Нарушения осанки у детей: чем это опасно и как лечить

Родители всегда озабочены здоровьем своих детей. В последнее время много внимания уделяется состоянию осанки дошкольников и учащихся младших классов. Положение позвоночника формируется у человека с детского возраста, но быстрый рост скелета приходится на периоды 6—7 и 11—12 лет. Причины искривления осанки:

  1. Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, характерный для современных детей, приводит к дефициту активных действий. Из-за учёбы в школе, игр за компьютером, просмотров телевизора и отсутствия физических нагрузок ослабляется мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб.
  2. Частые нагрузки. Если долго выполнять физические упражнения с ошибками или читать лёжа, позвоночник постепенно будет деформироваться.
  3. Плохо организованное место для учёбы. Чтобы ребёнок всегда держал спину ровно, необходимо подобрать оптимальную для него высоту стула, хорошее освещение и достаточного размера рабочий стол. Для компьютерных игр и увлечений следует отвести другое место.

Проблемы с ЖКТ, неправильное питание или врождённые заболевания тоже могут привести к нарушению осанки у детей школьного возраста.

Лечение проблем позвоночника возможно несколькими способами. Например, детям с неправильной осанкой врач часто назначает специальный корсет для коррекции осанки, который поддерживает спину в нужном положении и не даёт ей сильно сгибаться. Он помогает ребёнку сидеть и стоять прямо. Медицинские корсеты для позвоночника рекомендуется приобретать в ортопедических салонах.

Расслабить мышцы, вывести из них токсины и улучшить кровообращение получится с помощью мануальной терапии. Спортивные нагрузки должны быть умеренными. Ребёнку с кривым позвоночником следует заниматься плаванием, йогой или гимнастикой. По утрам надо делать зарядку.

Лечебная физическая культура представляет собой комплекс специальных упражнений, проводимых с инструктором или родителями. Можно записать ребёнка в группу по ЛФК. Неправильную осанку получится скорректировать даже дома. Операцию на позвоночнике делают только в крайних случаях.

Советы для родителей

Родители должны помнить, что на них лежит ответственность и забота о том, чтобы ребенок всегда держал спину правильно и ровно. Приучите своего малыша к правильной позе во время сидения на стуле и за столом. Локти должны лежать на поверхности, а не свисать, плечи расположены симметрично столу, стопы полностью стоят на полу, колени и бедра согнуты под прямым углом.

Тщательно контролируйте, чтобы ребенок не закидывал ногу на ногу, не ложился на стол грудью, не подгибал ноги, не сидел боком к столу. Мебель должна подбираться индивидуально под ребенка, в соответствии с его ростом.

Ваше чадо должно выработать привычку правильной осанки, которая очень поможет ему на всем протяжении дальнейшего обучения в школе, когда придется долгие часы просиживать за партой и приготовлением домашних заданий.

Разнообразьте рацион ребенка, особую роль отводя свежим овощам и фруктам, а также продуктам, богатым кальцием – сыр, творог, кунжут, рыба. Также весьма полезны для суставов такие блюда как холодец и желе.

Приобщайте детей к активным играм и прогулкам на свежем воздухе собственным примером. Поверьте, для них нет ничего интересней, чем погонять в футбол с папой или побегать наперегонки с мамой. Все эти занятия способствуют развитию и укреплению мускулатуры.

Дополнительно стоит подумать о том, чтобы записать ребенка в какую-либо спортивную секцию.

Наилучшими видами спорта для детей с нарушениями осанки станут:

  1. Плавание – укрепит мышечный корсет, снимет нагрузку с позвоночника, улучшит двигательную координацию;
  2. Гимнастика – укрепит мышцы тела, развивает гибкость суставов, мягко корректирует деформированный позвоночник;
  3. Конный спорт – укрепление мышечного корсета, учит держать равновесие, равномерная нагрузка на все мышцы тела, улучшает кровообращение;
  4. Йога – укрепит и растянет мышцы спины, выровняет позвоночник.

Поменяйте матрас ребенка на более твердый, отдавая предпочтение наполнителю из кокосового волокна. Матрасы из него отличаются ортопедическими свойствами, обладают необходимой жесткостью и упругостью, долговечны и практичны. Подушка также не должна быть излишне мягкой и высокой.

Подберите ребенку удобную ортоправильную обувь с супинаторами, это поможет избежать плоскостопия, которое также может быть причиной искривления осанки.

Осанка – это то, что развивается с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет:

  • Не укладывайте и не сажайте грудничков на мягкие перины и матрасы, подушка ребенку до 1 года не нужна совсем;
  • Не торопите физическое развитие – не сажайте и не пытайтесь учить ходить кроху тогда, когда его мышцы еще совсем не готовы к этому. Ребенок должен самостоятельно произвести свои первые попытки встать и сесть;
  • Следите за тем, чтобы не водить на прогулках ребенка всегда за одну и ту же ручку.

Все эти меры обязательно дадут положительный результат, и ваш ребенок будет радовать вас красивой, ровной осанкой и прямой спиной.

Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения

Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.

Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).

Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.

Искривление позвоночника и неправильная осанка у детей. Упражнения для укрепления мышц спины и пресса

Неправильная осанка — это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия.

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Почему возникает нарушение осанки у детей и как его лечить

В процессе своей эволюции человек получил много “наград” от природы. Одной из них является прямохождение, что кардинально отличает человека от остального животного мира и дает ему массу преимуществ. В связи с вертикальным положением появилась и осанка. Правильная осанка – это не только красиво, но и является показателем, как физического, так и психологического здоровья. Нарушение осанки – это большая группа приобретенных, а в некоторых случаях и врожденных состояний, причем не всегда патологических, которые проявляются в различных искривлениях позвоночника.

Вопрос о патологической осанке является особо актуальным сегодня, ведь современный образ жизни, длительное времяпрепровождение за мониторами компьютеров, отсутствие гигиенических стандартов мебели в учебных заведениях и в офисах приводят к учащению нарушений осанки не только у детей, но и у взрослых.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Виды искривления осанки

Нарушения могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:

  1. Сутулость – торчащие «крыловидные» лопатки, выпячивающаяся грудная клетка, согнутая голова;
  2. Круглая спина – походка на полусогнутых ногах, крыловидные лопатки, выпяченный живот;
  3. Кругло-вогнутая спина – увеличение грудного и поясничного изгибов, походка на полусогнутых ногах;
  4. Плоская спина – позвоночник прямой, без физиологичных изгибов. Выпирает живот, грудная клетка выдвинута вперед;
  5. Плоско-вогнутая спина – уплощение грудного отдела, таз смещен назад, крыловидные лопатки;
  6. Сколиоз – искривление позвоночного столба, нарушение симметрии тела.

Деформации во фронтальной плоскости не подразделяются на виды и могут быть вызваны гипертонусом мышц в одной части тела, что и вызывает искривление позвоночного столба.

Это явление носит название сколиотической дуги, не следует путать с истинным сколиозом.

Сколиоз возникает при несвоевременном лечении и коррекции этого состояния и имеет 4 степени тяжести:

  • I стадия. Незначительные изменения осанки. Искривление позвоночника можно выявить только путем рентгенографии, и оно не составляет более 30%;
  • II стадия. Деформация осанки более выражена и видна невооруженным взглядом. Уровень искривления 30-60%;
  • III стадия. Ярко выраженная деформации, клиновидная форма позвонков. Искривление может достигать 90%;
  • VI стадия. Процент искривления более 90%.

Методы исправления искривленной осанки

Лечение деформированной осанки чаще всего поддается консервативной терапии, без участия лекарственных средств. Однако в тяжелых случаях — врожденных или приобретенных деформаций спины с прогрессирующим развитием, может потребоваться оперативное хирургическое вмешательство.

Классический способ лечения искривлений подразумевает под собой целый комплекс мер, сюда входят:

Комплекс простых и доступных упражнений

Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.

Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:

  1. «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
  2. «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
  3. «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
  4. «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
  5. «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
  6. «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.

Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.

Как формируется осанка

Прежде всего, осанка зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть прямым как палка. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Позвоночник новорожденного ребенка похож на дугу.

После того, как малыш научится поднимать и держать голову, начинает формироваться первый позвоночный прогиб – шейный лордоз.

В возрасте примерно 10 месяцев, дети постепенно учатся стоять и ходить, вследствие чего, под действием силы тяжести брюшные мышцы выпирают вперед, увеличивается угол наклона тазовых костей и формируется поясничный лордоз.

Процесс формирования осанки заканчивается с образованием арочной формы костей стопы в возрасте 3-4 лет.

Лечебная физкультура для школьников

Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.

Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.

Программа упражнений для школьников:

  1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
  2. Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
  4. Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
  5. Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.

Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.

На видео ниже показан ещё один комплекс упражнений для исправления осанки у детей:

Показания к проведению занятий ЛФК

Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:

  1. Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
  2. Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
  3. Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.

При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость. Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом. Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».

Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Как выявить деформацию осанки у ребенка

Попросите ребенка раздеться до трусов и встать ровно.

  • Плечи должны быть расположенными на одной линии;
  • Угол между плечом и шеей должен быть одинаковый с обеих сторон;
  • Грудная клетка должна быть ровной, без западаний и выпячиваний.
  • Живот втянутый, грудная клетка приподнята;
  • Позвоночник имеет плавные физиологичные изгибы;
  • Угол наклона таза составляет 35 градусов у мальчиков и 55 у девочек;
  • Ноги прямые.
  • Лопатки расположены ровно, на одной и линии и одинаково удалены от позвоночника;
  • Подъягодичные складки должны быть симметричны.

Прислоните ребенка в ровном положении спиной к стене. Пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок должны касаться поверхности стены, а расстояние между ней и телом в районе шеи и поясницы должно составлять 2-3 пальца.

Также не лишним будет проведение теста на развитость спинных мышц. Ребенок укладывается на стол или другую твердую возвышенную поверхность так, чтобы часть тела выше поясницы находилась на весу. Ноги должны удерживаться родителем, руки ребенка вытянуты по швам и лежат на поясе.

Ребенок — дошкольник в норме должен удерживать горизонтальное положение около 30-60 секунд.

Специалист назначит дополнительные исследования, позволяющие наиболее точно установить степень изменений – рентгенография, компьютерная томография, а также дополнительно направит к детскому ортопеду или хирургу.

Принципы лечения

При данной проблеме словосочетание “лечение нарушения осанки” не совсем уместно, лучше употреблять термин “коррекция осанки”, так как неправильная осанка не является заболеванием. Вылечить можно только те искривления, которые обусловлены органической патологией, например, травма позвоночника, его туберкулезное поражение. В остальных же случаях (функциональные нарушения) проводят только немедикаментозную коррекцию нарушений осанки.

Видео-комплекс упражнений для коррекции осанки:

Коррекция осанки включает следующие методики лечения:

  • ношение специальных ортопедических приспособлений – корригирующих и поддерживающих корсетов;
  • ЛФК – лечебные упражнения – это самый важный и эффективный метод исправления осанки;
  • массаж при нарушении осанки также очень важен, позволяет снять мышечный спазм, наладить микроциркуляцию и обменные процессы;
  • нельзя забывать и о физиотерапевтических процедурах;
  • постоянное соблюдение рациональной рабочей позы.

Главный принцип успешного лечения нарушений осанки – это регулярность и длительность применения корригирующих методик – только в таком случае вы сможете стать обладателем красивой, правильной и царственной осанки.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки — правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «Прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины — в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 — 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 16-17% всех детей младше 7 лет. Многие родители не считают это серьёзной проблемой и совершенно напрасно.

Искривленная осанка – не просто некрасивый дефект, но и является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий, о которых будет рассказано в этой статье.

Значение правильной осанки

Для начала разберемся с тем, что такое правильная осанка, какое ее значение и функции в жизни человека. Каждый индивид обладает только одной (правильной или патологической) осанкой. Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве (как при движении, так и в покое), которое формируется и задается на бессознательном уровне. Как уже упоминалось, осанка появилась в связи с эволюцией человека и присуща только ему.

Признаки правильной осанки:

  • линия всей длины позвоночника имеет вертикальное направление, голова смотрит прямо;
  • симметричное расположение лопаток, плеч, сосков;
  • обе ключичные кости соединяются горизонтальной линией;
  • обе ягодицы расположены на одном уровне;
  • на спине нет асимметрических кожных складок;
  • все физиологические изгибы позвоночника находятся в нормальном диапазоне величин (нет патологических лордозов, кифозов);
  • нет бокового искривления позвоночника (сколиоз);
  • обе ноги имеют одинаковую длину.

Особенно опасно нарушение осанки у школьников, так как именно в этот период позвоночник растет активнее, чем всегда, и воздействие причинных факторов нарушения осанки приводит к выраженным деформациям, которые опасны для здоровья ребенка.

Функции, которые выполняет правильная осанка:

  • приводит к равномерному распределению нагрузок на позвоночный столб, что оберегает его от повреждений и различных заболеваний;
  • обеспечивает поддержку равновесия тела и отличную координацию движений;
  • позволяет движения в суставах с максимальной амплитудой;
  • придает человеку эстетики;
  • обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов и их защиту от внешних воздействий;
  • осанка – это внешний показатель психического и физического здоровья человека;
  • влияет на формирование характера.

Таким образом, можно себе представить последствия нарушения осанки.

Неправильная осанка и ее виды

В зависимости от искривления в той или иной плоскости (сагиттальная, фронтальная или смешанные), а также от типа (патологический лордоз, кифоз и сколиоз), различают отдельные виды нарушения осанки.

  • кифоз – это изгиб позвоночника кзади, в норме встречается в грудном отделе, если превышает существующие нормальные величины, то считается патологическим;
  • лордоз – прогибание позвоночного столба вперед, существует физиологический шейный и поясничный лордоз, если сильно выражен – то это патология;
  • сколиоз – это искривление позвоночника в сторону, в зависимости от того, куда открыта дуга сколиоза, различают левосторонний и правосторонний, в некоторых случаях встречается S-образный сколиоз.

Основные типы нарушения осанки формируются сочетанием указанных выше искривлений в различной степени выраженности.

Различают следующие виды нарушения осанки:

Упражнения для дошкольников

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.

Упражнения для детей 6—7 лет:

Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.

На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Правила занятий и подготовка к ним

Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.

Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.

Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:

  1. ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
  2. Детей также надо научить правильной технике дыхания.
  3. Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
  4. Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
  5. Упражняться следует только утром или днём.

Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки — на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет — 1 — 1,5 мин, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7- 11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Профилактические мероприятия

Профилактика нарушений осанки является очень важным мероприятием и должна проводиться всем без исключения детям и подросткам, а также взрослым с повышенным риском развития деформаций. Не зря говорят, что лучшее лечение – это профилактика.

Важные профилактические мероприятия:

  • обеспечить адекватную эргономику рабочего места (хорошее естественное и штучное освещение, удобная мебель, которая подходит по росту человеку);
  • следить за своей рабочей позой;
  • спать на ортопедической подушке и матрасе;
  • ношение ортопедической обуви и удобной одежды, которая не сковывает движения;
  • коррекция и лечения проблем со зрением и слухом;
  • оптимальный двигательный режим;
  • профилактика травм и других заболеваний позвоночника;
  • развитие мышц спины.

Если с раннего детского возраста приучать ребенка к поддержанию правильной осанки, то в результате ваше чадо будет не только здоровым, но и красивым.

Последствия деформации осанки

Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов.

К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения и начать коррекцию этого состояния.

Профилактические упражнения

Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.

Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:

  1. Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
  2. Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.

Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство