Как воспитать ребёнка ответственным

Ребенок не может отвечать за свою жизнь целиком и полностью, однако есть зоны персональной ответственности, с которыми должен справляться каждый ребенок к началу школы, то есть к семи годам.

Собственная безопасность

Одни из первых правил, которым родители обучают ребенка, касаются его собственной безопасности: не открывать окно, не трогать электроприборы, не баловаться с острыми предметами.

Благополучие близких

Малыш должен учиться соотносить свои действия с окружающими: выбирать менее шумные игры, если кто-то из домашних устал или болеет, и не беспокоить его без необходимости.

Забота о растениях и домашних питомцах

Регулярный полив растений или кормление животных тоже может стать посильной задачей дошкольника.

Материальная ответственность

Сохранение в целости своих игрушек и одежды; уборка игрушек, распределение одежды на чистую и грязную или требующую починки.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Как воспитать ответственного ребенка

Самостоятельно оценивать ситуацию, делать выбор и отвечать за его последствия – все это по силам уже трехлетнему малышу, если, конечно, родители принимают решения вместе с ним, а не за него. А как действуете вы?

Ответственность за свои поступки – одно из важнейших качеств взрослого человека. По нему нас судят окружающие, оно напрямую влияет на нашу личную жизнь и карьеру. Однако зачастую родители уделяют воспитанию ответственности гораздо меньше сил и времени, чем обучению иностранному языку или игре на музыкальном инструменте. Многим мамам и папам кажется, что это умение придет само собой. Но… не приходит!

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале – получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность проявлять лидерские качества;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно! Исследование и познание – невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

  • «Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
  • «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
  • «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: «Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!» Или «Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна». Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного.

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт — это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Суть ответственности

С самого начала ребенку стоит объяснить само понятие ответственности. Обязательно становитесь примером для малыша, ведь любые слова без конкретных действий не имеют никакого смысла.

Даже совсем маленьких деток можно приучить быть ответственными. Определите для себя виды этого качества.

Все вместе

Привлеките ребенка к домашним делам. Пусть он будет вовлечен по мере сил в уборку, стирку, починку. Мало того, что тем самым малыш будет чувствовать свою значимость и ассоциировать себя со взрослыми, так еще это принесет ему огромное удовольствие. Не секрет, что домашние дела привлекают ребенка сильнее, чем игрушки и мультики. Главное – родительский подход. Домашние дела позволят вашему чаду испытывать гордость за себя, сопереживать, понимать критерии благополучия и, конечно, взращивать в себе ответственность.

Понятно, что ваши повседневные дела с таким подходом займут намного больше времени, ведь малыш не справится с работой за то же время, что и вы, да и качество исполнения может ожидать лучшего. Ваша задача – похвалить малыша, терпеливо показывать, как и что нужно делать, не тревожиться за разлитую воду или разбитую тарелку. Все придет с опытом. Очень важно, чтобы ребенок видел и папину роль в домашних делах, участвовал в его работе. Не сложно дать ребенку отвертку и позволить покрутить шуруп, зато, сколько эмоций и полезных навыков это даст малышу.

Навыки

Развивайте в ребенке жизненные навыки, самостоятельные бытовые действия. Даже двухлетний кроха может убрать тарелку со стола, или собрать разбросанные игрушки. Не нагружайте ребенка непосильными делами, или таким их количеством, которое займет все его свободное время. Это вызовет в малыше отторжение и нежелание проявлять ответственность.

Выделите для ребенка зоны, где он будет ответственным за чистоту и порядок. Пусть, например, блюдет за порядком в детском уголке, следить за наличием салфеток на кухне, кормит домашних питомцев.

Выбор есть

Чувство ответственности неразрывно связано с возможность выбора и пониманием, что именно тебе необходимо, что нужно для комфорта. Освободите малышу пространство для собственных решений. Пусть сам выбирает, что надеть, во что играть, доедать или нет обед и т.д.

Конечно, с вашей стороны нужно мягко направлять малыша к правильному выбору, соответствующему погоде, месту, времени и т.д. Не давите, будьте корректны. «Какую маечку ты хочешь надеть, эту просто зеленую или вот эту красивую со смешным зайчиком?», – одной фразы с правильными акцентами достаточно, чтобы ребенок отдал предпочтение тому, что вы считаете приемлемым, но при этом ощущал свободу выбора. Это действует в том случае, если ребенок еще мал, в более осознанном возрасте ребенок поймет любую фальшь.

Дошкольник уже вправе сам решать, что будет стоять в его комнате, что он берет с собой на прогулку и детсад, какой подарок подарит другу на день рожденья.

Не мешайте и всячески поощряйте самостоятельность ребенка.

Достоинство и уверенность

Психологи всего мира утверждают, что ответственность очень зависит от самооценки. Ведь, если человек уверен в себе, своих способностях и возможностях, верит, что сможет справиться со сложной ситуацией, и видит результаты собственных действий, он подсознательно растет в собственных глазах и старается сделать еще больше и еще лучше, взять на себя больше ответственности и не бояться провала и порицания. В этом одинаковы и взрослые, и дети.

Конечно, это не значит, что вы бесконечно должны расхваливать чадо, но и на промахи научитесь реагировать с умом. Поблагодарите малыша, а уже потом скажите, что дело бы получилось еще лучше, если бы он был внимательнее, чего-то не сделал и др.

Порицание и соответствие ожиданиям

Любой ребенок очень чувствительно относиться к родительской оценке. Он старается оправдать ожидания. Если же вы постоянно говорите малышу: «Растеряшка, опять забыл перчатки», «Лентяй, ничего не делаешь», «Ничего у тебя не получиться, я лучше сам», вы тем самым программируете его на развитие негативных качеств.

Спокойно скажите о промахе ребенка, выработайте план совместных действий по искоренению плохой привычки, забывчивости. Например, придумайте забавный ритуал проверки, все ли ты взял перед выходом из дома, или в игровой форме в качестве супергероя идите искать потерю. Помогите ребенку преодолеть себя самого.

Не указывайте

Поверьте, если почти армейские указы, что делать, заменить на предложение или вопрос, ребенок в ином свете увидит даже те действия, которые не любит выполнять. Сравните: «Быстро есть и спать!», «Убирай игрушки, я сказала!» и «Давай быстренько поедим и будет укладываться спать под интересную сказку», «Родной, не мог ты убрать игрушки, а то мы можем наступить и сломать их». Ребенок чувствует, что его мнение важно для взрослых, и стремиться своим поведением показать, что он готов общаться на равных.

Последствия

Дайте ребенку на себе осознать последствия своих действий. Пусть придет сам к мысли, что хорошо, а чего делать не стоит. Объясните, что такое доверие, и что будет, если человек его лишится. Ребенок должен понять, что ответственность за слова тоже необходима. Расскажите ребенку, что в его силах что-либо изменить, а бездействие во многих случаях может привести к проблемам.

Не опускайте руки

Не берите ответственность на себя, если ваш ребенок провинился. Даже безобидные фразы папе «Это кошечка бежала и разбила тарелку, а не Мишенька», могут привести к тому, что ребенок поймет как переложить ответственность и избежать порицания и наказания.

Даже если ваш малыш упорно не хочет становиться самостоятельным, не опускайте руки и терпеливо ждите результатов. Не сдавайтесь.

Воспитать ответственного человека – дело не простое, но вы, как любящие родители, должны понимать всю важность такого качества.

Замечайте и хвалите за достижения своего ребенка, даже маленькие его победы могли стоить больших усилий малыша. Подаренная аппликация, оставленная лично вам надкусанная конфетка – это сигнал вам о том, что малыш любит вас и готов чем-то жертвовать и делиться. Советуйтесь с ребенком, корректируйте его действия и всячески помогайте, делайте его жизнь не скучной, не составленной из одних задач и дел.

Результаты вашего усердия и терпения не заставят долго ждать. Поддержка на эмоциональном уровне, гордость за достижения, искренний интерес к малышу и его успехам – вот то, что является самым главным для личностного роста и гармоничного развития вашего ребенка.

Читаем также:

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Воспитание ответственности у ребенка

Кадет Стоун, принимайте управление взводом!
скачать видео

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д. Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг. Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении. Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок — смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: «В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда. Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело».

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: «Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».

​​​​​​​Вы пользуетесь именно «я-высказываниями», от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, — от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Кто такой «ответственный ребенок»

Если спросить родителей трехлетнего малыша о том, как проявляется ответственность (или безответственность) их ребенка, они наверняка начнут рассказывать о совсем ином качестве – о послушании. «Ответственный» ребенок кушает, собирается на прогулку, приступает к игре и прекращает ее, когда скажет мама.

Между тем ответственность – это не послушание, а готовность отвечать за последствия собственного выбора.

Конечно, слушать или не слушать маму – это тоже своего рода выбор, но оказавшись без подсказок мамы или другого авторитетного взрослого, ребенок теряется и не может принять никакого решения и, тем более, отвечать за него. Если единственное решение, к которому вы подталкиваете ребенка – безоговорочно следовать вашим указаниям, то вы воспитаете очень удобного, очень управляемого, но совершенно безответственного человека, увы!

Как воспитать в ребенке ответственность

Каждый любящий родитель осознает важность воспитания в своем ребенке чувства ответственности. Понятно, что малыши, привыкшие к тому, что полностью зависят от мамы с папой, не могут понять, что значит быть ответственным и самостоятельным. Но, по мере взросления ребенка такой навык просто необходим, ведь он является фундаментом нормальной взрослой жизни в социуме.

Как привить малышу самостоятельность и ответственность за свои действия, слова, собственную жизнь, будем разбирать ниже.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

Когда передать ребенку ответственность

Существуют распространенные родительские заблуждения относительно того, когда можно доверить ребенку самому регулировать ту или иную сферу его собственной жизни. Множество мам и пап откладывают этот момент как минимум до школы. Несколько реже самостоятельность ребенка откладывается до подросткового возраста, а после и вовсе до момента наступления финансовой самостоятельности: «вот начнет зарабатывать, тогда пусть и решает, что покупать!»

Для родителей это довольно удобное решение, но чем дальше отодвигается срок «передачи полномочий» тем меньше у ребенка желаний их брать.

” Идеальный возраст обозначения собственной зоны ответственности для ребенка – 3-3,5 года.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

«Каждому овощу – свое время». Передаем бразды правления

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

Эксперименты с малышами и прикормом показали, что когда перед детьми полутора лет ставили на выбор несколько тарелок с различными блюдами, они порой делали выбор, который казался родителям «неправильным», к примеру, съедали две порции свеклы и игнорировали морковь и так далее. Однако когда исследователи подвели итоги за месяц, выяснилось, что за длительный период времени малыши съедали приблизительно то же количество различной пищи, которое рекомендовано педиатрами.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

Также у малыша появляются первые дружеские связи среди сверстников, и не всегда родители довольны, что в приятелях оказался «хулиган Вася» или «плакса Маша». Но прямое регулирование здесь не работает – это. По сути, психологическое насилие. Лучше подумайте, что привлекает ребенка в его новом друге и почему это происходит.

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей – ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Что нужно, а что не нужно регулировать в выборе ребенка

Нужно относиться к выбору ребенка уважительно, даже если он кажется вам неуместным.

Обязательно предложите ребенку аргументировать свое решение – доводы важны, даже если кажутся вам ошибочными. Высказывайте свою точку зрения, объясняя связь выбора и его последствий: «если наденешь тонкую курточку, то на улице быстро замерзнешь и мы не сможем долго кататься с горки».

Предлагайте альтернативу, если ребенок приводит доводы в пользу своего решения (например, если тонкая куртка кажется ему красивее, предложите дополнить ее толстым свитером).

Имитируйте ситуацию выбора, если полагаете, что малыш не готов принимать решение самостоятельно. Пусть для начала выбирает между голубыми и зелеными носочками, большой ложкой и ложкой поменьше, чашками с разными рисунками.

Не принуждайте ребенка делать выбор, если он растерян или напуган. Предложите ему готовое решение, аргументируйте его, например: «надень синие носочки, они подходят к голубой рубашке!». Попробуйте позволить малышу сделать выбор в следующий раз.

Ребенок должен ощутить последствия собственного выбора. Если ситуация не угрожает напрямую жизни и здоровью ребенка, позвольте ей развиваться естественным образом! Не убрался в комнате – не смог пригласить в гости друзей, отправилась в садик в праздничном платье – не прогулке нельзя кататься с горки, купили большой пакет конфет – не осталось денег на мороженое… Только так можно научить ребенка предвосхищать последствия своих решений и брать за них ответственность.

Иногда нужно лишать ребенка выбора. Большинство детей консервативно и всегда будет выбирать любимую еду, реже – привычную одежду и место для прогулок, наконец, есть малыши, которые игнорируют все новые знакомства. Задача родителей – периодически вынуждать ребенка пробовать что-то новое (блюдо, место, развлечение).

Научить ребенка ответственности трудно, в конкретной ситуации вам может показаться, что гораздо проще руководить его действиями: встань, сядь, возьми, надень это, нет это, это сними… Но в долгосрочной перспективе родители, прислушивающиеся к желаниям детей и позволяющие малышам испытать последствия своих действий, оказываются в выигрыше. Ведь из этих малышей вырастают ответственные взрослые!

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

Светлана Иванова
Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности — это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

ВОЗРАСТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т. е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает, то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

ДО 2 ЛЕТ — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать. Пока малышу нужен взрослый, «проводник», который поможет разобраться в этом непростом мире.

ОТ 2 ДО 3,5 ЛЕТ — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет.Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.

Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Раньше ему нравилось быть в чистой одежде, а теперь он обмазался вареньем и смотрит, как вы отреагируете. Или он охотно помогал убирать игрушки, а теперь вы слышите его решительное «нет!». Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным. А пока старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребенка (например, если кошку нельзя тискать, то уж нельзя никогда, ни тогда, когда вы разговариваете по телефону, ни тогда, когда он демонстрирует свое недовольство криком).

3,5-5 ЛЕТ. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи», простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.

ВОЗРАСТ 5-7 ЛЕТ характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и, случайно, разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т. к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности«, связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны.

Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет,когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него.Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными, которые могут быть.

Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…»? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются,чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность,связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого напоминания «не бей, а то сломается» достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего «хозяйства» в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы,чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

• Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

Как воспитать ответственного и самостоятельного ребенка

Чувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство