Да и вы не раз видели на детской площадке, что «садиковские» дети дают фору детям домашним – вот и решили, что через пару месяцев ваше чадо порадует вас «Письмом Татьяны к Онегину».

Реальность: Ребёнок научится ругаться

Конечно, не факт, но очень может быть. Гораздо быстрее ребёнок усвоит такое интересное слово из трёх букв, которое любит повторять Елисей, чем заунывное «Мама мыла раму». И к этому надо быть готовыми.

Адаптация к детскому саду и новый режим дома

Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.

Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.

Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.

Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.

В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.

Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.

4. Что хорошо для меня, то хорошо и для моего ребенка.

Истоки такой установки находятся в неумении родителя видеть индивидуальность своего ребенка. Еще более тяжелая истина состоит в том, что потребности родителей и детей зачастую очень разные, конкурирующие и даже взаимоисключающие.

Утверждение «То, что хорошо для меня, хорошо и для моего ребенка» легло в основу образа мышления, исключавшего индивидуальные интересы и потребности детей и мешавшего оказывать им нужную поддержку. Это обстоятельство способствует развитию детского нарциссизма, так как границы оказываются размытыми.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Как говорить с ребенком о детском саде

В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.

Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

Ребенок не хочет уходить из детского сада

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, что их чадо не хочет идти в детский садик. Но иногда ребенок наоборот не хочет возвращаться из него домой. И если первая ситуация вполне типична, то вторая может вогнать родителей в ступор, а в худшем случае – принести разочарование в себе. Но не стоит заранее расстраиваться в своих родительских способностях. Лучше постараться найти причины, почему ребенок не хочет уходить из детского сада, и понять, как решить проблему.

Решение проблемы

Какова бы не была причина того, что ребенок не хочет уходить из детского сада, подобное поведение малыша может привести к дискомфорту родителей, особенно если папы и мамы других малышей с этим не сталкивались. Но решить проблему можно, главное понять, в чем ее причина.

Если малыш не хочет отрываться от своих маленьких друзей, можно после садика привести малыша на детскую площадку, что бы он еще поиграл со своими сверстниками. Но не всегда у родителей есть возможность ждать, пока их чадо наиграется. В таком случае можно попробовать забирать малыша из садика одним из последних (но не последним, иначе ребенок ощутит себя ненужным), когда большинство его друзей покинут ясли, и у него не будет больше причин оставаться. Тем самым, родители покажут ребенку, что другие дети тоже уходят домой.

Другое дело, когда вина лежит на родителях. Если это так, тогда им придется сменить модель своего поведения, каких бы усилий это не требовало. Так, после прихода с детского сада, следует уделить малышу хотя бы час своего времени. Пообщаться с ним, поиграть. Чтобы малыш не боялся возвращаться домой, необходимо воздержаться от криков и истерик. И ни в коем случае нельзя доходить до рукоприкладства.

В любом случае, родитель, забирающий малыша, должен улыбаться ему, давать понять, что он соскучился по нему, нуждается в нем. Нужно дать ребенку понятие того, что он нужен родителям. Кроме того, не лишним будет забирать малыша в одно, и то же время, не опаздывая.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.


В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Как выглядит детский протест

Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста.

  • Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
  • Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
  • Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Доктор Комаровский о детском садике

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

5 аргументов «ЗА» детсад

Когда ребенок истерит, не хочет идти в садик, некоторые родители задумываются о том, так уж ли нужен им детсад. Посидим подольше в декрете, вызовем из деревни бабушку или поднатужимся и наймем няню…

Конечно, окончательное решение зависит от индивидуальных особенностей семьи, но родителям стоит учесть следующие важные аргументы в пользу воспитания в детсаде:

  1. Социальная адаптация и общение с другими детьми. Ваш ребенок не сможет прожить всю жизнь только рядом с вами, где его любят и лелеют. Впереди – школа и взрослая жизнь, где нужно уметь сосуществовать рядом с другими людьми, не всегда хорошими. Садик дает отличную начальную подготовку, во время которой маленький человечек учится решать свои первые проблемы.
  2. Развитие личности, получение знаний и опыта. Редко какие родители обладают достаточным уровнем знаний и умений в различных областях. Поэтому в садике больше возможностей для обучения детей. Там они получают первые знания об окружающем мире, занимаются физкультурой, творчеством и т.д.
  3. Развитие самостоятельности. Дома дети постоянно находятся под родительской опекой, тогда как в садике у них появляется мотивация поскорее научиться всему самим. Им ведь не хочется отставать от сверстников, которые умеют сами одеваться, застилать свою кроватку, лепить красивые игрушки из пластилина и т.п.
  4. Закалка. Сидя дома, дети в определенной мере ограждены от воздействия внешней среды. Это правда, что, попадая в детсад, многие дети начинают чаще болеть. Но проблема кроется не в самом учреждении, а в пониженном иммунитете. Если ребенок сидит дома, иммунная защита не тренируется, и впоследствии он будет так же часто болеть в школе, а детсадовская «закалка» (под которой подразумеваются в первую очередь профилактические меры) позволяет укрепить иммунитет.
  5. Возможности для родителей. Ребенок, конечно, остается на первом месте, но это не значит, что взрослым нужно ставить крест на своих планах, в том числе карьерных. Пока ребенок находится под надежным присмотром в саду, папа с мамой могут спокойно заниматься другими важными делами.

В детском саду малыш получает бесценный опыт, поэтому стоит предпринять усилия, чтобы преодолеть временные трудности.

Этика поведения ребёнка в детском саду, или Что должны знать родители, когда «идут в садик»

Евгения Кобзева
Этика поведения ребёнка в детском саду, или Что должны знать родители, когда «идут в садик»

Этика поведения ребёнка в детском саду

Что должны знать родители, когда «идут в садик»

Ребёнок пошёл в садик – это очень важный этап в жизни как родителей, так и их чад. Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет посещать детский сад. Постарайтесь выяснить все интересующие Вас вопросы и в разговорах подготовить ребенка к изменению в его жизни. Придите вместе с ребенком в детский сад на прогулку. Заинтересуйте малыша всем происходящим в детском саду.

Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?

К сожалению, есть несколько весьма распространенных родительских стратегий, которые на первый взгляд должны были бы облегчить привыкание к саду, а в действительности только провоцируют новые проблемы.

Стратегия первая – идеализация. Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Когда эти чрезмерно радужные представления малыша сталкиваются с действительностью (даже хорошей действительностью, у ребенка появляется негативная реакция и разочарование в садике (детях, воспитателях и т. д.).Будьте честны с малышом: рассказывайте о том, что в садике ему будет не только весело и интересно, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным. Объясните, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад. Это его «работа»: чем лучше и успешнее он освоит то, чему его учат, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.

Стратегия вторая – «работа есть работа». Нельзя слишком строго подходить к ребенку («Пора – значит пора!», «Надо – значит надо, и нечего плакать, стонать!»). Конечно, детский сад – это его новая и очень ответственная обязанность, но родители должны помнить и понимать, что любой начинающий новое дело (будь то взрослый или ребенок) имеет право как на ошибки, так и на переживания.

Стратегия третья – подкуп. Многие родители стараются или ввести прямую оплату за посещение детского сада, или как-то компенсировать «страдания» ребенка, загладив тем самым свою вину перед ним. Такая тактика, во-первых, ставит посещение садика в зависимость от выплат (отношения между родителями и маленьким ребенком приобретают не совсем здоровый финансовый характер). А во-вторых, родительские, не денежные компенсации страданий способны окончательно загубить иммунитет ребенка, который и так ослаблен в период адаптации (ежедневные аттракционы, кафе-мороженое, театры и развлекательные центры после садика – непомерная нагрузка для маленького организма).

Стратегия четвертая – обсуждение. Не стоит обсуждать при ребенке то, что вам не нравится в детском саду. Подобные разговоры могут незаметно сформировать у ребенка негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам, детям.

Стратегия пятая – «мой бедненький». Это самая страшная из всех ошибочных родительских стратегий. Встречается у родителей, дети которых имеют какие-либо индивидуальные особенности (проблемы зрения, слуха, полнота/худоба, нарушения речи, хронические соматические заболевания). Эти родители, отдавая ребенка в сад, заранее готовятся к тому, что придется спасать свое дитя от насмешек других детей. При этом родители совсем не учитывают реальные проблемы ребенка и забывают, что комплексы у детей появляются только «благодаря» нам, родителям. Хотите, чтобы ваш ребенок не испытывал проблем? Верьте, что так и будет!

Но вот уже год позади… У педагога-воспитателя налажен контакт с родителями, дети полностью адаптированы и теперь к ним будут предъявляться требования в соответствии с их возрастными изменениями… Существует этика поведения детей в детском саду, которую должны соблюдать дети, а родители, в свою очередь, обязаны знать эти правила и требовать от детей их соблюдения! В каждом детском садике установлены свои нормы и правила поведения, которые приняты во всех дошкольных учреждениях. Давайте разберем некоторые из них. Жизнь дошкольника подчинена режиму и расписанию занятий и для того, чтобы везде успевать, необходимо четко следовать им.

1 Аккуратно одетый ребёнок приходит вместе с мамой (папой, бабушкой дедушкой) и лично передаётся воспитателю до 08. 00. Зашли в группу — поприветствовали друг друга. Мы говорим слово «Здравствуйте», а вместе с тем уже прививаем нормы поведения и уважения к старшим. Здесь важен эмоциональный настрой ребёнка! Необходимо, чтобы ребёнок спокойно зашёл в группу. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребёнка в семье. Создайте в выходные дни дома для него режим такой же, как и в дошкольном учреждении. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывать его за детские шалости.

Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.

Воспитателю важно знать об эмоциональном настрое ребёнка, о различных изменениях в его поведении или физическом состоянии. Общайтесь со своими детьми! Воспитатель не конкурирует с родительской любовью – невозможно дать столько любви и тепла каждому ребёнку в отдельности из большой массы. И родители должны это осознавать, как и то, что в группе детей предсказать все неожиданные ситуации невозможно.

— Желательно, чтобы Вы, уважаемые родители,приводили ребенка в группу до 08:00 — так ребенку легче включиться в жизнь и режимные моменты группы вместе со всеми детьми, сделать утреннюю гимнастику, пообщаться с друзьями до занятий, поиграть в любимые игры.

— Педагоги готовы беседовать с Вами о вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. в другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.

— К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на вы, по имени и отчеству.

2. В детском саду мы учим детей игровой деятельности. Для этого существуют различные центры активности. Педагог приучает ребёнка к порядку – убирать за собой игрушки на место, бережно относиться к игрушкам и применять их по назначению.

Уважаемые родители, требуйте от своих детей дома того же! Не облегчайте труд своих детей, стимулируйте их определённым правилам порядка, делайте это систематично.

3. Дети должны быть опрятно одеты, аккуратными. Ногти должны быть чистыми, коротко пострижены. Следите за чистотой расчёсок.

В шкафу у ребёнка должна быть необходимая смена белья! Да и в самом шкафу должен быть порядок.

Не стоит воспринимать замечания воспитателя в штыки! Педагог не может принять ребёнка в группу, если у ребёнка н. р насморк (он заразит других детей, коньюктивит или, если накануне у ребёнка была высокая температура. Будьте благоразумны – болезнь не лечится одним днём, а больному ребёнку требуется особое внимание и уход. Также воспитатель не имеет право давать ребёнку какие-либо лекарства вообще!

Спрашивайте и интересуйтесь о самочувствии своих детей в конце дня.

4. Умение вести себя за столом – должно прививаться не только в детском саду, но и дома. Правильно держать ложку, сидеть ровно, не разговаривать во время еды, не играть и не отвлекаться. После принятия пищи ребёнок говорит «Спасибо», спокойно встаёт изо стола, идёт умываться.

5. У ребёнканеобходимо развивать навык самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться и т. п. в этом деле взрослым нужно запастись терпения!

6. В конце дня ребёнок должен уметь отпроситься у воспитателя!

Детский сад – это второй дом и именно с педагогом-воспитателем ребёнок проводит большую часть времени.

Необходимо, чтобы предъявляемые педагогом к ребёнку требования в группе соответствовали комплексу воспитательных мер, которые родители применяют к своему ребёнку дома.

Р. S. — Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

— В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга, брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.

— Все время кутать, одевать не по сезону.

— Просим спорные конфликтные ситуации не решать в присутствии детей и других родителей. Если диалог не получается, обратитесь за помощью к заведующей или старшему воспитателю.

— Напоминаем, что вносить плату за содержание ребенка в детском саду необходимо до 10 числа каждого месяца.

«Как мы любили утром в садик приходить» (на мотив песни «Как упоительны в России вечера») 1. Как мы любили утром в садик приходить, Нас воспитатели там добрые встречали. На полках каждый день игрушки ожидали, Как мы любили утром.

«Впервые в детский сад». Рекомендации по адаптации Уважаемые родители. Скоро вам предстоит отдать своего ребенка в детский садик. Многие из вас задаются вопросами: «Что необходимо делать.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.


  1. Можно дать с собой в садик игрушку. Источник

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как выбрать хороший детский сад

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Причины, по которым малыш не хочет покидать ясли

Существует много причин, почему ребенок отчаянно не хочет возвращаться домой с детского сада. В основе некоторых лежит поведение родителей. Но родители, в большинстве случаев, не виноваты в таком поведении ребенка. Чтобы понять проблему, нужно обратиться к ее причинам. Среди них:

1. Детская привязанность. Человек в детском возрасте склонен привязываться к чему-либо гораздо больше, чем взрослые. Возможно, причина нежелания малыша покидать детский сад кроется в том, что он попросту привязался к своим сверстникам, которые пребывают в нем, воспитателям, либо чему-нибудь, что находиться в помещении или на территории детского сада.

2. Нежелание покидать компанию сверстников. Пребывая в детском саду, ребенок проводит время со своими сверстниками. Ему интересно, весело, и он не хочет отлучаться от своего «коллектива».

3. Стресс. Как ни странно, но причиной подобного поведения может быть простой стресс. Невзирая на то, что в садик малыш идет с удовольствием, для него это все равно перемена, поэтому истерические реакции, связанные с возвращением домой, могут быть внешним выявлением стресса.

4. Недостаток домашнего внимания. В садике малыш постоянно ощущает на себе внимание других людей, будь-то воспитатели или другие дети. Но если дома родители уделяют ему меньше внимания, не играют с ребенком, не общаются, то вполне закономерно, что он не будет хотеть покидать садик.

5. Неумение родителей контролировать свои эмоции. Как и в предыдущем случае, вина лежит на родителях. Если дома на малыша кричат, повышают голос, часто наказывают – он будет воспринимать ясли как спасение от этого.

Когда ребенок разочаровывает

С того момента, как оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенке матки, начинается наш путь по дороге разочарований. Разочарования в собственном ребенке. Эта сложная дорога должна привести нас в точку, где мы сможем отойти в сторону от своего малыша и увидеть в нем равного себе, взрослого человека, и признать в нем друга.

Да, мы все хорошо знаем (или, по крайней мере, слышали) о важности безусловного принятия для развития детской психики. И мы очень стараемся любить и принимать своего малыша таким, какой он родился. Но помечтать-то можно?! Мы мечтаем, представляем, какой он будет, чем мы будем с ним заниматься, как он будет к нам относиться. Даже его внешность и голос: на кого он будет похож, чьи возьмет глаза, волосы и руки.

А через 40 недель рождается ОНО, ни на кого не похожее, отдельное, другое человеческое дитя.

И мы сначала очаровываемся (иначе не выжить ни ему, ни нам самим), а потом начинаем разочаровываться. Пик этих переживаний приходится на подростковый возраст, но об этом позже поговорим отдельно.

Хотели девочку – а получили мальчика. Нет, хотели мальчика, но умненького, спокойного книгочея, рассуждалку и ботаника, а получился какой-то Барт Симпсон, хулиган и двоечник. Ок, получился вполне себе отличник, но категорически отказывается заниматься музыкой/рисованием/французским языком, а хочет строить виртуальную реальность, поэтому торчит за компом день и ночь…

Хотели мальчика, получили девочку, и нет бы милую кудрявую феечку, она ж характер взяла, судя по всему, от двоюродного деда, тот еще был спорщик и демагог, через строптивость свою и погиб! Бегаем за ней в шесть ног, а она еще и прячется.

Да мало ли вариантов, когда наши ожидания и прекрасные мечты разбиваются о жесткую и шершавую стену реальности!

Когда мы ждали нашу младшую дочь, мудрая акушерка спросила у моего мужа, потомственного физика и математика: что вы не сможете пережить в своем ребенке? Что для вас абсолютно неприемлемо, невыносимо? Муж, очень уставший после целого дня вдалбливания в неподатливые головы всяких научных премудростей, мгновенно ответил: только чтоб не дура. Вы уверены, переспросила акушерка? А если «прелесть, что за дурочка»? Нет, отрезал муж, только умная.

Через полгода бессонных ночей он уже был согласен на любой IQ, только бы спокойно спала. Девочка, кстати, действительно имеет интеллект сильно выше среднего.

Темперамент, форма ушей или носа, способности к учебе, вкусовые предпочтения, даже то, какой цвет является любимым (розовый, конечно, что за вопрос. Проблема в том, что он мальчик), — любой из факторов может стать предметом гордости или причиной с трудом сдерживаемого раздражения. Причем, вот ведь засада, в чужих детях те же самые приметы совершенно не трогают, их вообще не замечаешь. И даже можешь утешать приятеля, у которого дочь бросила престижнейшую математическую школу и перешла в не пойми что академию макияжа и нейл-арта. Ну, что за беда, — говоришь ты ему за чашкой пива, — лишь бы здорова и счастлива была, какая разница, чем она будет заниматься в жизни? Ага, это только про чужих можно быть толерантным и понимающим, а вот когда свой, в которого вложено столько сил, и средств, и, самое главное, ожиданий, бросает МИФИ и говорит, что хочет быть фотографом, вся терпимость куда-то испаряется, и остается только горечь разочарования.

Все мы мечтаем, что дети превзойдут нас, будут умнее и счастливее, добьются много, возможно, прославят наше имя, удачно женятся, родят нам здоровых внуков. Без этих надежд мы не смогли бы выдерживать два десятка лет полного самоотречения, тяжелой физической работы, лишения сна и покоя, тотальной принадлежности Другому, что все вместе называется «воспитание ребенка». Но беда в том, что он действительно Другой. У него свои планы на жизнь, свой путь, свои задачи. Да, иногда их (детей) решения и поступки причиняют нам почти непереносимую боль («Как она могла расстаться с этим мальчиком? Он же был уже член семьи, как сын! Я чувствую, как будто это я потеряла близкого человека!»). Но они не обязаны исполнять и воплощать наши идеи и мечты и становиться тем человеком, которого мы себе сочинили.

Хотя смириться очень трудно.

Как жить с этим, как справиться с разочарованием? Оно разъедает душу, обесценивает все усилия, делает бессмысленным все существование. Как будто то, что мой ребенок вырос в нечто, отличающееся от первоначального замысла, полностью перечеркивает мои заслуги.

На самом деле – нет. Вот с признания этого факта можно начать возвращаться в себя и к себе.

Если немножко подумать, то можно понять: ребенок ДОЛЖЕН разочаровать родителей на определенном этапе. Чтобы отделиться, выяснить, кем он является, выбрать свой путь, юный человек должен сначала отказаться быть удачным проектом родительской пары. Вот все эти вопли «Я не просил вас меня рожать!», демонстративные переодевания в дикие наряды (а мама так трепетно выбирала для нее это сочетание сиреневого и мятного, это так идет к ее глазам!), отказ заниматься тем, что вроде бы всегда привлекало и интересовало, — все это ничто иное, как яростный ход вперед и вверх, против течения, бунт против плана, который не имеет ко мне никакого отношения.

Из фотопроекта Анны Радченко «Оборотная сторона материнской любви»

До смешного ведь доходит. Приводят на прием совершенно прозрачного малыша, который уже и книжку без слез видеть не может, замордованный учебой. На вопрос «Зачем вам эти два иностранных языка, скрипка и тхэквондо в семь лет?» гордые родители отвечают: «Он же может стать когда-нибудь президентом, мы должны его подготовить». Да он может стать постоянным посетителем клиники для душевнобольных, если вы не отстанете от него с вашим честолюбием! Не слышат.

Я задаю коварный вопрос: а кем вы хотели стать в детстве?

Я хотел быть космонавтом и поваром в столовой, потому что тогда можно есть что хочешь и сколько хочешь. Голодный был парень, из нищей семьи. Поэтому и прыгнул выше головы, выбился в люди, зубами выгрыз карьеру. А сынок его – почти что наследный принц, ему ни за что бороться не надо, не будет из него президента, мотивация отсутствует.

Единственное, что мы можем делать для своих детей — внимательно наблюдать, к чему у них лежит душа, аккуратно и не сверх меры предлагать свою помощь, почаще отходить в сторону и позволять делать их собственные ошибки. Не вкладывать всю душу в ИХ будущий успех. Потому что это в любом случае будет их успех или их провал. Заняться своей жизнью, своей карьерой, своими мечтами. Освободить их маленькие плечи от непосильного груза быть Героем или Талисманом семьи. И тогда не будет этого горького чувства, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд. Можно будет просто жить и быть рядом и вместе.

6. Проявлять к ребенку эмпатиюзначит относиться к нему как к другу, делясь с ним всеми чувствами. Быть честнымзначит говорить ребенку все, что я думаю или чувствую, и позволять ему рыться в грязном белье моего прошлого или в любых проблемах, которые есть у меня сейчас. Детям всегда нужно знать правду о своих родителях.

Эмпатия по отношению к ребенку основывается на том, чтобы чувствовать его истинные потребности и развивать его. Эмпатия — это подстраиваться под его индивидуальный ритм, реально оценивать, что может выдержать ребенок в данном конкретном случае, а что нет.

Кроме того, эмпатия основывается на проявлении необходимого внимания для поддержания прочных границ между родителем и ребенком.

Источник фото: unsplash.com

Это означает, что к ребенку не надо относиться как к приятелю, ровеснику, исповеднику или поверенному.

Если ребенку транслируется, что он является равным, значит, роли ребенка и родителя с самого начала не были ясно определены. Родители, которые ведут себя со своими детьми как приятели, часто удивляются, что их дети проявляют так мало почтительности и уважения к авторитетам, будь то авторитет родителя или любого другого взрослого. Как следствие, возникают проблемы в выстраивании границ дозволенного и социализации ребенка. Более того, без ощущения наличия рядом с собой не равного, а взрослого, ребенок не чувствует себя в безопасности.

Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.

Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.

Ожидание: Малыш наконец-то приучится к режиму дня

Вы, конечно, знаете, что в детском саду всё строго по часам – завтрак, обед, сон, полдник, игры и так далее. И вы надеетесь, что ваше чадо и дома послушно скушает то, что на тарелке, почистит зубки и, пожелав маме и папе спокойной ночи, отправится в свою кроватку.

Реальность: Режим? Нет, не слышали!

Адаптация в детском саду занимает не пару дней и даже не пару недель. Вполне вероятно, что вечером ваш сынок начнёт крушить игрушки, вопить и гонять кота по всей квартире. Дело в том, что малыши выражают свои эмоции (а их в течение дня было немало) именно так – буйно, с криками и беготнёй. И должно пройти какое-то время, прежде чем ребёнок приспособится к новым условиям. Вот почему психологи советуют наладить режим дня ещё до того, как вы решите отдать ребёнка в детский сад.

Ожидание: У вас появится больше свободного времени

Конечно, если вы не вышли на работу. Отвела ребёнка в садик утром – и спи-отдыхай, думаете вы, и предвкушаете шопинг, долгий сон, маникюр и далее по списку.

Реальность: Свободного времени станет меньше

Да и спать будет некогда. Ну посудите сами: утром отведи, вечером забери, прибеги домой, приготовь обед, постирай-погладь запасной комплект вещей в садик, пошей платьице к утреннику, а еще надо купить чешки – с понедельника в группе начнутся занятия по спортивной гимнастике… А в выходные ребёнок, приученный просыпаться в 6.30, постучит по вашей голове пультом от телевизора и потребует привычную кашу.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

6 советов родителям: что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад

Бывает, что ребенок первый раз пошел в садик абсолютно спокойно, но со следующего дня начал закатывать истерики. Возможно, вы допускали, что придется потерпеть жалобы недельку-другую, но вот уже прошел месяц, а проблема осталась. Психологи советуют набраться терпения – период адаптации может затянуться до 3–4 месяцев.

Но, конечно, это не значит, что нужно просто ждать – родителям необходимо действовать. Ваша задача – найти и устранить причину недовольства. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно обратиться к опытному детскому психологу. Специалист сможет «разговорить» ребенка или определит источник проблемы с помощью тестов.

Решение проблемы в зависимости от основной проблемы будет индивидуальным, но в любом случае стоит придерживаться следующих правил:

  1. Обеспечьте одинаковый режим дня (приближенный к расписанию в садике) на протяжении всей недели, включая выходные (можно сделать небольшие «поблажки»). Если истерики затягиваются, устраивайте иногда «каникулы» – постарайтесь некоторое время пораньше забирать малыша или устраивайте на неделе «выходные» от садика.
  2. Будьте терпеливыми к капризам во время адаптации – скорее всего, таким образом малыш реагирует на возросшую психологическую нагрузку. Постарайтесь успокоить и отвлечь ребенка интересными занятиями.
  3. Создайте дома спокойную обстановку – ребенок должен знать, что дома все хорошо, его любят, ждут и всегда поддержат.
  4. При малыше никогда не говорите плохо о садике и его сотрудниках, старайтесь сформировать у него хорошее отношение к детсаду.
  5. Наладьте отношения с педагогами, интересуйтесь, как ведет себя ребенок, как он общается с другими детьми, питается, спит и т.д. Психолог может порекомендовать родителям первое время побыть несколько часов в саду вместе с ребенком.
  6. Чтобы малышу было проще адаптироваться, дайте ему с собой какую-то небольшую игрушку, которая будет напоминать о доме и маме.

В некоторых случаях для устранения таких психосоматических расстройств, как бессонница, тревожность, раздражительность, ребенку могут назначить успокоительные средства, например, Тенотен Детский. Задача врача – подобрать средство с хорошей переносимостью и минимумом противопоказаний.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Почему ребенок не хочет идти в детский садик

Не зря родители начинают переживать, когда подходит время отдавать ребенка в детский сад. Во многих семьях с этого момента наступает очень непростой период, поскольку практически каждое утро начинается с истерик и просьб малыша оставить его дома (некоторые крохи начинают готовить родителей к «веселому» подъему еще с вечера). Почему же дети так не хотят идти в детский сад, и как в такой ситуации вести себя взрослым?

Содержание

Одни родители, сжимая волю в кулак, насильно вытаскивают из дому чадо, орущее «Не хочу в садик!». Другие, сдавшись под натиском детских слез, поворачивают назад и начинают в спешке размышлять, куда можно сегодня «пристроить» малыша. И первый, и второй вариант – не лучший выход, поскольку в сад все равно придется ходить, но и вставать каждое утро с плачем и плохим настроением не хочется.

Любящие мамы и папы мечтают видеть своих детей счастливыми и спокойными, а для этого нужно разобраться с причинами проблемы. Нередко обеспокоенные взрослые первым делом обвиняют во всём работников детсада, которые, по их мнению, недостаточно хорошо обходятся с воспитанниками. Однако причины детского протеста могут быть совершенно иными, поэтому сразу бежать с претензиями и на повышенных тонах разбираться с воспитателем или заведующей не стоит.

5 причин отказа ребенка от детского сада

  1. Ребенку предстоит пройти непростой период адаптации – к новому образу жизни, обстановке, распорядку дня. Если дома малыш может вставать в любое время, мама и другие близкие люди готовы в любую минуту уделить ему свое внимание, то в садике все кардинально меняется.

Детей ждут незнакомое помещение, чужие тети, чужие дети, с которыми хочешь не хочешь приходится контактировать, а также новые правила и новая еда. Ребенку не уделяется так много персонального внимания, к которому он привык, и при всем при этом много часов он не видит родных людей. Большинство детей болезненно на это реагируют и не желают идти туда, где им некомфортно.

Чтобы хоть немного подготовить маленького человечка к предстоящим изменениям, родителям стоит заранее начать приучать его к четкому графику (организуйте подъем, питание и сон в одно и то же время).

Нежелание иди в детсад может быть связано с трудностями общения с другими детьми. Каждый ребенок индивидуален. Если один быстро находит общий язык со сверстниками, то другой предпочитает играть сам или с одним-двумя детьми, которые пришлись ему по душе, из-за этого также возникают конфликты.

конфликты. Некоторые дети иногда выбирают одного из своих сверстников в качестве мишени для насмешек. Поводом для этого могут послужить нестандартная внешность, необычная манера поведения или даже личные достижения.

В подобном случае родители не могут контролировать ситуацию – заставить других детей перестать дразниться в общем-то невозможно. Тут необходимо работать со СВОИМ ребенком, учить его защищаться и адекватно реагировать на насмешки. Маленькому человечку придется подготовиться к тому, что в жизни не всегда будут рядом любящие родители и приятные доброжелательные люди.

  • Нелюбовь к детскому саду может объясняться тем, что ребенку не нравится какое-то конкретное действие, мероприятие, правило. Например, малышу может не нравиться питание, обязательный обеденный сон, процесс одевания/раздевания на прогулку, рисование или то, что рядом с ним находится кроватка мальчика, с которым он не дружит. Нужно определить источник раздражения, и в зависимости от этого принимать решение.
  • Иногда причина истерик кроется не в садике, а в семейных проблемах. В семьях, где взрослые ссорятся или собираются разводиться, дети глубоко переживают из-за происходящего. Протесты против похода в садик – одно из проявлений психоэмоционального напряжения ребенка.
  • Ну и, конечно, нельзя исключать проблему «нелюбимого» воспитателя. Сложные отношения с педагогами «виноваты» в ненависти к детскому саду примерно в 30% случаев, причем источником проблемы может быть, как воспитатель, так и ребенок.
  • Безусловно, есть такие наставники, от которых детям хочется сбежать. Обычно это чрезмерно требовательные воспитатели с авторитарным стилем, которые не умеют найти подход к ребенку и требуют беспрекословного послушания. Маленьким непоседам непросто соблюдать все правила на новом месте, а неумелый неуравновешенный педагог не в состоянии найти компромисс, в результате чего возникают конфликты.

    С другой стороны, ради объективности, нужно отметить, что проблему может создавать и сам ребенок (кто как не родители знают, как с ним иногда непросто). Особенно сложно работать с гиперактивными, агрессивными и избалованными детьми, которые не подчиняются общим требованиям, а иногда и сознательно провоцируют педагогов.

    В таких случаях у родителей есть два выхода – поменять детский сад (если не удается наладить отношения с воспитателем) или обратиться к детскому психологу, если требуется коррекция поведения ребенка.

    Отдельно нужно упомянуть о том, что нервное поведение может объясняться возрастными особенностями. Так, по мнению психологов, в возрасте до 2–2,5 лет детям еще не слишком интересны их сверстники, поэтому они сильно скучают в саду по маме. После 3–4 лет малыш готов потихоньку «отрываться» от маминой юбки и заводить новые знакомства, поэтому в этом возрасте привыкание к детсаду обычно проходит быстрее и проще.

    Из бестолочи в …

    Прекратить видеть в ребенке непутевое и ни на что не способное создание может только навык различать свойства человеческой психики. Понимая различия между быстрыми, ловкими экстравертами с кожным, зрительным и другими векторами, вы перестанете мерить по ним успехи своего ребенка. Вы начинаете ясно видеть и осознавать, что быть активистом, любимцем публики и блистать талантами удел других детей. А вашему уготована совершенно другая судьба. Но в ваших умелых руках и при осознанном воспитании не менее блестящая.

    Все, что вызывает раздражение, а именно его медлительность и несообразительность, может легким применением дифференцированного подхода к воспитанию, превратиться в замечательные черты. Они дают ребенку возможность кропотливо, усидчиво, с анальной аккуратностью и дотошностью набираться знаний.

    Правильно поставленные задачи без родительского нажима будут решаться неспешно, но качественно. И все что вам останется сделать, вознаградить ребенка своим одобрением и похвалой. А дальше он потянется за ней все выше и выше, к новым успехам и новым возможностям. Осознайте это. И вы сами не заметите, как ребенок вырастет в ваших глазах и взаимоотношения с ним изменяться.

    2. Мой ребенок имеет право получать любой опыт и извлекать из него всю пользу. Если этого не могу обеспечить я, значит, это обязано сделать общество.

    Размытые границы нарциссической личности мешают человеку понять, что другие люди могут относиться к его ребенку совсем не так, как хотелось бы ему. Другие люди не обязаны заниматься развитием и воспитанием ребенка, пока родители заняты своими личными делами.

    Источник фото: unsplash.com

    Можно попытаться возложить ответственность за воспитание ребенка на всех членов общества, но не факт, что общество эту ответственность возьмет и достойно справится.

    Предполагается, что большинство родителей будет заботиться о своих детях, даже если ради этого им придется чем-то пожертвовать.

    Родительские заблуждения, формирующие нарциссических детей

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Материнство