Проблемы с поведением ребенка в 12 лет: истерики, ложь, воровство

Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще – зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.

Страх наказания

Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.

Протест

Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.

Установление личных границ

С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.

Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь

Проблемы в семье

Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.

Истерики у ребёнка 12 лет: что делать

Почему ребёнок в 12 лет постоянно плачет, как его успокоить? Как это ни странно, но истерики в этом возрасте случаются у детей достаточно часто. Подросток может кричать, постоянно плакать, топать ногами, бросать различные предметы, в общем, вести себя как маленький ребёнок. Почему это происходит? Не забывайте о том, что у ребёнка переходный возраст, и это просто проявления эмоциональности. Таким способом дети могут привлекать внимание родителей, могут требовать от них разрешений на то, что в их возрасте запрещено. В любом случае, акцентировать пристальное внимание на истериках не стоит. Иногда даже полезно оставить подростка одного, чтобы он успокоился.

Проблемы детской лжи и воровства

Статья адресована родителям и рассматривает проблемы детской лжи и воровства, цели и причины подобного поведения детей, тактику родителей и меры профилактики.

Вложение Размер
detskoe_vorovstvo.doc 66 КБ

Что делать, если дети врут: советы психолога и 6 способов отучить ребенка постоянно обманывать

«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» – эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».

Иногда ребенок врет не из корысти или страха, а из-за избытка воображения. Ему хочется представить окружающим свою жизнь более интересной, сказочной, значимой

Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.

Предварительный просмотр:

Проблемы детской лжи и воровства

К сожалению, проблема детской лжи актуальна для многих родителей. Приходя на консультацию, они пытаются понять, почему это происходит? Почему их ребенок стал лгать? И очень редко можно услышать вопрос: что я сам сделал не так, вследствие чего мой ребенок перестал говорить правду? Об этом мы сегодня поразмышляем.

Большинство детей лгут, по крайней мере, эпизодически, а некоторые время от времени и крадут. Зачастую это оказывается одной из самых болезненных проблем в семье. Первое, в чем следует попытаться разобраться, это какова ошибочная цель ребенка, совершающего такие «плохие» поступки.

  • Некоторые дети лгут, чтобы избежать реального или возможного наказания; другие могут лгать или красть для того, чтобы ощутить власть и в чем-то превзойти кого-то (в особенности взрослого).
  • Многие маленькие дети лгут в силу своего богатого воображения (эти дети обычно даже не сознают, что они говорят неправду).
  • Есть дети, которые лгут и крадут ради того, чтобы отомстить своим родителям, для которых крайне важно доверие. Придание родителями большого значения моральным ценностям становится их «ахиллесовой пятой», т.к. именно в этом уязвимом месте ребенок может достичь своей цели — причинить родителям боль.
  • Дети могут красть ради привлечения внимания, в особенности, когда они убеждены, что должны совершить что-то по-настоящему плохое, чтобы родители занялись ими.
  • Кража, особенно кража в магазинах, будоражит кровь и при удачном исходе дает ребенку возможность ощутить свое превосходство над миром взрослых.
  • В юношеском возрасте кража может рассматриваться как акт возмездия обществу, которое подросток считает враждебным.

Родителям надо помнить, что факторы, побуждающие ребенка ко лжи или воровству, разнообразны, а сами родители играют в этом определенную роль. И безусловно, на прямой вопрос: «Зачем (почему) ты это сделал?» — очень редко можно услышать ответ.

Случается такое — во вполне благополучных внешне семьях родители обнаруживают, что их дети склонны к воровству.

Воровством называют любые действия, направленные на присвоение чужих вещей. Детское воровство является одной из наиболее частых причин обращения родителей к психологам.

Нередко родители подозревают у своих детей клептоманию. Но клептомания как заболевание встречается крайне редко, и скорее у взрослых людей, но не детей. На самом деле клептоман тем и отличается от вора, что ему интересен не результат, а сам процесс воровства. Этим он как бы нарушает внутренние запреты. Для такого человека украсть означает обрести свободу. А «брать» они могут всякую безделицу, потом, кстати, зачастую возвращают ее.

Почему ребенок ворует?

ВО ВСЕХ случаях детского «налета» на родительский кошелек просматривается отсутствие взаимопонимания, контакта между взрослыми и ребенком. Отпрыску было что-то надо, возникла определенная необходимость, но открыто попросить он не смог или не пожелал. Возможно, потому, что ребенок просто не желает впускать вас в свою приватную жизнь.

Или у подростка есть свои потребности, а родители не приемлют такого явления, как карманные деньги, или дают недостаточно. Бывает и так, что контакт отсутствует и между самими взрослыми, что детей редко устраивает, и кража денег — это своего рода протест. Кстати, часто дети берут без спроса деньги, не отдавая себе отчета, что это настоящее воровство.

Кроме того, обычно у ребят, ворующих у собственных родителей, существуют значительные «перекосы» в понятиях о добре и зле, справедливости.

Впрочем, как считают психологи-практики, сколько отдельных случаев, столько и причин. А иногда эти причины еще и объединяются, взаимодействуют.

Что покупают на ворованные деньги?

В разных случаях причины детского воровства разные. Но первопричиной всегда бывает неблагополучие в семье. Дети могут воровать чтобы:

1. Обратить на себя внимание занятых родителей

2. Самоутвердиться, приобрести власть над сверстниками

3. Удовлетворить свои интересы, если они бедны

4. Воровство служит для них психологической разгрузкой

Что делать, если.

В том случае, когда ребенку хотя бы раз удалось присвоить чужое безнаказанно и воспользоваться им в свое удовольствие, это серьезно нарушает процесс нравственного формирования личности. Соблазн повторить удавшийся опыт станет возникать с новой силой каждый раз, когда в поле зрения попадет нечто соблазнительное. А к увещеваниям старших наступит своеобразная глухота. «Ну и пусть говорят, что чужое брать нельзя! Ведь однажды удалось — значит можно». Эту тенденцию необходимо пресечь в зародыше.

Во-первых, не надо дожидаться, когда такая неприятность произойдет. Ведь совсем маленький ребенок находится под практически неусыпным надзором старших. Им и надо проследить, чтобы возникающее побуждение «позаимствовать без возврата» не воплощалось в реальное действие. Если вы видите, что ребенок, взяв не принадлежащую ему вещь, колеблется, вернуть ее или нет, надо однозначно указать ему на единственно возможный вариант поведения. Впоследствии, когда малыш принесет с прогулки или из детского сада новое «приобретение», следует непременно поинтересоваться его источником. Если подозрения справедливы, ответ, как правило, бывает самый незамысловатый: «Нашел». Не обязательно подвергать сомнению выдвинутую версию, но ее невинность надо в глазах ребенка развенчать. «Эта игрушка не твоя, значит, брать ее было нельзя. Кто-то потерял ее, а теперь расстроился и ищет. Давай положим на то место, где ты нашел ее». Вообще, самое главное заключается в том, чтобы ребенок осознал: такой поступок родители обязательно осудят, и воспользоваться «приобретением» не удастся. Зная, что присвоенная чужая вещь все равно будет возвращена владельцу, даже самый маленький ребенок удержится от бесполезного действия.

Если надежные внутренние тормоза не удалось сформировать в дошкольном детстве, то впоследствии решить эту задачу труднее. Дети постарше способны на более продуманные и хитрые шаги. Если мелкое воровство войдет у ребенка в привычку, то это действительно может повлечь печальные последствия. Чтобы ничего подобного не произошло, ребенок с помощью родителей должен с малых лет усвоить важный моральный запрет.

Поначалу, когда у него самого еще недостает на это сил, роль «ограничителя» берет на себя взрослый, пресекая извне любые попытки недостойного поведения. Пройдет время, и ребенок станет способен принять эту роль на себя, надо ему лишь помочь.

Родители не обязаны проявлять к ребенку благодушие, пытаясь не замечать таких проблем или стараясь справиться с ними, действуя окольными путями.

Если родители узнали, что ребенок оказался замешанным в квартирной краже, то следует поставить в известность власти. Если ребенок стащил с книжной полки супермаркета какую-то книжку с комиксами, то родителю следует препроводить ребенка к менеджеру супермаркета, чтобы все загладить и заплатить за нее.

Если родитель обнаружил, что ребенок взял деньги из сумочки или кошелька (родитель должен быть абсолютно уверен в этом), то ему следует прямо сказать, что этот факт известен ( «Я знаю, что ты взял деньги из моего кошелька. Ты должен вернуть их. Есть у тебя какие-нибудь предложения, как ты смог бы их мне вернуть?»). Дальше надо обсудить возможные варианты возвращения взятой суммы. Это может быть удержание эквивалентной суммы из карманных денег, которые получает подросток, или же из его накоплений. Тут же важно проговорить, каким образом будут усилены меры воздействия в случае повторения подобной ситуации (в американской литературе рекомендуют брать с ребенка проценты за использование украденных им денег).

Часто родители не сознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно, и что этим создают для них трудные ситуации. Вот несколько примеров неправильного поведения родителей:

  1. Написание записки с вымышленными уважительными причинами пропуска ребенком школьных занятий.
  2. Просьба к ребенку ответить на телефонный звонок и сказать звонящему, что родителя нет дома.
  3. Совет ребенку солгать о своем возрасте для того, чтобы сэкономить на билет в кино, или для того, чтобы получить работу.
  4. Инструктирование ребенка, чтобы он отрицал что-то для того, чтобы избежать неприятностей.
  5. Ложь ребенку, когда родитель не выполнил данное ему обещание.
  6. Хвастовство родителя тем, как ему удалось обхитрить продавца или схитрить на налогах.
  7. Не признание родителем совершенной ошибки, когда ребенок очень хорошо знает, что он ее совершил.

Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в «безраздельную» собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком, например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Родителям следует обсуждать проблемы ребенка, рассказывать о своих. Особенно хорошо будет, если они поделятся собственными переживаниями, расскажут о своих чувствах в подобной ситуации. Ребенок почувствует искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Активность ребенка нужно направлять « в мирное русло», выяснить, что на самом деле его интересует (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, книги, фотографирование и т. д.). Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет необходимости привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т. д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.

Детские проблемы на фоне проблем взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Не следует забывать об этом и почаще вспоминать свое детство и свои детские проблемы, задумываться, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, что он может рассчитывать на внимание и понимание со стороны своих близких, их сочувствие и помощь.

Почему может возникнуть реактивное расстройство привязанности (РРП)?

Когда родитель или опекун не реагирует на просьбы ребёнка, появляется риск развития посттравматического стрессового расстройства, которое может перерасти в реактивное расстройство привязанности.

Чаще всего РРП возникает, когда дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых или ими очевидно пренебрегают, то есть когда ребёнок не может установить с родителями эмоциональную связь. Если эта связь не формируется, ребёнок попадает в группу риска.

Когда его потребности постоянно игнорируют, он не может развить в себе чувство любви и безопасности, необходимое для формирования доверия. Вместо этого у него складывается негативная модель мира, последствия которой могут быть очень серьёзными для социального, эмоционального и физического развития.

Ребёнок узнаёт, что взрослым, которые должны заботиться о нём, нельзя доверять, и в результате он начинает защищаться от окружающего мира

Дети с РРП часто имеют «аллергическую» реакцию на близость, которая необходима в нормальной семейной обстановке. Они воспринимают её как опасную и болезненную. Но привязанность нужна ребёнку как средство выживания: это основной инструмент, с помощью которого он учится доверять. У ребёнка появляется совесть, он учится ладить с другими и развивает положительную самооценку.

Какие дети находятся в группе риска?

Большая часть факторов относится к концепции эпигенетической травмы: травматические убеждения могут передаваться из поколение в поколение и создавать высокий потенциал для развития РРП.

Среди других: психические заболевания, травмы или употребление наркотиков, неадекватный уход со стороны биологической матери, плохие условия содержания. А ещё высокому риску развития РРП подвержены дети с медицинскими трудностями, которые часто лежат в больнице и редко видят своих опекунов.

Что касается приёмных детей, то здесь ситуация сильно зависит от культуры, так что однозначно на этот вопрос ответить трудно. Однако все усыновленные дети подвержены риску развития привязанности, поскольку они пережили травму — разлуку со своей биологической матерью.

Ранние симптомы реактивного расстройства привязанности

Симптомы РРП проявляются в разное время в зависимости от того, на какой стадии развития находится ребёнок. Основные из них:

  • трудности с питанием;
  • неспособность набрать вес;
  • странные модели питания (например, смачивать, пачкать или копить пищу);
  • отстранённое и невосприимчивое поведение;
  • неспособность доверить опекуну физическое или эмоциональное благополучие;
  • поиск ласки и утешения у незнакомцев;
  • антисоциальное поведение (например, ложь, воровство, манипуляции, жестокость или агрессия);
  • отсутствие эмпатии;
  • отсутствие физической привязанности и близости;
  • плохой зрительный контакт;
  • проблемы с обучением, саморегулированием и самоконтролем.

Есть ли разница между усыновлёнными детьми с РРП и теми, кто живёт в биологических семьях?

Разница небольшая. Оба воспринимают своих родителей как эмоционально небезопасных. Возможно, в приёмной семье ребёнку даже проще вылечиться, потому что приёмные родители не участвуют непосредственно в травматических воспоминаниях ребёнка.

В биологических же семьях ребёнок обвиняет в своей боли близких. Бывают ситуации, когда болезнь распространяется на всю семью — все её члены начинают чувствовать опасность.

В биологических семьях часто больше триггеров, которые запускают или усиливают травматическую реакцию. Например, ими могут быть звуки или запахи, значимые места или семейные ритуалы. И хотя уровень проблемы и в биологических, и в приёмных семьях одинаков, во время клинического лечения должны учитываться различия обеих ситуаций.

Когда пора волноваться и обращаться к специалисту?

Если у вас есть хотя бы малейшие опасения по поводу состояния привязанности у вашего ребёнка, обращаться самое время. Часто пользу приносит даже простой разговор по телефону. Важно помнить, что звонок специалисту не означает, что у вас непременно есть проблема. Иногда это просто вопросы, на которые могут ответить за пару минут. Большинство специалистов открыты для таких разговоров и могут отличить вашу потребность в каких-то новых знаниях от потребности в лечении.

Для детей с РПП оно сложное, но часто бывает очень успешным. Клинические вмешательства направлены на то, чтобы помочь ребёнку изменить его систему убеждений, одновременно помогая почувствовать себя безопасно рядом с родителями.

Нужны ли детям с РРП специальные школы?

Дети с РРП спокойно могут ходить в обычную школу. Некоторые отлично учатся даже без дополнительных вмешательств. Важно во время учёбы не использовать методы, которые заставят ребёнка почувствовать стыд: не должно быть, к примеру, отмены привилегий или ультиматумов. Это точно не то, что сможет замотивировать ребёнка с расстройством привязанности. Он должен научиться достигать целей, опираясь на свои сильные стороны.

В апреле 2020 года фонд «Арифметика добра» провёл конференцию «Реактивное расстройство привязанности и трудное поведение». На ней выступили соучредитель некоммерческой организации Lost Sparrows, создатель и директор отделения по уходу за травмами Стейси Ганьон, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох и соучредитель Института травм и исцеления Новой Англии, магистр, педагог Кристина Пильтцекер.

Всего в мероприятии приняли участие свыше 400 человек из десяти российских городов.

Иллюстрация: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство