Буллинг в школе: если ребёнка «травят» одноклассники

Самая простая методика называется методикой «серового камня». Но надо знать, что она не помогает отстоять справедливость, но помогает ребенку не привлекать внимание буллеров. Ее суть в том, что ребенок не должен бурно реагировать на оскорбления и подначки. Действует только с вербальным насилием.

Пока группа тех, кто травит, питается эмоциями ребенка, вы можете научить его не давать им эту подпитку. Ребенка, которого дразнят, надо научить максимально нейтральным тоном говорить на обиды: «Я вижу, что ты так думаешь», «Я вижу, что тебе нравится это повторять».

Надо понимать, что эта методика не меняет групповую динамику. Вашего ребенка перестанут дразнить и найдут кого-то другого.

Для того чтобы изменить групповую динамику, требуется работа учителя, родительского сообщества и школьного психолога. Все вместе они должны придумать новые групповые нормы. Как это происходит?

Авторитетный учитель (хорошо, если его поддерживают несколько родителей) собирает детей на несколько «классных часов», где говорит, что травля не приемлема, потому что она разрушает весь класс. При этом взрослый описывает механизм травли и минусы, которые получает каждый участник. Учитель дает моральную оценку травли, не обвиняя конкретных детей. Буллинг — болезнь группы, каждый из школьников по отдельности может быть ангелом, объединившись, они начинают существовать по другим законам.

Подытоживая, учитель заключает, что травля в школе невозможна и предлагает подписать классу что-то вроде меморандума, в котором прописаны новые правила общения.

Если для ребенка существует постоянная психологическая и физическая угроза, на время разбирательств вы забираете его из школы. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Когда происходит буллинг

Первый всплеск детского насилия в школе относится к возрасту 10–11 лет. Это совпадает с переходом детей в среднюю школу, когда исчезает авторитетный взрослый, которым ранее для них был классный руководитель.

В это же время у детей продолжается период групповой лояльности, когда им важно быть частью коллектива. Детям хочется сплотиться вокруг какой-то идеи, общего дела, но особенных поводов для этого нет. В конце концов когда группа обнаруживает в своих рядах какого-то не такого ребенка (выделение происходит по совершенно любому признаку), она сплачивается против него. Это ощущение дает школьникам много радости и азарта, в такие моменты они чувствуют себя единым целым.

Дети в 11 лет пока что лишены моральных ориентиров. Конечно, они знают, что такое хорошо, а что плохо, но это еще не стало частью их личности, поэтому они могут объединиться вокруг дурной цели — гнать не похожего на себя. И чем больше они вкладываются в отторжение другого, тем крепче себя ощущают.

Если ребёнок стал жертвой буллинга

О том, что ребёнок стал жертвой «травли» со стороны одноклассников, сам он вам никогда не скажет. С подобного рода проблемами дети обычно не делятся с родителями, боясь обострить конфликт с ровесниками. Но самостоятельно определить, что ваш школьник подвергается буллингу, вы можете по этим признакам:

  • у ребёнка на теле появились ссадины, царапины и другие ранки, появление которых он не может объяснить;
  • ребёнок часто придумывает причины, по которым не может идти в школу (болит живот, температура и так далее);
  • он стал часто «терять» или «ломать» ценные вещи (телефон или украшения);
  • у ребёнка начались кошмары и бессонница;
  • резко ухудшилась успеваемость, и пропал интерес к учёбе.

Портрет жертвы школьной «травли»

На самом деле, выбрать объектом издевательств школьники могут абсолютно любого ребёнка. Но психологи часто выделяют тех детей, которые чем-то отличаются от своих сверстников: нетипичной внешностью, проблемами со здоровьем, плохой или, наоборот, хорошей успеваемостью в школе, отсутствием «навороченных» гаджетов и модной одежды. Часто жертвами буллинга становятся замкнутые «домашние» дети, которые не социализировались в своё время в коллективе детского сада, и вообще не общаются «в стиле» обидчика.

Кибербуллинг: что делать, если ребенка травят в интернете одноклассники

Травля в интернете травмирует детей не меньше, чем травля в школе. Удалиться из соцсетей – тоже не метод. Все-таки интернет – важная для подростков площадка общения. Как же оградить своего ребенка от кибербуллинга? Разбираемся вместе с Московским международным салоном образования.

70% российских школьников хотя бы раз наблюдали буллинг со стороны, а 60% признались, что жертвами травли были их знакомые. Об этом сообщают авторы исследования ситуации с насилием и травлей в школах, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

Травля в школе, конечно, существовала всегда, но распространение социальных сетей открыло новую площадку для буллинга. Место физической агрессии теперь заняли оскорбления, угрозы и шантаж в интернете. Кибербуллинг принимает разные формы: от оскорбительных опросов про жертву в общих группах до публикации личных фотографий. «Примерно 50% ребят, участвовавших в исследовании нашей лаборатории, не сказали родителям, что видели буллинг со стороны или терпели издевательства других школьников. Но самое страшное — половина из тех, кто все же поделился с родителями своей проблемой, утверждают, что взрослые им ничем не помогли», — говорит руководитель проектно-учебной лаборатории образовательной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.

Кибербуллинг достиг таких масштабов, что самим социальным сетям пришлось признать проблему и начать с ней бороться: в частности, Вконтакте вместе с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании проводят хакатоны по разработке ботов, отслеживающих агрессивные комментарии, и придумывают способы поддержки жертв травли. Тем не менее безопасность подростков не отдашь на откуп интернет-сервисам — родителям приходится думать о том, как защитить своих детей.

Вот несколько простых шагов, которые позволят помочь ребенку справиться с буллингом в сети:

Учите и учитесь доверять

Любой родитель хочет знать, если ребенка кто-то обижает, но даже в наш век тотального контроля единственный способ оставаться у руля — это взаимное доверие. Объясните детям, что они могут, не опасаясь негативной реакции, рассказывать вам не только о хороших новостях, но и о плохих. Объясните, что у вас нет цели контролировать жизнь ребенка и вы не будете предпринимать никаких шагов за его спиной, зато с высоты своего опыта можете дать дельный совет и указать направление, в котором искать решение конфликта.

Воспитывайте уверенность в себе

Поддерживайте в детях уверенность в себе не только словом, но и действием. Помогите найти занятие, которое им понравится, и развить навыки, которыми можно гордиться. Успешный и уверенный в себе ребенок с меньшей вероятностью станет жертвой агрессии — а если травля все же случится, легче справится с ней.

Научите защищать личную информацию

Расскажите ребенку, что можно публиковать в интернете, а какой информацией там делиться на стоит. Как минимум домашний адрес и номер телефона точно нужно держать в секрете, ведь даже посты, доступные только друзьям, могут стать достоянием всего интернета. Научите ребенка внимательно относиться к тому, что и где он публикует.

Объясните, как работают настройки безопасности в социальных сетях и мессенджерах: они, например, позволяют запретить отмечать себя в чужих постах и на фотографиях. Убедитесь в том, что ребенок понимает важность защиты своих аккаунтов: нельзя делиться паролями от них даже с лучшими друзьями.

Ограждайте от агрессии

Самый простой способ прекратить кибербуллинг — «забанить» агрессора. Ребенок должен понимать, что на оскорбления в социальных сетях можно и нужно жаловаться. Для этого рядом с каждым постом или комментарием есть кнопки «Пожаловаться» или «Report». Агрессивных собеседников нужно отправлять в «черный список» — тогда они больше не побеспокоят. Главное — понять, что нет ничего стыдного в том, чтобы избавиться от травли, «забанив» обидчика. Это не признак слабости, а совсем наоборот — способ сказать «это несправедливо, и я не хочу это слышать».

Добавьте в друзья своего ребенка

Вместо того, чтобы в приказном порядке требовать у детей ссылки на их аккаунты и пароли доступа, предложите им подружиться в социальных сетях. Так вы сможете поддерживать ребенка (например, лайкая записи его видеоблога) и параллельно следить за его поведением в интернете: с кем он общается, в каких группах состоит. Объясните детям, что вы хотите дружить в соцсетях не для того, чтобы нарушать их право на частную жизнь, а чтобы разделять их интересы и поддерживать в трудную минуту.

Следите за тем, что происходит в школе

Кибербуллинг редко возникает в вакууме: скорее всего, он является частью более масштабной травли. Установите контакт с педагогами и школьным психологом, чтобы оперативно узнавать обо всех возможных проблемах. Не стесняйтесь делиться с классным руководителем своими опасениями и акцентировать внимание на возможных проблемах. Только работая вместе, школа и семья могут выработать политику нетерпимости к любому виду травли.

Нельзя отвечать агрессорам

Наиболее действенная стратегия — игнорировать кибербуллинг. Чем меньше внимания обращать на агрессоров, тем меньше будет их мотивация продолжать травлю. Объясните ребенку, что агрессор не лучше и не хуже него, он такой же ребенок, которому, скорее всего, отчего-то очень страшно, а когда он вырастет, будет еще и стыдно.

Не нужно отвечать на оскорбления, нельзя допускать эскалации конфликта — это не решит проблему. Гораздо перспективнее игнорировать травлю и сосредоточиться на своем развитии: найти хобби, которое всех поразит, выиграть школьный чемпионат по программированию или сделать блестящий доклад о травле в античности.

Комментарий психолога:

Константин Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий лабораториями «Психология здоровья» Института междисциплинарной медицины и «Психология спорта» Московского института психоанализа:

«Дети и родители в этой области далеки друг от друга: родители чаще всего не интересуются, чем именно занят в интернете ребенок, а дети это знают и не рассчитывают на понимание. Признаки кибербуллинга в соцсетях или играх те же, что и при обычной травле: высокая тревожность, нервозность, депрессия разной степени тяжести; дети из 5–8 классов тяжелее переносят травлю, чем старшеклассники.

Важно понимать, что уязвимы все участники кибербуллинга. Жертва не только испытывает давление и унижение, но также боится выходить в сеть, а это забирает у ребенка один из основных на сегодня каналов общения со сверстниками. Свидетель уязвим, поскольку теряет веру в справедливость мира и в социальную поддержку. Участник травли попадает в зону риска в силу чаще всего полной безнаказанности, и это ведет его на дорогу реальных правонарушений и рискованного поведения.

Также, совершив опрометчивый поступок, например, ударив кого-то и засняв это на видео или отправив кому-то свои интимные фотографии, ребенок столкнется с высокой тревогой из-за опасности шантажа, поэтому последствия кибербуллинга могут продолжаться довольно долго и принимать разные формы. Сразу отмечу, что отобрать гаджет или усилить контроль над поведением в интернете — не выход, это травмирует ребенка еще больше. Сейчас лишить человека доступа к интернету — это все равно что завязать ему глаза или изолировать его в комнате без окон.

Бороться с кибербуллингом нужно только разобравшись в ситуации, то есть доверительно поговорив с ребенком и создав чувство безопасности и поддержки. Работать с психологом можно индивидуально или всем классом, при этом процесс должен вовлекать и жертву, и агрессора, и свидетелей.

С правовой точки зрения, на самом деле, жертвы достаточно защищены, но редко знают об этом. Закон о «праве на забвение» в силе, данные из интернета можно изымать через суд или при участии модераторов соцсетей; применимы к ситуации кибербуллинга и другие законы.

Основной рецепт успеха — бороться не с самим кибербуллингом в момент, когда травля уже в самом разгаре, а с недоверием между родителями и ребенком и, конечно, повышать собственную осведомленность в механизмах интернет-общения».

Узнать больше о том, как наладить контакт со своим ребенком и помочь ему преодолеть любой кризис, родители смогут на Московском международном салоне образования, который пройдет с 18 по 21 апреля на ВДНХ. Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте: www.mmco-expo.ru

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Как помочь ребёнку справиться с агрессорами

Ни в коем случае не говорите ребёнку «не обращай внимания» и не призывайте его давать сдачи. Это чревато обострением конфликта между ним и обидчиком.

Лучше обсудите с ним возможные варианты отпора на агрессию. Расскажите ребёнку, что действовать нужно всякий раз так, как не ожидает обидчик. Например, в ответ на оскорбления и обзывательства отвечать спокойно и уверенно. Например, сказать: «Я с вами разговариваю спокойно». Но не опускаться до ответных оскорблений.

Всячески показывайте ребёнку, что вы на его стороне и поможете вместе справиться с возникшей проблемой.

И, наконец, сделайте всё, чтобы повысить самооценку и уверенность в себе вашего сына или дочери!

ЧТО делать, если ребенка травят одноклассники

Что такое буллинг, как его распознать и как взрослым правильно себя вести, если они обнаружили своего ребенка в подобной ситуации.

В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников. Около миллиона учеников каждый день идут в школу, где их будут обижать, и знают, что они не найдут поддержки ни у педагогов, ни у родителей. Что же мы можем сделать уже сейчас, чтобы хоть немного повлиять на эту печальную статистику, за которой скрываются не менее печальные истории? Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить в школах ситуации травли? Пока ребенок учится в начальной школе, мы может не бояться травли. Конечно, пробы пера могут проходить и в 8, и в 9 лет, но, как правило, это единичные случаи.

Как реагировать родителям на «травлю» ребёнка

Многие родители думают, что если заступятся за своего ребёнка в этом конфликте, то ещё больше обострят его. Это не так! Буллинг – это не единичный случай унижения, это методичные издевательства над жертвой. Поэтому родителям нужно обязательно принимать меры. Но не идти разбираться с одноклассниками ребёнка, а вызвать на разговор классного руководителя, который ответственен за формирование нездоровой агрессивной атмосферы в классе. Пусть учитель займётся детьми в целом: организует факультативы и внеклассные занятия, на которых расскажет, что «травля» — это не невинная шалость, а самое настоящее насилие над личностью жертвы. Главное, чтобы дети поняли, что ведут себя неправильно (потому что многие из них в зрелом возрасте не могут объяснить, почему «травили» одноклассника).

С другой стороны, родители должны рассказать ребёнку, как правильно давать обидчикам отпор и параллельно с этим отправить школьника к психологу, чтобы спасти детскую самооценку.

Чем опасен буллинг

Помимо того, что буллинг – это чаще всего физическое воздействие на жертву, это ещё и сильнейшее психологическое и эмоциональное давление.

В процессе травли у ребёнка формируется низкая самооценка: ребёнок начинает верить в то, что он заслужил такое отношение, и хорошего не достоин.

А в будущем буллинг чреват появлением фобий, депрессии и другими психологическими расстройствами. Не говоря уже о том, что «травля» очень мешает учёбе.

Косвенные признаки травли

  • ребенок находится в подавленном настроении;
  • внезапно снизилась успеваемость;
  • отказывается идти в школу, ищет предлоги не посещать занятия;
  • ходит в школу странными путями, огибая опасные места;
  • теряет вещи и деньги, приходит домой с порванными, испорченными вещами;
  • с ребенком случаются резкие перепады настроения, он отказывается говорить про отношения с одноклассниками;
  • регулярно приносит из школы синяки.

Все эти признаки говорят о том, что у ребенка что-то не ладится, и, возможно, он стал жертвой травли.

Крайние меры

Если агрессивное поведение уже вышло за рамки оскорблений и приобрело вид физической расправы, необходимы крайние меры.

Если ребёнка бьют, имеет смысл обратиться в травмпункт, чтобы снять побои и с этим заключением отправиться в отделение полиции. Только помните, что ответственность за физическое насилие обидчики будут нести лишь с 16 лет (а за тяжкий вред здоровью – с 14).

Если буллинг представляет собой сильнейшее психологическое воздействие на ребёнка, привлечь к разбирательству правоохранительные органы не удастся, но в этом случае необходимо идти к директору школы и если нужно в городское управление образования.

Решите вместе с ребёнком, нужно ли менять школу. Иногда смена коллектива может превратить ребёнка из замкнутого человека в душу компании и заводилу класса.

Если факт травли установлен, родителю нужно:

  • Не искать проблему в ребенке и немедленно встать на его сторону.
  • Пойти на разговор к классному руководителю. Именно он отвечает за психологическую атмосферу в классе. Первый разговор должен быть максимально доброжелательным. Родитель идет к учителю и говорит, что в школе сложилась такая-то ситуация и ему кажется, что он видит в ней признаки буллинга.
  • Часто учитель к такому разговору не готов и пытается объяснить, что что-то не так с вашим ребенком. Что делать в этом случае? Дослушать учителя и идти к директору.
  • У директора надо повторить все то же самое, что вы говорили у учителя, и при необходимости, подкрепить свои слова заявлением, где вы ссылаетесь на закон РФ «Об Образовании», в котором говорится, что любой учащийся имеет право на безопасную обстановку в классе и школа обязано обеспечить ему психологический и физический комфорт.
  • Если директор отрицает факт травли, вы следуете в РОНО.

Что делать, если ребёнка травят в школе

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Мы постарались разобраться, откуда она берётся, кто входит в группу риска, что можно с этим сделать и стоит ли менять школу, если на ребёнка нападают.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

4 верных признака травли

1. Несимметричность конфликта. Группа всегда травит одного или нескольких слабых (неспособных дать отпор) детей.

2. Систематичность. Если группа детей повздорила с одним учеником и конфликт на этом исчерпан, это не травля. Если группа на протяжении дней и недель задирает, обижает одного и того же ребенка, то мы можем говорить о травле.

3. Наличие насилия. Если ребенка не принимают в игры, не зовут на дни рождения, но ему при этом не страшно, а просто грустно, то мы говорим о непопулярности этого ребенка в классе. Если ребенку страшно, некомфортно от того, как с ним обращается группа, если его психическому и физическому здоровью угрожает опасность, то речь о травле. Насилие может быть физическим (ребенка щипают, толкают) и психологическим (подчеркнутое игнорирование, боязнь прикоснуться, отказ разговаривать).

4. Присвоение ролей. В обычных детских конфликтах роли детей постоянно меняются. То один ребенок выступает агрессором, другой — пострадавшим, то наоборот. В ситуации травли роль насильников намертво «присыхает» к одним детям, роль жертвы — к другим.

К сожалению, в 90% случае родитель узнает о травле от других родителей или от самого ребенка, когда ситуация доходит до критической точки. Поэтому взрослым надо внимательно наблюдать за детьми. Дети молчат до последнего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство