«Мой ребенок ненавидит обычную школу. Куда его можно перевести?»

Вальдорфская школа

Основные моменты: творческое развитие, отсутствие домашних заданий, отсутствие оценок по 5-ти или 100-бальной шкале, работа с природными материалами, возможность выбора.

  • Воспитанники школы учатся мастерить, шить, готовить, работая с природными материалами.
  • Программа рассчитана на детей от 0 до 21 года.
  • Первые 8 школьных лет с детьми работает один учитель, предпочитая гуманитарные науки точным. Контрольные и сочинения не приветствуются.
  • В обязательной программе — танцы и пение.

Плюсы: развитие естественных способностей и эстетического вкуса ребенка, полезных навыков и умений.

Минусы: мало внимания точным наукам, процесс школьного обучения занимает 12 лет (после 9 класса в техникум не уйти)

Школа Монтессори

Основные моменты: маленькие классы, разновозрастные дети, личностный подход, учитель-советчик, отсутствие тетрадей и учебников, отсутствие переменок, наличие двух трёхчасовых перерывов в течение дня.

Плюсы: развитие самостоятельности, раскрытие внутренних способностей. Нетравматичность для самооценки.

Минусы: рассчитано на усидчивых детей, отсутствие критики (в будущем в другом социуме детям будет тяжело).

Школа Щетинина

Основные моменты: проживание на территории школы, отсутствие оценок, рукопашный бой и этнические танцы, армейская атмосфера.

  • Это школа интернатского типа.
  • В знания дети погружаются постоянно, причём чётко организованного процесса обучения нет, как и классов.
  • Занятия могут проводиться на улице.
  • Дисциплина в школе строгая, при этом оценки не ставятся.
  • Обязателен труд, которым параллельно занимаются ученики (строительство, сельское хозяйство и др.).

Плюсы: приобретение полезных навыков, отсутствие гаджетов, высокие показатели знаний.

Минусы: жёсткий режим, запрет на выход за территорию, разлука с родителями, порой отсутствие квалифицированной медицинской помощи.

Нешкола

Основные моменты: семейная школа, обучение традиционной программе по индивидуальному графику, возможность приобретения полезных навыков.

  • Такой вид школ создают педагоги и родители, желающие обучать детей самостоятельно.
  • Нешкола является своеобразным вариантом домашнего обучения. Здесь нет учителя, а есть взрослые, которые нестандартно дают информацию, заинтересовывают в предмете, развивают способности.
  • Вместо уроков – экскурсии, путешествия, исследования.

Плюсы: нетрадиционный подход к обучению, всегда разные занятия, упор на интерес ученика.

Минусы: педагоги не всегда имеют образование, отсутствие классов и организованного процесса обучения.

Школы-парки

Основные моменты: для детей с 5 до 9 класса, выбор занятия учеником, выбор продолжительности занятия учеником, ориентир на интерес ребёнка.

  • Это совокупность студий. Придя на занятия, ученик выбирает любую студию и занимается в ней столько, сколько хочет ( вплоть до 6 часов подряд).
  • При этом он совершенно свободен, может встать и уйти через 10 минут после начала занятия, и никто не скажет ему ни слова.

Плюсы: развитие самостоятельности у ребёнка, обучение планированию своего времени, более глубокие знания в каждой области.

Минусы: отсутствие контроля (акцент на сознательность ребёнка).

Жоховские классы

Основные моменты: начальные классы на базе государственных школ, использование проектора, нет прописей и правил оформления, неограниченная двигательная активность.

  • На уроках по Жоховской системе дети поют, танцуют, подходят к учителю. Даже если это урок математики.
  • Темы перекликаются и пересекаются, предусмотрен периодический возврат к теме.
  • Приветствуются ответы хором.

Плюсы: акцент на развитии мозговой деятельности, мультипредметное изучение , интересные уроки.

Минусы: нет чёткой программы, с которой родители могли бы ознакомиться заранее. Слайды играют слишком большую роль, порой затмевая самого учителя.

Школа Базарного

Основные моменты: раздельное обучение мальчиков и девочек, письмо чернилами, акцент на физическое здоровье ребёнка, смена положения во время урока, неограниченная двигательная способность.

  • Здоровьесберегающая методика, одобрена Институтами РАН, РАМН и Правительством РФ.
  • Во время занятий ребёнок постоянно меняет позы. Для этого есть даже специальная мебель – конторка с наклоном, за которой ученик может стоять.
  • В ученом процессе применяется хоровое проговаривание правил стоя.
  • Некоторые занятия проводятся сидя на массажном коврике. Обязательны упражнения на зрительную координацию.

Плюсы: в процессе обучения дети не ухудшают, а улучшают своё здоровье. Отсутствие принуждения. Много наглядного материала.

Минусы: во многих городах созданы лишь начальные классы по такой системе, таким детям сложнее в обычной средней школе (остаётся привычка двигаться во время урока).

Итак, альтернатив традиционного обучения достаточно. Главное, чтобы ребёнку нравилось учиться, а родители оказывали ему эмоциональную поддержку.

Почему гений?

Я не была бы сторонницей раннего развития, если бы у сына не было способностей. В 7 месяцев он говорил простые слова, к полутора годам – связные предложения. По нормам в 2 года надо знать основные цвета, а он уже называл оттенки. А когда другие дети ещё беспорядочно возили маркером по листу, Гриша чертил круг, квадрат и треугольник и аккуратно их раскрашивал.

Участковый педиатр и невролог были в восторге: «Вы, наверное, целыми днями с ним занимаетесь?» Нет, все навыки он приобретал случайно, сам! Слушал разговоры в семье, видел, как старшая сестрёнка рисует, и повторял.

«А что будет, если начать целенаправленно заниматься?» – я с восторгом представила, как мой мальчик лет в 14 лет поступит в МГУ, накупила пособий и взялась за дело. На удивление, Гриша был очень усидчив, и мы могли заниматься до 3 раз в день по 1,5 часа!

В 3 года нам дали сад, но я переживала, что моему вундеркинду там скучно: катать машинки после того, как бегло читаешь Пушкина!? Увольте. И уже тогда решила отдать сына в школу как можно раньше.

Трудный путь в школу

В школу принимали минимум с 6 лет. Но столько Грише исполнялось только в конце сентября, и у нас не стали принимать документы.

Я была в ужасе: неужели (с его-то знаниями!) ещё год скучать в саду? Ребёнок отлично считал, легко запоминал стихи и – спасибо репетитору – неплохо знал английский. Я пошла к директору, и она с неохотой отправила нас на тестирование.

Мнения специалистов по поводу сына разделились. Психолог просто взбесила: промурыжив Гришу целый час, она заявила, что его память пока недотягивает, да и до классных занятий мой гений ещё не дозрел! Хотя он мог наизусть читать целиком произведения Чуковского!

Зато учительница, молодая, интересная и явно не боящаяся экспериментов, решила дать ему шанс. Она поговорила с директором, и 1 сентября мой 5-летний сын стал школьником.

Первый раз в первый класс

Но радоваться пришлось недолго: в первый же месяц учёбы ребёнок сильно изменился. Придя домой, он спал по 2-3 часа, хотя в садике ненавидел тихий час. Вечером капризничал, не мог делать уроки, хотя задания для него были довольно простые.

Из школы без конца звонила учительница: через 15 минут урока Гриша вставал и шел играть, будто никого не слыша. Причём, как отмечала учительница, не из вредности, а так, будто это нормально! Дисциплина в классе нарушалась: другие малыши не могли сосредоточиться на чтении, тоже просились играть – ему можно, а нам нет?

Я разговаривала с сыном, но он говорил, что ему не было скучно на уроке, просто захотелось отвлечься. Я объясняла, что для игр есть перемена, для бега – физкультура, но все повторялось. Несмотря на хорошие оценки, мы кое-как доходили до Нового года, и я забрала из школы документы.

Умный не значит готовый к школе

Разобраться помогла психолог, которая сначала мне так не понравилась. И проблема лежала глубже, чем я могла предположить.

Мой сын действительно рано заговорил. Но остальные достижения – моя заслуга и в то же время вина. Я вышла на работу удалённо, и пусть малыш был рядом, играть ему приходилось одному – вместе мы только занимались. Чтобы продлить время общения с мамой, он и высиживал невозможные для его возраста 1,5 часа!

И в садике от скуки он не страдал: были и друзья, и беготня, и игры. Там он компенсировал активность, которых не хватало дома. В школе же наиграться нельзя, а потребность осталась – Гриша страдал, уставал психологически и дома проваливался в сон. Не зря детей отдают в школу именно с 7 лет: их усидчивость и любознательность продиктованы зрелостью психики. А в 5-6 лет нормальный ребёнок должен играть!

Дважды в одну реку

После первого полугодия мы вернули Гришу в сад. Ему сказали, что он ходил не в школу, а на подготовку к ней, и теперь, перед настоящим первым классом, ему нужно хорошенько отдохнуть.

Мне было очень стыдно стыдно, что, теша амбиции, отняла у сына детство. Но максимум, что я могла сделать, – как можно больше играть, гулять и баловаться с ним хотя бы в ближайшие полгода. На выходных папа возил нас по зоопаркам и городкам аттракционов, мы ходили в кино и бегали по парку. Ребёнок ожил! И в сентябре отправился уже в другую школу, заново в первый класс. Теперь это было своевременно, учёба давалась легко, и он говорил о ней с восторгом.

Сейчас Гриша уже в 4-м классе, и первое, что делаю, когда он приходит домой, – не сажаю за уроки, а веду гулять во двор, чтобы весело провести время вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство