Нужно ли наказывать трёхлетнего ребёнка

Бить или не бить? Вот в чем вопрос. Вообще вопрос о том, стоит ли наказывать ребенка вызывает огромное количество жарких споров. Если наказывать, то как? Как наказать ребенка за плохое поведение? Наказывать ли ребенка ремнем? Где найти ту золотую середину, что между избалованным чадом и загнанным зверьком? Как правильно наказывать ребенка?

Как наказывать ребенка с умом Советы и консультация для родителей

Никогда, наверное, взгляд на воспитание не менялся так сильно, как за последние сто лет. По мере развития педагогики и человеческой мысли он видоизменялся и постепенно пришел к современным гуманным стандартам. Отношение к детству стало трепетнее. В детях стали видеть отдельные личности, чьи чувства нужно уважать. Изменилось отношение к телесным наказаниям и наказаниям вообще. Поэтому я и хочу затронуть эту тему. Я хочу поговорить о том, как наказывать ребенка и о том, как в процессе не перейти черту. То есть сделать это правильно

“Родитель должен быть лидером, авторитетом”

Владимир Смирнов, 30 лет, отец двух детей

Я воспитываю детей довольно строго, поэтому периодически наказываю детей за их провинности. Это не значит, что я домашний тиран, избивающий собственных детей. Но они должны знать, что родитель — главный, ему невозможно сесть на шею. Никогда нельзя терять авторитет в глазах своего ребенка. В возрасте трех лет малыши начинают своеобразный “бунт”: ревут, устраивают истерики в общественных местах и магазинах, пытаются манипулировать. Помню, сын упал в магазине на пол и истерил, требуя, чтобы я купил ему игрушку. Я предупредил, что буду наказывать за такое поведение. Слово сдержал: дома он полчаса стоял в углу. Я могу и по попке отшлепать, ну конечно-же слегка. Зато теперь он знает, что слово отца — закон, и что я держу свое слово.

К дочке у меня такое же отношение, только наказываю ее более мягко и естественно без шлепков, все-таки она девочка.

Сейчас моим детям 10 и 12 лет. “Методы воздействия” немного изменились: в угол уже не ставлю, но компьютера иногда лишаю. И совсем не жалею о том, что порой приходится наказывать их и ставить в угол: это действенный способ, чтобы добиться послушания в кратчайшие сроки.

Из мультфильма Малыш и Карлсон

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Как наказывать ребенка правильно?

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

  • Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта – запросто можно;
  • Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);
  • Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее – как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что. Да – его поведение неприемлемо, да – вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да – наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого – вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Как наказывать ребенка в 2-3 года

Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго искажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когду ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоиться.

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.

Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.

Наказание «кнут и пряник»

Сможем ли мы воспитать счастливого ребенка по принципу «кнут и пряник». Вряд ли. Это приведет лишь к тому, что ребенок будет запуган и затравлен наказаниями. И будет делать что-либо только лишь для получения того самого «пряника» в виде похвали, поощрения, подарка родителей. При этом не задумываясь о своем проступке, а почему родители его собственно наказывали и какой урок ребенку стоит из этого вынести.

Как можно наказать ребенка, чтобы это дало результат? Как наказать ребенка за непослушание и не перегнуть палку? Давайте разбираться вместе.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Как наказывать ребенка правильно

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

  • Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта – запросто можно;
  • Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);
  • Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее – как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что. Да – его поведение неприемлемо, да – вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да – наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого – вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

10 советов как правильно наказывать ребенка

1. Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком. Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность.

2. Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.

Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.

3. Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.

4. Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.

5. Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.

6. Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».

7. В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?

8. Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.

9. Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.

10. Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?

Мировой родитель – мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже – набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание.

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

21 августа 2020 · Текст: Полина Сошка · Фото: Getty Images

Зачем наказывать детей

Зачастую, в пылу родительского гнева, наказывая своих детей, мы напрочь упускаем из виду саму суть мероприятия – зачем вообще нужны наказания? Уж явно не для того, чтобы родители могли «спускать пар» на своих детях. И не ради абстрактных, малопонятных даже нам самим, воспитательных идей, вроде – «пусть привыкает, что жизнь – не сахар!» и тому подобной ахинеи, которая якобы должна сделать наших детей более стойкими. И, конечно же, не в целях поддержания племенных традиций – «меня лупили в детстве, и я своих лупить буду»…

Главная цель наказания – помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

А проще говоря: наказания должны помогать ребенку стать лучше, добрее, взрослее – назовите как хотите. Сама схема «проступок и последующее за ним наказание» (если конечно, наказание является правильным и адекватным) должна помочь ребенку научиться строить причинно-следственные связи, обдумывать свои действия наперед, прогнозировать последствия, и в конечном итоге – выстраивать свое поведение согласно тем моральным, человеческим и этическим (а порой – и правовым!) нормам, в которых мы все существуем как социум, а также согласно вашему семейному «уставу».

Но это все «лирика», а вы наверняка хотите практических наставлений. Правда, прежде чем поведать о том, как наказывать детей правильно, имеет смысл упомянуть, чего делать категорически нельзя.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

Нужно ли наказывать трёхлетнего ребёнка

Автор: Юлия Евстигнеева

Если у вашего ребёнка не было возрастного кризиса в два года, он обязательно придёт в три. И сложно сказать, насколько хватит ваших нервов: обычно у каждого родителя появляется острое желание поставить капризулю в угол, посадить на стульчик или шлёпнуть по попке…

«Родитель – это лидер, а не человек, из которого вьют верёвки»
Игорь Кузнецов, 35 лет, отец двоих детей

Я – строгий отец и считаю, что наказания нужны. Это не значит лупить нещадно, но родитель должен показать, что он – лидер, а не человек, из которого вьют верёвки. А в возрасте трёх лет дети как раз пытаются это сделать, по каждому поводу устраивают истерику, не слушаются. Я помню, как мой сын ложился на пол в магазине, требуя купить шоколадку. Я говорил ему, что если он не успокоится, то дома накажу. И наказывал – мог и по попке надавать и в угол поставить. Зато потом он знал, что отец слов на ветер не бросает. Дочь постигала та же участь, только без шлепков – всё же девочка. Сейчас сыну 12 лет, дочери – 9. Уже давно обходимся без угла (достаточно запрета на компьютер), но о том, что они (углы) были, я не жалею. Только так я приводил детей в чувства.

«Без наказаний меньше слушаться они не будут»
Юлия Травкина, 29 лет, мать двоих детей

Если честно, сама была в детстве не раз бита родителями и ещё маленькой для себя решила, что своих детей никогда не буду физически наказывать. Но нарушила это однажды: когда сыну было три года, разозлилась на него за то, что швырялся камнями в людей на улице. Я ему говорила: «Нельзя так делать!», а он продолжал. Я закипела, схватила его за куртку, потащила домой, отшлёпала и поставила в угол до возвращения отца с работы, то есть где-то на полчаса. Потом было ужасно стыдно, и я поняла, что не сдержала слово, данное себе, что особо ситуацию не изменила, только потрепала нервы себе и ему. Вновь пообещала себе больше этого не делать и до сих пор справляюсь. Сейчас дочери как раз три года. Если бывает похожая ситуацию, я просто стараюсь отвлечь её: «Посмотри, там, кажется, собачка бежит! Пойдём, посмотрим!» и увожу. Иногда очень трудно, но я перебарываю острое желание наказать, стараюсь найти подход. Детей можно растить без наказаний, на мой взгляд, и меньше уважать и слушаться родителей они не будут.

Как наказывать ребенка правильно: советы, запреты и непреложные истины

Умеете ли вы наказывать своих детей? По мнению психологов, большинство родителей имеют смутное представление о том, что такое правильное и адекватное наказание. Более того – многие современные мамы и папы сознательно игнорируют этот «прием» при воспитании своих детей. И зря! Мы расскажем, как правильно наказывать детей и каких ошибок при наказании надо избегать.

Консультация «Можно ли наказывать ребенка до 3 лет»

Елена Жданова
Консультация «Можно ли наказывать ребенка до 3 лет»

МОЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО 3 ЛЕТ?

Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребенка за непослушание. Но при этом прекрасно понимаете, что должны научить его определенным правилам поведения. Ставить в угол и раздавать шлепки — самый неэффективный метод воспитания маленького ребенка. Так что же делать, если ребенок вас не слушается?

НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ – НАКАЗАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Наказание – это палка о двух концах. Она больно бьет и по родителям, и по детям.

Во-первых, когда вы наказываете ребенка (даже за дело, а потом смотрите на него, крохотного и зареванного, то неизменно испытываете чувство вины. И начинаете заискивать перед ним. А маленькие дети тонко чувствуют родительское настроение и быстро понимают, какую пользу можно извлечь из вашего раскаяния. В результате ребенок начинает манипулировать вами.

Во-вторых, есть родители, которые придерживаются политики авторитарного воспитания. Они остро реагируют на каждое неповиновение ребенка и стремятся быстрее поставить его на место. Ребенок, конечно, затихает и со временем научится беспрекословно подчиняться. Но вырастет из него «затюканный» школьник. Такому будет трудно отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, он станет бояться людей и ситуаций, как боялся когда-то вас. Наказание ребенка – не повод показывать свою силу.

Впрочем, может случиться и по-другому. За внешним послушанием скроется тот самый омут, в котором «черти водятся». Тогда плоды авторитарного воспитания начнут сыпаться на вас как раз в переходном возрасте – плоды увесистые и далеко не симпатичные. Неужели вы этого хотите?

НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА: РАЗУМНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Но если ребенок не слушается, вредничает, капризничает, это совсем не означает, что его плохое поведение надо оставлять без внимания. Конечно, меры принимать необходимо. Но они должны быть гуманными, направленными на то, чтобы помочь ребенку измениться к лучшему. Ведь дети всегда готовы сотрудничать с близкими людьми. И уж если они идут им наперекор – на это есть причины. За каждым поступком ребенка всегда кроется какой-то мотив. Поэтому сначала разберитесь, в чем же дело, и только потом включайтесь в воспитательный процесс.

РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ. В ЧЕМ ПРИЧИНА?

У детей до 3 лет истерики чаще всего случаются не из вредности (в отличие от детей постарше, а как следствие эмоциональных перегрузок и обыкновенной физической усталости. Ребенок пока еще не может контролировать свои чувства, поэтому его надо не наказывать, а пожалеть. Обнимите ребенка, покачайте на руках. Может быть, он сразу и не успокоится, но будьте терпеливы, подождите.Только не надо его уговаривать: «Не кричи, прекрати». Наоборот, дайте ему выплеснуть отрицательные эмоции – и ему станет легче. А в следующий раз постарайтесь не доводить до такого взрыва. Замечайте у ребенка первые признаки эмоциональной перегрузки и вовремя помогите ему расслабиться.

Учитывайте особенности развития ребенка. В каждом человеке заложена определенная программа роста и развития. Если срок пришел, вам не удержать ребенка от того, чему он должен научиться. Вот младенец первый раз перевернулся со спины на живот. Мама в восторге! И если он, освоив перевороты, однажды упадет с дивана, ведь вам и в голову не придет наказывать его. Вы просто станете более бдительны. А если ребенок подползает к розетке, заинтересовавшись, что это за штука с дырочками? А если потянет со стола скатерть? А если залезет в грязь? Наверняка вам захочется его наказать. Но сначала подумайте – а есть ли за что наказывать? Ведь на самом деле маленький ребенок, совершая такие «проступки», не хулиганит. Он изучает мир. И задача родителей – помочь ему в этом. Создать безопасное пространство для исследований, направить его буйную энергию в нужное русло. И объяснить, что можно, а что действительно нельзя.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА БЕЗ НАКАЗАНИЙ

Наказания не понадобятся, если вы…

1. Действуете в согласии с законами развития ребенка. Например, позволяете ему много двигаться, не тормозите его любознательность.

2. Умеете вовремя отвлечь, переключить внимание капризули.

3. Позволяете малышу узнать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть он потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься)

4. Подаете пример, выдавая нужную реакцию. Например, малыш старательно просовывает голову сквозь балконную решетку, а вы всем своим видом показываете, как испугались. Дети все перенимают от взрослых, и ваш карапуз отреагирует на свой поступок точно так же.

5. Устанавливаете мало запретов, но все они обоснованны и неотменяемы (никогда нельзя играть в мяч у дороги, никогда нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна).

6. Растолковываете ребенку правила и запреты доступным для него языком.

7. Не просто запрещаете, но и показываете, как надо поступить («через дорогу можно переходить, только держа маму за руку»).

8. Делаете акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Например, вы с малышом приближаетесь к луже, и конечно, он постарается наступить туда. Можно сказать: «Не лезь в лужу!», а можно: «Вот молодец, обошел лужу, и ноги сухие!».

9. Относитесь к своему ребенку как к личности и даете этой личности проявляться свободно.

10. Создаете необходимую среду для роста и развития (организуете творческий уголок с различными материалами для экспериментирования или устанавливаете простейшие снаряды для лазания, коврики, где можно вволю покувыркаться… Тогда у малыша появится то, что называется «сознательной дисциплиной»: ребенок ведет себя правильно не потому, что боится последствий, а потому что это интересно для него.

11. Не навязываетесь и помогаете, только когда ребенок об этом просит. Не вмешиваетесь без крайней нужды в его действия, оставляете простор для самостоятельности. Например, если раньше ваш малыш ложкой только стучал, а теперь стал тянуть ее в рот, не старайтесь активно накормить его, дайте ему возможность научиться есть самостоятельно).

12. Четко определяете границы дозволенного, которые расширяются по мере роста ребенка.

КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ

1. Читать ребенку длинные лекции и нотации. Дети просто не смогут уследить за ходом ваших рассуждений. У них своя логика.Поэтому говорите просто и ясно: «Отпусти кошку. Ей больно».

2. Говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете ребенку произносить «плохие» слова, а сами их употребляете.

3. Откладывать наказание ребенка. Не стоит говорить,подойдя к детской горке: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня на горке кататься не будешь».

4.Проявлять непостоянство: то запрещать ребенку что-то, то позволять это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестает понимать, что можно, а что нельзя.

5. Запугивать ребенка тем,что вы все равно не выполните: «В жизни больше на улицу не пойдешь», «Никогда больше не куплю тебе игрушку».

6. Ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом. Это значит, что не нужно заставлять ребенка убирать игрушки только потому, что он не захотел вовремя идти спать.

7. Нельзя бить ребенка. Физические методы «воспитания» тоже никогда не принесут того результата,который вы ожидаете: ведь шлепки и подзатыльники унижают. Кроме того, когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Но ведь вам нужно взаимопонимание, а не покорность.

8. И уж, конечно, никогда не запугивайте ребенка,угрожая ему: «Я не буду тебя любить…», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. А маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.

Консультация «Наказывать с любовью: система запретов» Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее.

Конспект беседы с родителями «Можно ли наказывать ребенка» МКДОУ Кантемировский детский сад №1 Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка» Воспитатель:.

Консультация №5 «Как понять своего ребенка в период кризиса трех лет?» Консультация № 5 «Как понять своего ребенка в период кризиса трех лет?» Цель: психологическое просвещение родителей; усиление способности.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте от 1,5–3 лет» Консультация для родителей. «Адаптация ребенка к детскому саду. В возрасте от 1,5–3 лет» В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано:.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со.

Консультация для родителей «Отдавать ли ребенка в школу в 6,5 лет?» Этот вопрос мучает всех родителей, у которых детям в сентябре шесть с половиной. Проанализировав этот вопрос, делюсь результатами. Почему.

Консультация для родителей по сенсорному развитию ребенка 2–3 лет «Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет» (Консультация для родителей) ПОЗВОЛЬТЕ МАЛЫШУ 2-3 ЛЕТ САМОМУ ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ, НЕ.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу.

Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители,.

Закаливать ребенка можно и продуктами питания! Так вот, быстро повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают.

Как наказать ребенка за плохое поведение в 1 год

С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:

-ты устал, так как не поспал;

-ты голодный, поэтому злишься;

-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.

Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.

Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше — вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

Зачем наказывать ребенка

Наказание ребенка существует для того, чтобы направить его на правильные действия, указать ему на дозволенные границы. Как правило, все мы хотим вырастить достойных, правильных, воспитанных и счастливых детей. Именно поэтому наказания помогут детям не совершить непоправимых ошибок, понять, что хорошо, что плохо.

Смысл нашего наказания – его эффективность. Это когда ребенок будет стараться так больше не делать и действительно поймет, чем его проступок плох.

А ведь чаще всего бывает, что ребенок просто не делает «этот самый проступок» на ваших глазах не потому что это плохо, а потому что вы накажите. Чувствуете разницу, родители?

Как наказать ребенка за плохое поведение? Стоит ли наказывать ребенка ремнем? Моя глубокая убежденность, что от физического наказания вы не получите ничего, кроме физической боли ребенка и его затравленности. Бить ребенка – признак слабости взрослого. А вот показать ребенку, что слова имеют ту же силу что и действия, это дорогого стоит.

Ни в коем случае не бейте детей по лицу и голове. По лицу – оскорбительно и унизительно для ребенка. По голове – у маленьких детей от «обычного» подзатыльника может быть сотрясение мозга.

А вы знали, что существует теория: если мальчиков часто бить по попе, в будущем они больше склонны к гомосексуализму. Это объясняется тем, что при ударе возникает боль и нервная система возбуждается от боли. Организм запоминает эту реакцию.

С детками дошкольного возраста и начальных классов нужно много и детально разговаривать. Проговаривайте как можно и как нельзя делать. Объясняйте, какие последствия повлекут за собой те или иные действия. Указывайте детям не только на их, но и на свои ошибки. Так ребенок будет чувствовать справедливое отношение. Пакостит не только он, но и вы.

“Дети могут слушаться родителей и без наказаний”

Тамара, 28 лет, мать двоих детей

Если честно, в детстве мне иногда доставалось ремешком по попе, и еще в детстве я пообещала себе, что своих детей никогда не буду наказывать подобным образом (бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей). Но однажды пришлось нарушить свое слово: мой 3-х летний сын безобразно вел себя на улице, швырялся камнями в проходящих мимо людей. Я говорила ему, чтобы он перестал, но он не слушался. Я дико разозлилась, схватила его за куртку, притащила домой и отшлепала, а потом поставила в угол. После этого меня сильно мучили угрызения совести, мне было очень стыдно. Я поняла, что не сдержала данное себе слово, что ситуацию не изменила, только испортила настроение, потрепала нервы и себе, и малышу. И я вновь дала себе слово больше подобного не делать и до сих пор справляюсь.

Ребенка наказали, посадили на стульчик

Сейчас моей дочке 3 года, и я не ставлю ее в угол и тем более не шлепаю ее: если она начинает капризничать, стараюсь заинтересовать чем-либо, отвлечь. Говорю что-то в духе: “Ой, смотри какая собачка там бежит! Пойдем посмотрим на нее”. Бывает трудно сдержать себя, когда ребенок становится совсем неуправляемым, но я пытаюсь найти подход, и я справляюсь. Дети и без наказаний будут любить, слушаться и уважать своих родителей.

Лена Данилюк рассказывает, как правильно наказывать ребенка и сохранять дружеские и доверительные отношения со своим чадом. 8 способов наказывать ребенка и не сломать его психику:

Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога

Любой психолог скажет вам, что в 3 года у ребенка начинается первый возрастной кризис. (если у ребенка не было кризиса в 1-2 года, в 3 он обязательно придет). Малыш становится самостоятельной личностью, отстаивает свое право на личное пространство. Не все взрослые обладают стальными нервами… Возникает вопрос: можно ли наказывать ребенка в этом возрасте (поставить маленького капризулю в угол, посадить на стульчик, шлепнуть)?

Мнения мамочек с форумов

Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Светлана: я не наказываю своих детей, пока просто нет причины, шалости не считаю. Я на себе испытала жестокость матери, которая по поводу и без избивала нас, по черному. Могла ногами, за волосы таскать, и это дочерей. Итог: травмированы наши детские души, детство у нас не было практически, мы безумно завидовали другим детям, которых матери ласкали, не избивали и которые были как друзья свои детям. К матери-ненависть, обиды не проходящие и нет желание общаться с ней сейчас. Но это не значит, что у меня избалованные и не воспитанные дети, просто они знают, что мне может не понравится. Дочь учится в 3 классе, пришла и говорит. ” Я знаю мама, что ты будешь не довольна” и ….. да я с ней долго беседовала, но не нотации читала, именно беседовала, а сын у меня вообще очень привязан ко мне. Воспитываю одна ,без мужа.

Ossa: О каком наказание вообще может идти речь, а маленьких детей в особенности? Мы зачастую злимся на детей из-за совершаемых ими поступков, которые направлены на познание мира (он же – ребенок- не виноват, что не знает что хорошо, а что плохо!). А со временем у нас так и не находится сил сначала понять ребенка, потом найти время для занятий с ним. Проще конечно прижать к ногтю (по мягкому месту или по серому веществу – не важно). Когда еще он вырастет и ответит… Наказание оно и есть наказание, а так хочется понимания…

Елена: Наказывать детей надо. Только вот наказания бывают разные, и это не обязательно шлепание по попке или крик. Когда ребенок специально делает то, что ему запрещают родители, он должен быть наказан. Если родители будут заниматься попустительством в дальнейшем ребенка накажет общество. Просто вопрос, как наказывать, зависит от ребенка, его темперамента. Одному будет достаточно воспитательной беседы, а до другого без шлепка по попке не дойдет.

джексон: Детей нужно не наказывать, а воспитывать, не забывая при этом досконально объяснять, что такое хорошо и что такое плохо и желательно личными примерами. Наказание обычная расплата за неповиновение, но ведь вы из своих детей не рабов же растите. Так что, только воспитание словом и личным примером

Inga: Так и хочется написать, что я – идеальная мама, которая никогда не шлепает ребенка. И что у меня идеальный ребенок, который меня на это шлепание не провоцирует )))) Не напишу, потому что неправда. Бывает иногда, срываюсь, шлёпаю по попе и кричу на своего “электровеника”. Потом всегда мучаюсь совестью, потому что знаю, что так нельзя. Но иногда помогает…

Хотя лучше без этого обойтись, если это возможно. Лучше иногда самой уйти в другую комнату, выпустить пар, переключиться на что-то другое.

Инна135: Мое мнение, что ребенка нужно наказывать в таком маленьком возрасте, только в случае, если ребенок делает что-то опасное для жизни и здоровья или уже сделал, для того, чтобы он понял что так делать нельзя. В остальных случаях нужно просто больше разговаривать и всё объяснять малышу.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Видео «Теория и практика наказаний. Доктор Комаровский»

Любой ребенок шкодит, и постоянно у нас будет повод его за это наказать. Как правильно наказывать ребенка? Это ваш ребенок и ваша ответственность за принятую стратегию воспитания и наказаний.

Как наказывать ребенка – правила для родителей

Прежде всего, родителям не стоит забывать, что наказание имеет определенные особенности.

Дисциплинарная мера воздействия должна соответствовать проступку. При неадекватно строгих наказаниях у детей могут проявиться психологические проблемы. Если же наказание излишне мягкое, малыш попросту не обратит на него внимания.

Наказывайте сразу после совершенного поступка, поскольку маленькие детки не очень хорошо разбираются во времени и забывают про свои шалости. Отсроченное наказание может привести к тому, что малыш воспримет его как несправедливость.

«Кара» также не должна быть слишком длительной. Например, если четырехлетнему ребенку запретить смотреть мультики целую неделю, уже на второй день он забудет про связь между своим плохим поведением и запретом.

Обязательно согласуйте с супругом единые правила поведения и неотвратимость наказаний. Если кроха поймет, что кто-то из родителей сомневается, то начнет им манипулировать. Подобные разногласия приведут не только к проблемам с чадом, но и с вашей второй половинкой.

Необходимо сдержать свое слово и наказать ребенка, если вы уже пообещали. Многие дети в возрасте трех лет начинают проверять на прочность те рамки, которые им установили взрослые. Если вы дадите слабину, то малыш начнет еще больше шалить и баловаться, понимая, что ему за это ничего не грозит.

Наказание – лишь часть воспитания детей, причем не самая главная. Не забывайте поощрять малыша за то, что он слушается, выполняет работу по дому или просто ведет себя хорошо.

Постарайтесь объяснить ребенку, почему вы его наказываете. Только в случае аргументированного объяснения он поймет тяжесть своего проступка и не станет обижаться на вас.

Не следует унижать малыша, рассказывая об его шалостях при постороннем человеке.

Не забывайте, что двух одинаковых деток не бывает. Поэтому одно и то же наказание будет действовать по-разному на малышей с различными типами темперамента. Так, нельзя угрожать тревожному меланхолику, а холерик не потерпит физических воздействий.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Школьный возраст и наказание

В 7 лет наступает очередной кризис. Ребенок перестает быть маленьким. На него возлагается первая ответственность в виде школы. И в этот раз все зависит действительно от него. Теперь ребенок – школьник. Он оказывается в новом окружении, ведет отличающийся от детсадовского образ жизни и буквально становится другим человеком.

Этот переход от беззаботности к ответственности и от игр к умственным нагрузкам не всегда проходит гладко.

Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок плохо учится несмотря на способности к учебе, невнимателен, а в некоторых случаях и вовсе саботирует учебный процесс.

Причины плохой успеваемости

Здесь нужно понять, что послужило причиной такого поведения.

  • Иногда во всем виноват стресс. Ребенок в возрасте 7 или 8 лет еще не знает такого понятия и не может сказать, что не так, но проходит через процесс адаптации. Опять же, он стремится утвердиться в новом коллективе.
  • Но все-таки важно дать ему понять, что учеба – важный процесс. То, что он стал старше, и получил новый статус не дает ему права пренебрегать нормами поведения.

С этой целью установите новую систему поощрений и наказаний. В то же время, обязательно убедитесь, что у него нет проблем со здоровьем!

Если же причиной плохой успеваемости действительно является только лень и желание самоутвердиться, действуйте.

  • Ограничьте его возможности в плане удовольствий и развлечений в то время, которое он должен посвящать учебе.
  • Дайте ему понять, что других возможностей у него в это время быть не может.
  • И что только от него зависит количество и качество свободного времени. Как в поговорке: «Сделал дело, гуляй смело».

Это будет актуально что в 8 что в 10 лет.

Для самих родителей важно почувствовать всю серьезность ситуации и вовремя взять ее под контроль. Очень важно дать понять ребенку, что взрослая жизнь – это ответственность, а не вседозволенность. И спрашивают со взрослого в полном объеме.

Смотреть консультацию психолога как наказывать детей правильно

На этом у меня все. Надеюсь, мне удалось дать вам ответы на ваши возможные вопросы по поводу того, как наказывать ребенка. Не забывайте также, что каждая ситуация индивидуальна. В некоторых случаях детям нужны не наказания и поучения, а консультация психолога. Потому что дурное поведение может быть следствием не вредного характера, а реальных психологических проблем. Советую ознакомиться со статьей «Фразы которые нужно говорить ребенку каждый день».

Желаю вам любви и терпения. Расскажите в комментариях какие виды воздействий на ребенка вы используете в своей практике. Поделитесь записью в соцсетях, покажите друзьям и обязательно заходите еще! Вам будут рады. До новых встреч!

Как наказывать ребенка

Что делать с ребенком, который не слушается, манипулирует, канючит, бросается в слезы, чтобы только добиться своего? Как реагировать и стоит ли наказывать детей за плохое поведение?

Когда мы наказываем ребенка, мы делаем что-то с ним. Но задача родителей — избегать призыва наказать и стремиться решить проблему совместно с ребенком. Когда вы думаете про то, чтобы надо наказать ребенка, значит пришло время его научить, как правильно себя вести.

Давайте посмотрим, какие методы наказания не работают, а какие — действительно помогают ребенку научиться владеть своими эмоциями и не повторять плохое поведение в будущем.

Наказания, которые ничему не научат:

1. Ставить в угол, бить по попе ремешком

Этот способ наказания не учит ребенка ничему. Он не получает правильную модель поведения. Таким способом родители лишь показывают, что физически они сильнее, чем ребенок.

Аналогично действует отправление ребенка в свою комнату с целью подумать о своем поведении.

2. Призыв извиниться

Тоже не работает. Через это наказание малыш понимает, что человека можно обидеть как угодно, а потом просто извиниться. Извинение теряет свою ценность.

3. Лишение мультиков на весь день

В этом случае ребенок быстро говорит: “Ну без мультиков, так без мультиков!” — и находит себе другое занятие. Он не придает значение такому наказанию и опять оно ничему его не учит.

4. Несдержанные угрозы:

«Никакого сладкого!» «Все, никаких мультиков! » — Обычно ребенок начинает плакать и просить еще сильнее, и вы меняете свое решение: “Ладно, только 1 конфету/один мультфильм…”

«Будешь плохо себя вести — не поедем на море!» — Естественно, в этом случае понятно, что все равно при любом поведении ребенка семья поедет на море. Так как путевка была куплена заранее.

Такие угрозы учат тому, что родители не держат своего слова. И ребенок учится так относиться ко всем попыткам установить границы и в отношении других вещей.

Когда вы планируете дать ребенку какое-то злостное обещание, стоит сделать паузу и подумать, а сможете ли вы его выполнить. И если дали обещание, нужно его держать. Или лучше вообще этого не делать.

Как правильно наказывать за непослушание:

  • Выбирайте методы, которые сохранят достоинство обоих — ребенка и взрослого. Жестко не наказывать.
  • Способы наказания должны подходить по возрасту и быть понятны малышу. Ребенок должен уметь справиться с наказанием эмоционально на уровне своего развития.
  • Наказание должно помогать ребенку чему-то научиться и понять, как влияют его действия на других и почему.
  • Давайте четкую инструкцию малышу во время наказания
  • Наказание должно быть адекватно “преступлению”

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли вообще

Одна крайность: родители живут и воспитывают своего ребенка по принципу: «Нас в детстве родители били, и мы вот какие воспитанные и хорошие выросли. А того … не били и не наказывали, и ничего с него путного не вышло. Так что надо наказывать и бить.». Здесь идет полное подчинение ребенка воли родителей. А что если вы перегнете палку, и тогда у вашего ребенка на всю жизнь останется психологическая травма? И вам, и ребенку с этим жить.

Случай в Швеции: паре отказали в опеке над ребенком по причине того, что они никогда не ссорились. А значит не смогут объяснить и показать ребенку что хорошо, а что плохо.

Другая крайность: родители придерживаются такого понятия: «Ну это же ребенок, он не понимает, это он не специально. Нельзя наказывать, тем самым унижать личность ребенка!». Здесь, наоборот, всегда и везде первым делом ребенок. Таким образом понимание субординации и уважения старших у ребенка попросту нет.

Воспитание в Японии: до трех лет детей запрещено наказывать. От слова «совсем». А вот после трехлетия – пожалуйста. Причем достаточно строго.

Ни первый, ни второй вариант не являются правильным. Одно дело не сдержаться и в порыве негодования шлепнуть ребенка по попе, другое дело морально и физически насиловать его.

«Не наказывать» чаще всего склонны родители, которые пытаются избежать истерик, слез ребенка. Или когда проще дать, что хочет ребенок, чем потом разгребать его слезы и сопли.

Для того, чтобы понять нужно ли наказывать ребенка, давайте сначала поймем какова цель (предназначение) наказания.

Как наказывать ребенка в 4-5 лет

В этом возрасте многие родители думают, что ребенок манипулирует. Манипуляция с точки зрения родителя — это преднамеренно рассчитанный сценарий, который приведет к результату: «Чтобы получить конфету — нужно пинаться, кричать, пока мама не даст ее.» Но на самом деле очень долго дошкольник не способен к выстраиванию такого плана.

Дети в состоянии понять, как они воздействуют на родителей: если долго плакать, моя мама сделает так, чтобы я не плакал. Когда мы подкрепляем такие действия, ребенок запоминает и повторяет этот сценарий. И родителям кажется, что он манипулирует. Здесь важна ваша реакция, чтобы прекратить такое поведение.

В этот период детям очень нужно чувствовать любовь родителей. И поэтому они могут начать врать, так как им важно быть хорошими для взрослых.

Используйте в качестве наказания логичные последствия.

Это самый понятный и доходчивый вид наказания. Его можно использовать и раньше четвертого года. Мы не исправляем ошибки ребенка, а даем почувствовать и понять, к какому результату приводят его действия. Например:

  • Вышли на прогулку без шапки — он замерз. Можно достать шапку и сказать: “Да, видишь, без шапки уши мерзнут.” И в следующий раз, когда ребенок будете собираться на прогулку, спросите его, что нужно надеть, нужна ли шапка? Что нужно сегодня надеть, чтобы ему было тепло на улице?
  • Ребенок голодный на прогулке, так как плохо поел. Объясните: “Ты не съел весь обед, теперь видишь, у тебя нет сил гулять”.

Позволяйте совершать ошибки — они помогут ребенку понять результат своих действий.

Наказывая, мы предлагаем решение. Если ребенок, ошибаясь, не принимает наше решение, мы анализируем последствия. Чтобы он смог вынести урок из конфликта.

С какими проблемами сталкиваетесь вы, наказывая ребенка?

Как наказывать детей нельзя

  1. Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки – и хорошие, и плохие – совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело – вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова – он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно – только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться – вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.
  2. Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе – и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя – это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее – ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?
  1. Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя – сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.
  2. Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.
  3. Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков – его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.
  4. Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду – летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание – несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того – скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду.
  5. Если наказание озвучено – нельзя его игнорировать.
  1. И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать «железно»: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже – подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает.

Читать нотации – это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

Способы конструктивного наказания

Порой детские проступки способны довести взрослых до белого каления. В этот момент отчаявшимся папам и мамам кажется, что единственная возможность унять малыша – задать ему хорошую порку. Предлагаем вам не менее эффективные, но более конструктивные и лояльные методы наказания.

1. Лишение удовольствия

Родители могут отказать детям в определенной привилегии: просмотр мультфильмов, компьютерные или видеоигры, встреча с друзьями. Нельзя лишать ребенка основных потребностей – сна, еды или общения с близкими.

2. «Исправительная работа»

Если малыш после предупреждения продолжает рисовать фломастером на столе, потребуйте отмыть свои художества. Только не наказывайте трудом, так как домашние поручения должны восприниматься как благо, а не трудовая повинность.

3. Перерыв

Предложите ребенку уединиться в комнате или посидеть на кресле несколько минут. Он должен подумать над своим поведением, поэтому подберите такое место, где нет игрушек и увлекательных гаджетов.

4. Игнорирование

Если ваше чадо закатило истерику, вам следует выйти из комнаты и подождать, пока малыш успокоится. Тем самым вы покажете, что такой поступок вам не нравится. Только помните, что лишение на долгое время своей любви – настоящая пытка для детей.

5. Извинение

Учите ребенка просить прощение и исправлять нанесенный вред. Это даже не наказание, а воспитание ответственности. Если кроха сломал замок из песка у сверстника, заставьте принести извинение и помочь построить такую же песочную башенку.

6. Личный опыт

Позвольте детям на собственном опыте убедиться, справедливы ли ваши запреты и требования. Отбирал игрушки у приятелей – детки не хотят играть, не сделал домашнее задание – в результате получай плохую отметку.

7. «Временный арест»

Этот метод действенен с подростками, так как для них особенно важны взаимоотношения с ровесниками. Именно по этой причине не стоит применять его постоянно. Если поведение ребенка вас категорически не устраивает, не пускайте его на вечеринку или день рождения приятеля.

Поэтому вам стоит запастись терпением и найти свою собственную эффективную меру дисциплинарного воздействия.

Помните, только вам решать, как наказывать ребенка и следует ли вообще это делать. Возможно, будет достаточно объяснить малышу без шлепков и криков, почему его поступок вы считаете неправильным. Если он вас поймет, то вопрос о наказаниях попросту исчезнет.

Елена Островская, психолог, ведущая детско-родительских групп

Наказания — не такая уж страшная вещь, как принято думать: порой это необходимо для воспитания малыша. Но они применимы к детям постарше трех лет (скорее для детей 5-ти лет и старше). Причем вы не можете наказывать просто так, из-за плохого настроения. Наказание следует после серьезного проступка, нарушения каких-то правил. Ребенок должен знать: существует четкая и неоспоримая система правил (эти правила должны быть понятные для ребенка и оговорены заранее). Если он их нарушает, то родитель вправе применить меры. Обсудите с малышом, что вы считаете недопустимым в его поведении. Без угроз и скандалов. Наказывать нужно, лишая ребенка чего-то хорошего, а не делая ребенку что-то плохое.

Но вот в чем дело: в трехлетнем возрасте ребенок не поймет, о каких правилах вы говорите. Да и сами ситуации, когда он плохо себя ведёт, можно разделить на две группы:

  1. Он еще слишком мал и его капризы — это не стремление вывести родителей из себя, а, скорее, крик о помощи. Вероятно, он устал, перенервничал или не может справиться с какой-либо задачей.
  2. Есть и другой вариант — посредством своей истерики ребенок пытается защитить собственные границы, отстоять свои интересы и ценности.

Когда вы шлепаете трехлетку, вы сообщаете ему, что насилие в семье — это норма. И что помощи от родителей он может не ждать. Отправляем в угол — значит, отказываемся идти на контакт. Малыш начинает чувствовать недостаток заботы и любви, замыкается в себе. Это грозит психологическими проблемами в будущем.

Представьте, что чувствует тогда ребёнок: он брошен, не любим, плохой…

Но родители не должны забывать и о себе. Заявите ребенку: “Мы уважаем тебя, но и ты должен нас уважать”. То есть нельзя игнорировать плохое поведение. Если малыш швыряется в прохожих камнями, нужно отвести ребенка в сторону и напомнить о существующих правилах, сказать, что он мешает вам и окружающим людям. Также не поддавайтесь на манипуляции, покупая чаду игрушки и шоколадки. Естественно, кроха будет плакать, психовать и протестовать, ведь вы проводите границу, которую ему нельзя переступить. Стойте на своем, но делайте это без агрессии и злобы. Не отмахивайтесь от ребенка, ему действительно необходима ваша поддержка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство