8 цитат из книги «После трёх уже поздно» Масару Ибука

  1. Ребёнок запоминает только то, что ему интересно.
  2. Интерес – лучшее побуждение.
  3. Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным.

Из книги Масару Ибука «ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО» ☝

Никогда не игнорируйте плач ребенка. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

Почаще берите ребенка на руки.

Новорожденный чувствует ссоры родителей.

Нервозность родителей заразна.

Ребенок запоминает только то, что ему интересно.

Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции мозга в первые три года жизни ребенка.

Ребенок может прочесть по картинке в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.

Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

Злоба и зависть у ребенка – это выражение бессилия.

Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

Интерес – лучшее побуждение.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным.

Каждый ребенок может учиться хорошо – всё зависит от метода обучения.

Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь.

Распорядок дня развивает чувство времени.

Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве.

Ребенок обладает замечательной образной памятью.

Звучание стихов тренирует память.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.

Ролевые игры развивают творческие задатки ребенка.

Тренируйте левую руку так же, как и правую.

Детям полезна ходьба.

Для ребенка работа и игра – это одно и то же.

Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.

Учитесь у своего ребенка.

Не насилуйте волю малыша.

Дети – это не собственность родителей.

Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Пусть ваш ребенок будет лучше вас.

Масару Ибука – один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста

Предисловие

С древних времён считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, — человек, а детёныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет — человеком или волком!

Про связь с семьёй

  1. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
  2. Нет ничего важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?
  3. Неуверенность матери — во вред ребёнку.
  4. Нервозность родителей заразна.
  5. Новорождённый чувствует ссоры родителей.
  6. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.
  7. Присутствие бабушки и дедушки создаёт хороший стимул для развития ребёнка. Как считаете, нужно ли привлекать старшее поколение к воспитанию детей? Согласны с Масару Ибука?

Про цель воспитания

  1. Пусть ваш ребёнок будет лучше вас. «Ученик превзошёл учителя» — это должна быть основная цель воспитания.

Как вы считаете, важно ли следовать всем этим правилам?

Цитаты из книги

Воспитывать ребёнка — это значит всё время воспитывать и самого себя.

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев
С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев
С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат… Развернуть

«Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.»

То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного “Я”, которое не терпит никакого насилия.

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – 6 месяцев.

Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, – пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей – подготовить ребенка к обучению.

Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются… Развернуть

Цитаты из книг, фильмов, сериалов, блогов, статей и чего-нибудь еще.

Масару Ибука — После трех уже поздно

* Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно».

* Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детой и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений».

* Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.

* Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным. [Пока в 2-3 года их запрограммируют на то, что что такое «хорошо» и что такое «плохо».]

* Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя

* Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленным и с твердым характером.

* По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».

* Готовые формулы и нормы нужно всегда подвергать сомнению.

* Вмешиваться в ссоры детей — значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.

* То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовней, для ребенка — огромное удовольствие.

* Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению.

* Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию.

* Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость — это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание.

* Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей.

Снег тает
на ветке дерева,
где голубь воркует.
Смотри, маленький котенок
мягко ступает
по опавшим осенним листьям.
Ползает и смеется ребенок,
ему исполнилось два года
этим утром.

* Заучивание стихов тренирует память
Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные — они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку».

* Повторение — мать учения. Это аксиома. Если ребенок забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут запомнить целую сказку после четырех или пяти прочтений.
. цель таких занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство ребенка, его умственные способности и творческие потенции.
Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.
Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

* Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть
Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

* Ребенок — великий имитатор
Ребенка, который боится собак, рекомендуется водить туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим детям, он избавится от своего страха.
Ребенок с плохим аппетитом вдруг начинает хорошо есть после визита в дом, где дети едят с завидным аппетитом. Мать может подумать, что ее ребенку не нравится именно ее стряпня, а на самом деле он просто подражает другим детям.

* Подражая, ребенок не просто обезьянничает — это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

* Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

* Стандартная бумага для рисования — стандартный человек
Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

* Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка
Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней.

* В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное движение без потерь энергии.
Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи.

* Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.
Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

* Как долго продержатся сеюдняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать-тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого.
Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня.

* Пусть ваш ребенок будет лучше вас
«Ученик превзошел учителя» — это должна быть основная цель воспитания.
Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.

Масару Ибука. После трех уже поздно (Отрывки из книги)

После трех уже поздно

Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. — М.: РУССЛИТ, 1991. —

(c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.

С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего

наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой

первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал

классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует

просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что

их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я

предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант

развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали

благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его

природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий

пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в

пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они

приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий

облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой

разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, — человек, а детеныш волка —

волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться

волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую

попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он

станет — человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое

огромное влияние на новорожденною оказывают образование и окружающая среда.

Часть 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

1. ВАЖНЫЙ ПЕРИОД

Детский сад — это уже поздно

Способности и характер человека не предопределены от

рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно

идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и

воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или

менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской

психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей

ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период

развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один —

дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в

решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В

детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо — все зависит от метода обучения.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я

отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое

образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его

смышленным и добрым.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить

появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть

на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его

учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и

даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную

школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные

возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются

«прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького

ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на

нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и

разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом

возрасте ребенок — эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют

принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу,

моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими,

пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего

«ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в

первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда

он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его

«Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского

сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более

позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве

На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели

исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились

неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония

Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору,

заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.

После трёх уже поздно Текст

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 120 стр. 9 иллюстраций
  • Жанр:в оспитание детей, з арубежная прикладная литература
  • Теги:д омашнее воспитание, к ниги для родителей, р аннее развитие ребенкаРедактировать

«Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.»

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений.

Воспитывать ребёнка — это значит всё время воспитывать и самого себя.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его с самого начала общения.

Дети – это не собственность родителей Рано или поздно ребёнок достигает возраста, когда он может ответить на родительские упрёки: «Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего теперь ругаться». И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно не вырастет и не обретёт независимость.

Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребёнок находится на их попечении, они могут делать с ним всё, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного.

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей.

Масару Ибука

ISBN: 978-5-91671-072-4, 978-0-72-214873-0
Год издания: 2011
Издательство: Альпина нон-фикшн
Язык: Русский

Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это «вовремя».

Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

Про образ жизни

  1. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.
  2. Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь. Разнообразьте вкусовые ощущения вашего ребёнка.
  3. Распорядок дня развивает чувство времени.
  4. Детям полезна ходьба.
  5. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
  6. Для ребёнка работа и игра – это одно и то же.

Про развитие когнитивных функций

  1. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трёхлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
  2. Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве.
  3. Звучание стихов тренирует память.
  4. Игры по ролям развивают творческие задатки ребёнка.
  5. Тренируйте левую руку так же, как и правую.
  6. Колыбельные или сказки на ночь могут быть полезны с точки зрения развития у малыша памяти.

После трёх уже поздно

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».

Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:

«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя»».

Данная книга является участником проекта «Испр@влено». Если Вы желаете сообщить об ошибках, опечатках или иных недостатках данной книги, то Вы можете сделать это здесь.

Вступление к английскому изданию 1

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка 2

1. Важный период 2

2. Что может маленький ребёнок 3

Часть 2. Влияние раннего опыта 5

Часть 3. Что полезно малышу 7

Часть 4. Принципы воспитания 11

1. Стимулирование и стремление к порядку 11

2. Воспитание характера в младенчестве 13

3. Творчество и навыки 15

Часть 5. Чего следует избегать. Взгляд в будущее 17

Про эмоциональный контакт с родителями

  1. Чаще берите ребёнка на руки.
  2. Никогда не игнорируйте плач ребёнка. Кстати, согласно методу Фербера, плачущих детей можно и нужно оставлять одних. Правильно ли это и почему, мы обсуждали вместе с читателями Детстраны.
  3. Игнорировать ребёнка хуже, чем баловать его.

Масару Ибука
После трёх уже поздно

8 цитат из книги «После трёх уже поздно» Масару Ибука

Об авторе: Масару Ибука – японец, один из основателей корпорации Sony. Долгое время изучал основы психологии и педагогики, стал автором системы раннего развития «После трёх уже поздно».

Про игрушки

  1. Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка. Лучше иметь не много, а несколько, но полезных игрушек.
  2. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
  3. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
  4. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек.

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый — закоснелые традиции, второй — существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей — это почти неосознанное усилие. И моя жизнь — яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и всё это на высоком профессиональном уровне, — нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

Лучшая рецензия на книгу

Очень маленькая, но любопытная книга. Она интересна не только в плане поведения с детьми до трех лет, но и в отслеживании своего поведения в принципе на постоянной основе. Было много моментов, которые я уже читала в других книгах (по биологии, антропологии и даже дрессировке), но совершенно об этом забыла (а полезно было вспомнить). На мой взгляд в книге трезвое отношение к детям, всегда пугают родители, которые рассматривают детей, как реализацию каких-то своих желаний или недостигнутых целей, забывая, что это живой человек, со своими идеями, мечтами и характером, которые могут быть диаметрально противоположными. Мне понравились и примеры разности восприятия мира у взрослых и детей, действительно детский взгляд на вещи иногда напоминает космическую фантастику и встречу двух разных рас с соседних галактик.

Очень маленькая, но любопытная книга. Она интересна не только в плане поведения с детьми до трех лет, но и в отслеживании своего поведения в принципе на постоянной основе. Было много моментов, которые я уже читала в других книгах (по биологии, антропологии и даже дрессировке), но совершенно об этом забыла (а полезно было вспомнить). На мой взгляд в книге трезвое отношение к детям, всегда пугают родители, которые рассматривают детей, как реализацию каких-то своих желаний или недостигнутых целей, забывая, что это живой человек, со своими идеями, мечтами и характером, которые могут быть диаметрально противоположными. Мне понравились и примеры разности восприятия мира у взрослых и детей, действительно детский взгляд на вещи иногда напоминает космическую фантастику и встречу двух разных рас с… Развернуть

Про среду

  1. Ребёнок, рождённый от отца-учёного, не обязательно станет учёным.
  2. Главное — окружение, а не гены.
  3. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство