Плохие оценки ребёнка: ругать или нет?

  1. Недостаток дошкольной подготовки. Некоторые дети, которые идут в школу, не знают о правилах поведения, не могут высидеть 45 минут на одном месте, слушая учителя. У них рассеянное внимание, они не могут сосредоточиться на чем-то определенном и из-за этого они не воспринимают знания, которые дает учитель.
  2. Очень сложная программа. Многие родители считают, что их ребенок самый лучший, самый умный и поэтому отдают его учиться в элитную гимназию или класс для юных дарований. Но на само деле ребенок не проявляет тех качеств, которые от него будут требовать. Допустим, родители отдали свое чадо в математический класс для юных гениев, но сам ребенок проявляет себя, как истинный гуманитарий. Из-за того, что он постоянно будет не успевать, может погубить в ребенке другие качества, такие как: лидерство, уверенность, гордость и другие.
  3. Конфликт с учителем. Бывает, что учитель и ученик не поладили и это ведет к конфликту, в рамках которого ученик не захочет воспринимать информацию, что объясняет ему ненавистный учитель.
  4. Проблемы с родителями. Зачастую плохое поведение и плохая успеваемость — это желание, чтобы на него обратили внимание, заинтересовались его жизнью. Иногда дети учатся плохо назло родителям, чтобы причинить им боль за то, что те что-то запрещают или ругают.
  5. Дети испытывают скуку и к потере интереса учебы. Очень часто, если дети все схватывают на лету, то приходит время, что они теряют внимание к словам учителя. Но приходит тот момент, когда они потеряв внимание пропускают то, что уже не понимают.
  6. Отношение в школьном коллективе. В школе распространено то, что отличников постоянно дразнят и поэтому, чтобы их не дразнили — они сознательно бросают учебу.
  7. Здоровье. В последнее время здоровье детей находится на низком уровне. Ребенок может банально плохо учиться из-за усталости (не высыпается), не соблюдения режима питания или множеством нагрузок.

Только после того, как вы тщательно изучите ситуацию, то тогда можно уже и думать о преодолении проблем. Запомните, что если вы не выяснили причину — не стоит рубить с плеча — это может усугубить ситуацию и категорически настроить ребенка против школы и знаний.

Как оно часто бывает

Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую ложью и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке. Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют. И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки

Ребенок, снова притащивший «пару» в дневнике, у многих родителей не вызывает ничего, кроме недовольства и ругани: большинство надеется, что страх заставит ребенка учиться лучше. Это не так: узнайте, почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки.

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника: избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

Несмотря на то, что полностью игнорировать плохие оценки нельзя ни в коем случае, ругать за них ребенка тоже не стоит: ваши действия могут привести совсем не к тому, чего вы ожидали. Ваша ругань может негативно воздействовать на неокрепшую психику ребенка: ранее мы уже рассказывали о том, почему на детей никогда нельзя кричать. Советы из нашей статьи, которую вы можете прочитать, перейдя по ссылке, обязательно помогут вам переосмыслить свое отношение к малышу и сделать правильный выбор. Расскажите, как думаете вы: стоит ли «муштровать» ребенка, заставляя его учиться лучше ради его же будущего, или же нет? Своим мнением делитесь в форме комментариев на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на кнопки: нашей публикацией вы можете поделиться в социальных сетях, и тогда ваши друзья тоже увидят ее и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Важность отметок

В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

  • Это может быть слишком сложная школьная программа, которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
  • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
  • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за предвзятого отношения к нему педагога либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.

С оценкой по жизни

Школьная оценка – это не просто цифра в дневнике, а еще и своеобразный ярлык на личность ребенка. К сожалению, не все родители это понимают, настойчиво требуя от неуспевающего чада высоких баллов. Разделение детей на хороших отличников и отстающих двоечников может отложить негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

«Стереотип оценивания навязывается нам еще с младших классов. Если родители будут давить на ребенка, чтобы он во что бы то ни стало хорошо учился, они, тем самым, приучают его к потребности в постоянном оценивании себя окружающими, – говорит Юлия Гончар. – На самом деле, никогда другой человек не сможет тебя оценить объективно, так как он рассуждает из своих побуждений, чувств, мнений и так далее. Ребенок, привыкший к постоянному оцениванию со стороны, просто перестает быть собой, теряет свое «я», принимая за него проекцию оценивателя».

Минусы наказания ребенка за плохие оценки

  • Потеря доверия. Если ребенок приносит плохие оценки, то первое, на что он рассчитывает, это на понимание и поддержку со стороны родителей. Стоит сначала разобраться, в чем причина плохого обучения — возможно конфликт с учителем, а может тема попалась сложная. Если же сразу прибегнуть к наказанию, то может произойти потеря доверия со стороны ребенка к родителям. В дальнейшем плохие оценки он будет скрывать. А вывести его на искренний разговор будет все труднее и труднее.
  • Сломанная психика. Если наказание слишком суровое, ребенок может получить психологическую травму на всю жизнь. Родителям стоит определиться для себя, что они хотят — ребенка с плохими оценками или будущего психопата, который получает под давлением родителей хорошие оценки, а где-то тихонько в уголке мучает кота или отрывает крылья насекомым, как проявление скрытой агрессии. С годами деструктивное поведение может обостряться.
  • Разрушение семейных связей. Родителям стоит задуматься над тем, так ли уж важно, какую оценку принес их ребенок сегодня из школы. Это всего лишь оценка знаний ученика, а не его характеристика. А наказывать за отсутствие знаний — это абсурд. Тем более, что частые наказания могут привести к затаенной обиде у ребенка. Ученые доказывают, что каждый взрослый помнит свои детские обиды и ссоры с родителями. Стоит ли разрушать хорошие отношения наказанием за оценки? Может лучше потратить время и общие усилия направить на решение этой временной проблемы?
  • Потеря веры в себя. Дети, которых часто наказывали в детстве, особенно за плохие успехи в учебе, вырастают неуверенными в себе. Им трудно самим строить свою жизнь, добиться успехов в карьере, построить крепкие семейные отношения. Они всегда ищут партнера, который одобрял бы их поступки и поведение во взрослой жизни так, как в детстве это делали родители.
  • Временные успехи. Наказание, с одной стороны, стимулирует ребенка к прилежной учебе, а с другой — частое наказание вызывает у школьника определенную привычку. И он уже просто не реагирует на него. А проблемы с обучением как были, так и останутся.

Как правильно реагировать на плохие оценки детей в школе

Доктор психологических наук, директор НИЦ «Психология личности» КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Психолог остановилась на том, как вести себя родителям с детьми, которые получили плохие отметки в школе.

«Наша задача — не ругать детей, а найти первопричину — почему это произошло. Причин может быть много. Первая причина — нежелание учиться, то есть ребенку не привили готовность к школе, у него нет мотивации, вторая причина и самая главная, что очень много детей приходят неподготовленными к школе. Они хотят ходить, но их уровень интеллекта, готовности ниже, чем нужно. У них просто нет основы, чтобы правильно себя вести, правильно отвечать или быть успешным. Еще одна причина связана с учителями. У нас много общих проблем. Наполняемость класса, перегрузки или плохая психологическая ситуация в классе», — сказала психолог.

Она добавила, что для детей начальных классов очень высок авторитет учителя. И большинство из них приходят в школу с желанием учиться. Однако учителя не всегда чутки к своим ученикам.

«Лучше оставьте в покое оценочную ситуацию. Оставьте грубый голос. Как разговаривают с детьми родители и учителя. Они все время пытаются указывать, управлять, руководить. Надо постараться не постоянно на детей воздействовать, а научиться с ними взаимодействовать. На нормальных, человеческих условиях», — посоветовала психолог.

«В первом классе вообще эти назидания нужно оставить, нужно только хорошее, доброжелательное отношение. И тогда ребенок старается, он дома даже родителей замучает. К сожалению, учительские кадры плохо владеют психологической компетенцией, психологической культурой и не могут создать благоприятную среду общения с родителями и детьми. Создать такой климат, чтобы каждый ребенок считал себя нужным. Любить или не любить — это их право, но они должны уважать детей как личностей. Для этого нужно относиться доброжелательно, через поощрение», — отметила профессор психологии.

«Я, например, когда отдавала детей в школу в 1970-х годах, я выбирала хорошего по характеру учителя. Я ходила в школу, в ГорОНО и выбирала доброго человека в первую очередь. Не нужно ломать душу ребенка», — добавила Намазбаева.

По ее словам, у учителей есть привычка говорить отрицательное о ребенке, который что-то не умеет делать. «Это очень пагубно. А дети жизненного опыта не имеют и думают, что все у них плохо. Ребенок плачет. Так, он бедненький приходит домой. А дома ему еще и родители начинают выговаривать и ругать его за оценки», — поясняет Намазбаева.

Она также обратила внимание на проблему того, что родители забывают о своей социальной ответственности. По ее словам, всю социальную инициативу они передали школе. «Они сняли с себя эту инициативу — быть в ответе за ребенка, за его развитие. Они должны его защищать, они должны работать с учителем, помогать учителю».

По мнению профессора, не стоит и перехваливать ребенка за пятерки.

«Речь не об отметке, а о том, каким образом ребенок относится к этой отметке. Сами же учителя и родители начинают захваливать ребенка. Троечники и двоечники бывают неуверенные, эти наоборот самоуверенные. И там, и там страдают личностные компоненты.

О троечниках и отличниках

«Несмотря ни на что, судьбу такого ребенка (троечника — прим. автора) решает его основной внутренний психический стержень — его активность. Это позволяет ему быть в постоянном поиске и, как показывает жизнь, именно такие дети (троечники или двоечники в школе), в другой социальной среде добиваются значительных успехов. У них происходит чудесное саморазвитие», — отметила Намазбаева.

Соврешенно иной сценарий возникает в судьбе многих отличников. «К сожалению, постоянное поощрение, похвала, гиперопека, субъективно повышенная оценка окружающих формируют много негативных черт у этой группы школьников. Прежде всего, это завышенная и неадекватная самооценка, излишняя самоуверенность. Это приводит к тому, что иногда они остаются социально изолированными, а также снижается их активность, не говоря уже о наличии «комплекса отличника», — заключила психолог.

Поощрение

Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег – за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять – дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру:

  • Поездку на экскурсию.
  • Поход в кино, в кафе.
  • Покупку чего-то такого, что не планировалось, но что ребёнку очень хочется.

И главное, ребёнок должен знать, что бы ни случилось, семья – это поддержка, а не карательная комиссия.

Предварительный просмотр:

Плохие оценки: ругать или не ругать?

Каждый родитель имеет свой уровень притязаний к ребенку относительно успеваемости в школе. И каждый в глубине души мечтает видеть свое чадо самым умным и расстраивается, когда их маленький «гений» приносит очередную двойку.

Ругать или не ругать – вот в чем вопрос.

Прежде всего, давайте разберемся в причинах неудачной отметки и попробуем создать мотивацию у малыша для хорошей учебы.

На стремление ребенка к хорошим оценкам могут повлиять как внешние факторы, так и внутренние.

К внешним относится неосторожное слово учителя, его грубость . Чтобы выяснить, так ли это, поговорите с ребенком о его отношениях с учителями. Если в отношениях есть какие-либо трудности, обсудите их на родительском собрании с учителем, либо подойдите лично, но главное – будьте дипломатом, не «наживайте» врагов своему ребенку.

Недостаток внимания, поддержки учителя, ощущение своей ненужности в семье могут также быть причиной плохих отметок. Поэтому старайтесь уделять достаточно внимания ребенку, хвалите его, показывайте ему, что любите его не за оценки, а за то, что он ваш ребенок.

А к внутренним факторам, влияющим на успеваемость можно отнести недостаточное трудолюбие и внимательность. Но это разрешимая проблема – посидите вместе с ребенком, постарайтесь терпеливо разобраться в трудных для него задачках и примерах.

Еще одна причина – лень ребенка. С ней нужно начинать бороться как можно раньше. И сделать это на этапе начальных классов просто необходимо, потому как потом догнать сверстников ему будет гораздо сложнее.

В первую очередь, найдите мотивацию для ребенка. Деньги не рекомендуется использовать в качестве мотивации, равно как и материальные вещи (сотовый телефон, компьютер, игровая приставка). Но можно предложить ребенку поездку в лагерь, либо в другое место, о котором он давно мечтал в случае хорошей успеваемости. Важное условие – выполните данное обещание, а в случае невыполнения условий откажите в поездке.

Даже если вы сами горели не столько желанием учиться в школьные годы, сколько бездельничать, не стоит прививать те же взгляды ребенку. А в его присутствии не стоит говорить о том, что в наше время диплом ничего не решает. В конце концов, у ребенка пропадет мотивация учиться.

Что еще нужно знать родителям

Чаще ставьте себя на место ребенка, но не забывайте о его возрасте. Лишним криком и неосторожным замечанием можно отбить всякую охоту учиться насовсем.

Часто родители подмечают только слабые стороны своего ребенка, когда гораздо важнее замечать то, что он сумел сделать, или хотя бы попытался.

Поощряйте у ребенка желание получать информацию, развивать учебные навыки, стремление получить отличную оценку.

Ваши ожидания должны соответствовать возможностям и возрасту ребенка. Если он не силен в математике, не стоит требовать от него отличных оценок по этому предмету, а иначе разовьете у ребенка отвращение к предмету и сформируете страх неудачи.

Важно учитывать физические возможности дитя – ребенок, ослабленный после болезни или имеющий хроническое заболевание, быстрее устает. Это значит, что ему нужен особый режим дня, который бы способствовал хорошему усвоению программы и полноценному отдыху.

Ругая, наказывая ребенка за плохую оценку, вы делаете из него лжеца собственными руками. Ведь он будет бояться рассказывать о плохой отметке, а для этого он начнет лгать, и лживость его со временем только закрепится.

Возьмите себе за правило давать оценку не личности ребенка, а его поступку. Причем нужно это делать конструктивно, используя «Я-высказывания» — «мне не нравится», «я думаю, что…».

Развивайте доверительное отношение с детьми, без излишнего контроля, чтобы ребенок мог безбоязненно рассказать о своей неудачной отметке или проблемах. Тогда учиться он будет успешнее и у него не будет много страхов и тревожности.

Вместо того, чтобы вешать на ребенка «ярлыки» («Ты такой лентяй/глупый/двоечник» и т.д.) используйте положительные установки: «Я знаю, у тебя все получится», «Ничего страшного, в следующий раз ты ответишь лучше», «Давай вместе подойдем к учителю и спросим, что тебе нужно доучить» и т.д.

Подумайте хорошо ругать ли ребенка за плохие оценки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал полноценной личностью, доверяющий миру и своим родителям, то вряд ли сделаете выбор в это пользу. Ведь «подзатыльниками» и руганью делу не поможешь. А поможет родительское терпение, внимание и любовь!

Действия, которые можно предпринять для улучшения успеваемости.

Не важно в каком классе учиться ваш ребенок: в 1 или 11, если он чувствует вашу поддержку и видит ваше стремление помочь ему, то вы вместе выйдете из тупика.

ЕГЭ без нервов

— Если у ребенка нет способностей к определенному предмету. И учитель хороший, и репетитора наняли, но математика никак не идет…

— Для того чтобы ребенок успевал по всем предметам — совершенно не нужно иметь уникальные способности. Школьные программы рассчитаны не на вундеркиндов, а на среднестатистических детей. И зачастую проблема кроется в отсутствии не способностей, а налаженного процесса учебы: последовательного усвоения знаний, которые дает школа и закрепления их во время домашней работы.

Конечно, ребенку бывает трудно справляться с определенной дисциплиной, и необходимы дополнительные занятия с педагогом. Но часто, ссылаясь на отсутствие способностей, родители пускают этот вопрос на самотек. Другой вопрос, в случае, когда мы точно видим, что у ребенка большая тяга, например, к литературе, а способности в математике невелики — не стоит от него требовать пятерок, участия в математических олимпиадах и 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету.

— Скоро дети как раз будут сдавать ЕГЭ, многие очень нервничают, боятся не набрать нужное количество баллов. Иногда это приводит к страшным трагедиям. Как правильно подготовится к экзаменам?

— Нужно поддержать ребенка, создать ощущение безопасности, дать понять — его любят вне зависимости от результатов ЕГЭ. Когда школьник знает, что его всегда поддержат и поймут – предэкзаменационное напряжение снижается. Сегодняшняя система подготовки к экзаменам, при условии хорошего задела и достойного отношения к учебе, вполне позволяет получить высокие баллы. На фоне душевного благополучия. Совсем избавить детей от переживаний невозможно, так как экзамен – это всегда стресс, а ЕГЭ

двойной, причем для всей школы. Ведь от его результатов во многом зависит будущее ребенка. Поэтому, с одной стороны, создайте условия, чтобы он обладал системными знаниями для сдачи экзамена, с другой, объясните, что оценка – не самоцель, недобор баллов – не трагедия всей его жизни. Всегда есть перспектива и множество вариантов самореализции: можно подать документы в несколько вузов, выбрать среднее профессиональное образование… Не стоит манипулировать чувством любви ребенка к родителям и создавать впечатление, что чем больше пятерок он принесет, тем больше любви получит.

Ну и в другую крайность – полную свободу и безразличие к результатам учебы школьника – бросаться тоже не надо.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

Оценка – как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Почему нельзя ругать детей за плохие оценки

Французские ученые из Университета Пуатье опровергли распространенное заблуждение о том, что успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне знаний, а неудачи и ошибки являются признаком низкого уровня. Из-за такой точки зрения страдают многие школьники и студенты, начинающие бояться делать ошибки.

Психологи провели три эксперимента с участием шестиклассников. В первом испытании им сначала предложили решить очень сложные анаграммы, с которыми у них не было шанса справиться. Потом с половиной детей провели беседу о том, что учиться — тяжело, и невозможно пройти весь этот путь без ошибок и неудач, совершать их — абсолютно нормально. Со второй группой просто обсудили сделанные ошибки. После этого школьники прошли специальный тест на определение эффективности работы памяти. У первой группы результат оказался выше чем у второй, и чем у контрольной группы, которая не решала анаграммы.

Следующие два эксперимента напоминали первый, но по их итогам у детей проверяли уровень понимания текстов. Лучшие показатели были у тех, с кем перед испытанием говорили о важности ошибок в процессе обучения.

Ученые считают, что такое улучшение почти наверняка носит временный эффект, но если с детьми регулярно беседовать о естественности ошибок, а не ругать за них, то можно повысить успеваемость — ребенок станет более уверенным в своих силах и перестанет отступать перед трудностями. Родителям и учителям надо помнить, что важен общий прогресс, а не конкретный балл в дневнике.

Плюсы наказания ребенка за плохие оценки

  • В строгих родителей — талантливые дети. Об этом свидетельствуют данные статистических исследований. Родители, которые строго относились к неудачам в учебе своих детей, часто ругали их и наказывали за плохие оценки, сумели вырастить наиболее талантливых и умных детей.
  • Воспитание дисциплинированности. Если ребенок чувствует, что родители контролируют процесс его обучения и за плохие оценки он может быть наказан, то это стимулирует школьника к ежедневному труду. Он знает — спуска от родителей не будет.
  • Наказывать, чтобы научить ребенка преодолевать трудности. Наказание выстраивает в голове ребенка логическую цепочку: получишь плохую оценку (поступишь плохо) — получишь наказание. Это воспитывает у школьника умение анализировать свое поведение и оценивать последствия своих поступков в будущем.
  • Наказание имеет положительное влияние на быстрое улучшение оценок. Любое наказание имеет внезапное влияние на процесс обучения и улучшение оценок. Другой вопрос — будет ли это улучшение длительным. Одним детям хватает одного наказания, а другие имеют успехи в учебе от наказания к наказанию. А это уже свидетельствует о более глубоких проблемах с усвоением материала, чем просто лень или нежелание учиться.
  • Высокая эффективность. Применение карательных мер в отношении ребенка, который принес плохие оценки, имеет всегда высокую эффективность. Однако следует придерживаться здравого смысла в деле наказания. Ведь если это одиночная плохая оценка, то особой катастрофы не произошло и наказывать за это не стоит. Однако, если ребенок систематически не хочет учиться, ленится, то наказание все же должно быть. Но подбирать его стоит индивидуально, не прибегая к физическому насилию.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха – страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

Нужно ли ругать детей за плохие оценки

  • Нужно ли ругать детей за плохие оценки
  • Как не ругать ребенка
  • Как не получать двойки

В большинстве случаев, родители, узнав о плохой отметке, начинаются всеми способами выражать свое негативное отношение к ситуации. Недовольство может выражаться словами, жестами, непрекращающимся нотациями, а кое-кто даже хватается за ремень. Видя подобную родительскую реакцию, дети часто замыкаются в себе, перестает доверять родителям, начинают обманывать, чтобы избежать повторения неприятной ситуации. Взрослея, дети еще больше отдаляются от родителей, игнорируют их требования и высказывания.

Что делать в такой ситуации родителям? Несмотря на то, что ситуация с двойкой мало приятна, постарайтесь держать себя в руках, не обзывайте и не ругать ребенка, не говорить плохо о его умственных способностях и так далее. Подобную критику школьники воспринимают не как оценку их знаний, а как насмешку над их личностью.

Относиться с юмором или игнорировать факт получения неудовлетворительной оценки тоже не нужно, такая реакция родителей может спровоцировать ребенка забросить учебу вовсе. В случае необходимости можно помочь ребенку с выполнением домашних заданий, объяснить не понятый материал, а вот делать уроки за школьника не нужно, такая медвежья услуга в дальнейшем пользы не принесет.

Если ребенок не выучил уроки без уважительной причины, например, забыл или гулял на улице, заигрался с друзьями и проч., не нужно покрывать его перед педагогом. Ребенок должен сам нести ответственность за все свои поступки.

Как реагировать на плохую оценку? В первую очередь, возьмите себя в руки, сядьте рядом с ребенком и попытайтесь объяснить, что послужило причиной для получения неудовлетворительной отметки. Обязательно скажите, что вы тоже расстроены, что по возможности постарайтесь помочь. Плохая оценка — это не всегда результат отсутствия нужных знаний, иногда могут сказаться плохое самочувствие, конфликт в классе или с учителем, плохо понятый материал и т. д.

В связи с тем, что в последнее время на дом задаются большой объем уроков, а учитель дает необходимые минимум, то, вполне возможно, ребенок просто не понял материал. Постарайтесь разобраться в этой теме вместе со школьником, при необходимости позвоните учителю, если есть финансовая возможность, можно посещать репетитора.

Если плохая успеваемость связана с невозможностью выступать перед аудиторией, потренируйтесь вместе с ребенком рассказывать доклад и реферат вслух, в присутствии остальных членов семьи. Когда школьник осилит непонятный материал, попросите его подойти к учителю исправить плохую оценку. И, самое главное, будьте своему ребенку другом в любой ситуации, чтобы он знал, что в семье его поймут и поддержат.

Поговорите с ребенком

Некоторые родители сами воспринимают школьную оценку, как нечто очень важное, и внушают эту мысль ребенку. Со временем, ребенок начинает думать, что от оценки зависит все в его в жизни. Результатом такого воспитания становятся растройства психики: постоянное чувство тревоги, неврозы, ослабленное здоровье и нереализованность в будущем.

Понимая слово «оценка» в его широком смысле, родители должны объяснить ребенку, что двоечник – это еще не значит – плохой, а отличник – это еще не повод для всесторонних восторгов.

Если ребенок слишком расстраивается из-за плохих отметок, расскажите ему, что с оценками окружающих он будет сталкиваться всегда и везде. Нет никакого смысла воспринимать их близко к сердцу, потому что это мнение постороннего человека, у которого свои «тараканы в голове».

Научите ребенка с ранних лет принимать решения самостоятельно, не нуждаясь в постороннем одобрении и не боясь порицания. Тогда ребенку не грозят постоянные стрессы, депрессии и неврозы. Кроме того, у ребенка появится мотивация оценивать себя самостоятельно и самому решать – хороший или плохой поступок он совершил.

Стоит ли ругать ребенка за плохие оценки: мнение психолога

Практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни может прийти домой с неудовлетворительной отметкой в дневнике.

Все родители реагируют по-разному: кто-то, не разобравшись, начинает сразу же отчитывать школьника, кто-то просто игнорирует произошедшее.

Однако чаще всего проявляется негативная реакция на плохую оценку.

Зарубежный психолог Тимоти Эйприл считает, что сначала необходимо разобраться в причинах, которые привели к данной ситуации.

В любом случае резко негативная реакция нежелательна, поскольку она абсолютно неэффективна.

Каковы могут быть причины плохой отметки:

1. Ребенок попросту не понял материал. Более разумно будет пройти сложную тему совместными усилиями.

2. Плохие отношения с педагогом. Такое, к сожалению, не редкость. Прежде чем отправляться на выяснение отношений с учителем, убедитесь, что двойка была получена незаслуженно.

3. Поленился и не выучил урок. Это должно стать для него хорошим примером последствий лени.

4. За поведение. Обычно за шалости записывают замечания, но не все педагоги понимают, что отметка не может ставиться за плохое поведение.

Прицел на будущее

Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?

А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», – конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка – это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю – 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.

Стоит ли ругать ребенка за плохие оценки

Всем родителям хочется чтобы его ребенок успешно учился, но не каждому дано стать отличником. Неуспевающего ребенка принято стыдить и ставить ему в пример хорошистов и отличников. На самом деле – это неверная тактика, приводящая к ряду психологических проблем у ребенка.

О том, как же нужно реагировать родителям на школьные отметки, чтобы не изувечить психику ребенка расскажет психотерапевт Юлия Гончар.

Как сообщает Vshkole, большинство родителей, узнав о «двойке», демонстрируют негативную реакцию. Они злятся, читают нотации, невербально (языком тела) показывают свое недовольство. Однако, причину получения плохих оценок это не устранит, а вот вашего школьника заставит крепко задуматься. И в следующий раз он, чтобы избежать морального или физического наказания, постарается скрыть факт получения плохой отметки. А что утаит от вас в следующий раз? Не хотите потерять доверие ребенка – откажитесь от негативной реакции на двойки. Ваша поддержка, совет и внимание – вот что сейчас больше всего необходимо маленькому ученику.

На что нужно обратить родителям, если ребенок приносит плохие оценки

Для многих родителей успеваемость ребенка стоит на втором пункте после его здоровья. И когда возникает неприятная ситуация — ребенок приносит плохие отметки, родители начинают паниковать, но не знают как бороться с нависшей угрозой. Зачастую они используют длительные беседы либо угрожают чем-то (лишением карманных денег, наказанием различного рода).

Но в 1 классе ребенок просто не осознает степень проблемы и угроз со стороны родителей.
Для того, чтобы бороться с плохими оценками нужно выяснить причину, а потом уже продумывать методы.

Как реагировать на плохие оценки в школе

Бурной позитивной реакции на тройки и двойки («А, ерунда, Энштейн тоже двоечником был!») тоже стоит избежать. Также, не стоит материально поощрять за хорошие оценки. Например, давать деньги за каждую пятёрку или обещать купить компьютер, если ребёнок закончит четверть без троек.

Спокойно поговорите с ребенком, уточните, за что ему поставили низкую оценку. Причин этому может быть множество. Например, ребенок мог не знать материал, значит, помогите ему выучить с помощью гдз математика 5. Если не разобрался в предмете, не понял тему – попробуйте найти доступное объяснение учебному материалу. Кроме этого, малыш мог просто растеряться у доски и не ответить на вопрос учителя, тогда потренируйте его, научите вслух излагать свои мысли. Помогайте ребенку овладевать теми знаниями, умениями и навыками, которых ему не хватает. Пусть для ученика низкая оценка станет сигналом, что дома надо еще позаниматься.

Подготовила Марьяна Чорновил

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вы можете зарегистрироваться, войти на сайт вверху, либо авторизоваться, используя свой аккаунт в социальных сетях:

Объективность

К каждой оценке нужно подойти объективно. Не стоит поднимать крик или устраивать трагедию, если в дневнике «двойка». Сначала разберитесь, почему. Бывает, что происходит это не по вине самого ученика: например, учебник оказался более старым, и на указанной странице ребёнок решил другие примеры. Или же учитель дал материал, который плохо отработал с классом. Бывают и совсем неприятные моменты – к примеру, сам педагог невзлюбил воспитанника и оценил необъективно.

Десяток учителей обучает вашего ребёнка, и не со всеми могут быть идеальные отношения. Если у вас что-то не складывается с начальством, вы можете просто сменить работу. Детям сложнее, им приходиться приспосабливаться. Не торопитесь ругать в оценках учителей, особенно при ребёнке. Если даже вы что-то заметили такое, то организуйте разговор с педагогом наедине. И постарайтесь подойти к ситуации разносторонне.

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки

Маленькие дети — маленькие проблемы, большие дети — большие проблемы. Еще вчера ваш малыш счастливо лепетал в кроватке и будил весь дом посреди ночи. И казалось, что молодые родители никогда не смогут выспаться. А уже сегодня ваш ребенок — школьник. И время от времени радует родителей своими успехами в учебе. Но что, если в дневнике ребенка «поселились» одни плохие оценки? Что делать в таком случае? Ругать ребенка за невнимательность на уроке? Делать с ним все домашние задания до глубокой ночи? Возможно, эффективным методом будет наказание за плохие оценки?

Психологи и педагоги в последние годы кардинально изменили свою позицию. Если раньше наказание за плохие оценки практиковалось как в школе, так и дома, то сегодня специалисты категорически советуют этого не делать. Ведь наказывая часто можно «перегнуть палку» и сломать личность ребенка, вызвать панический страх перед школой, хроническую ненависть к отдельным предметам, а также разрушить семейные отношения. Однако, бывают моменты, когда без определенного наказания все же не удается достичь прогресса в обучении.

«Вот вырастешь – поймешь»

Ольга Сальникова, AIF.SPB.RU: — Как правильно реагировать на плохие оценки ребенка?

— Как поступить, если у ребенка действительно конфликт с учителем, и он считает, что ему специально занижают оценки?

— Теоретически такая ситуация возможна, но я бы не спешил полностью доверять словам ребенка. Нередко дети, руководствуясь не злым умыслом, а психологической защитой, винят в своей неуспеваемости учителя. Некоторые и совершенно осознанно могут манипулировать такой позицией, чтобы избежать наказания или неприятной беседы. Нужно проанализировать, как ребенок успевает по другим предметам, действительно ли плохие оценки выставляются только одним педагогом, как у него складываются отношения с этой учебной дисциплиной… И проблему надо решать непосредственно в «поле» — самой школе. Только домашними советами порой не обойтись. Поддерживайте контакт с учителями – они сами за это всегда ратуют. Но, к сожалению, сегодня мы слишком заняты и нередко игнорируем родительские собрания, другие школьные мероприятия и попытки педагогов выйти на контакт.

— Учителя жалуются, что они вынуждены заполнять столько бумажек, что им не до детей…

— Заполнение документов – неотъемлемая часть жизни педагога. Это позволяет структурировать цели, задачи и содержание урока, что важно, особенно для молодых учителей. Учителю необходимо определить приоритеты, сделать урок интересным, личностно ориентированным. Но любые инструменты работают только в руках мастера, человека, которому интересно, который вдохновлен. И вдохновение не зависит напрямую от объема документации или, скажем, заработной платы. Если учитель действительно хочет учить, должен выполнять формальные требования, которые позволяют ему это делать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство