Мамин опыт. Как воспитывать замкнутого ребенка

Хорошо быть ленивой мамой, которая может спать в выходной до обеда, потому что дети сами и проснутся, и умоются, и завтрак себе сделают, и занятие найдут. Хорошо быть ленивым папой, у которого дети сами в комнате уберутся без команды, а потом ещё помогут починить кран. Расскажем, как стать такими ленивыми-счастливыми, чтобы ещё и дети были довольны.

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот. В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы. В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Почему их трудно воспитывать

На самом деле такой малыш – настоящее счастье, если понять его и начать правильно воспитывать. Его нельзя «примерять» на других детях – активных, веселых и болтающих без умолку, нельзя «перелепить» и сделать таким же. Есть основные черты характера, которые не переделать:

  • медлительность;
  • замкнутость;
  • необщительность;
  • лень;
  • упрямство.

Неправильная работа с каждой из этих черт может привести к большим проблемам: ваши крики и требования выльются в его неврозы; если не развивать коммуникативные навыки, малыш замкнется; постоянная критика приведет к развитию неуверенности крохи в себе.

Почему дети становятся малообщительными

Психологи считают детскую замкнутость сложным феноменом, в основе которого лежат личностные особенности, издержки воспитания и другие причины. Без устранения истинного побудительного мотива скорректировать поведение замкнутого ребенка невероятно трудно. Почему же малыши растут нелюдимыми?

  1. Тяжелое заболевание, заставляющее думать о том, что он не такой, как все.
  2. Если ребенок интроверт по натуре, некоторая доля замкнутости свойственна ему от рождения. Исправить эту особенность темперамента коррекция не поможет. Такой маленький человечек умеет общаться, но отличается мечтательностью, неэмоциональностью, погруженностью во внутренний мир.
  3. Строгое воспитание. Ребенок может стать замкнутым, если родители предъявляют к нему завышенные требования, часто ругают, выражают недовольство его поведением, наказывают несоразмерно проступкам. В результате он чувствует свою ненужность, а его отстраненность становится средством защиты от негатива окружающих.
  4. Большую вероятность стать замкнутым имеет ребенок дошкольного возраста, отличающийся высоким уровнем интеллекта.
  5. Психологическая травма. Малыш может замкнуться вследствие сильного стресса для детской психики. Шокирующим обстоятельством может послужить потеря одного из членов семьи, развод родителей, частые скандалы в его присутствии.

Определить первопричину необщительности маленьких детей трудно, так как они очень закрыты и еще не осознают истоков своего поведения. С другой стороны, родителям, постоянно находящимся рядом, также трудно понять, почему он стал замкнутым. Если причина не лежит на поверхности, лучше всего обратиться к детскому психологу. Проведя совместную беседу, он определит степень его замкнутости, поможет отличить ее от застенчивости и даст советы по коррекции поведения.

Следует быть готовым к тому, что помочь замкнутому ребенку раскрепоститься – непростая задача. Некоторые малыши откликаются практически сразу, другим потребуется уделить немало времени и терпения.

Последствия детской замкнутости

Замкнуться в себе может ребенок любого возраста. Даже самостоятельный подросток, переборовший несколько возрастных кризисов, не защищен от радикальных реакций мозга на новые стрессовые ситуации. Если запустить проблему, в дальнейшем она покажет себя в новых проявлениях:

  • Неспособность доводить начатое до конца;
  • Невозможность самостоятельно сделать выбор;
  • Агрессия со стороны людей, желающих самоутвердиться за счет слабых соперников;
  • Ночные кошмары;
  • Низкие коммуникативные навыки;
  • Неспособность донести до окружающих свои требования и опасения;
  • Попытки удержать себя в искусственных рамках;
  • Страх перед новыми знаниями, творчеством и спортом;
  • Уверенность в собственном бессилии;
  • Неспособность решать проблемы;
  • Трудности в поисках партнера;
  • Девиантные проявления.

Последний пункт наиболее опасен. Расстройства психики, связанные с неспособностью человека удовлетворить свои потребности, могут быть опасны не только для их носителя, но и для окружающих.

Как бороться с замкнутостью ребенка

Действовать нужно незамедлительно. Если родители видят изменение реакций ребенка, или его поведение с первых лет вызывает тревогу, не стоит ждать дальнейшего развития событий. Действия, которые точно не навредят психике малыша, но могут предотвратить трагедию:

Наладить тактильный контакт

Ребенок должен быть уверен, что близкие люди помнят о нем, даже когда они рядом. Часто родителям достаточно наблюдать малыша боковым зрением, чтобы знать, что с ним все в порядке. Однако, этого недостаточно, чтобы и ребенок чувствовал себя нужным и любимым. Его нужно обнимать, держать за руку, трогать так часто, как это возможно. Избаловать тактильным вниманием невозможно. А привить уверенность в себе, чувство безопасности и нужности любимым людям очень просто.

Говорить о важном

У детей свои мысли и желания. Им важно то, чего родители порой не замечают. Замкнутые дети не умеют говорить о своих тревогах, поэтому их нужно направлять. Чтобы малыш почувствовал себя комфортно, нужно установить зрительный контакт на удобном ему уровне. Можно присесть, посадить его к себе на колени, взять на руки, или лечь на одной кровати. Чтобы ребенку было проще говорить, нужно задавать конкретные вопросы, от общих он теряется и закрывается в себе.

Общие вопросы Правильные вопросы
Как дела в саду? Ты рад, что был сегодня в саду? Ты плакал? С кем ты играл? А во что? Хочешь завтра поиграть во что-то другое? Какая игра тебе нравится?
Что ты делал сегодня? Что ты ел на обед? Было вкусно? А что ты хотел бы съесть вместо этого? Наверное, ты рисовал или лепил. Что ты больше любишь?
Тебя что-то беспокоит? У тебя болит живот? А голова? Ты сегодня падал? Как это произошло? Хочешь поиграть в доктора?
Почему ты не сделал уроки? С какой задачей ты не можешь справиться? Тебе объясняли, как это делается? Хочешь поискать другие способы решения?
Чем хочешь заняться? Ты любишь рисовать? Хотел бы порисовать мелом на асфальте? Может, погуляем в парке? Хочешь поехать на велосипеде или самокате?
Тебя кто-то обижает? Я вчера обошлась с тобой грубо, прости меня. Хочешь, чтобы кто-то еще извинился? Он тебя толкнул или обозвал?

Проигрывать сценарии ситуаций, в которых ребенок сможет уверенно выразить свое мнение

Ребенок учится в игре. Даже с подростками можно моделировать ситуации, играя в театр. Малышам будет интересно возиться с куклами или примерять на себя роль другого человека. В такой игре родители предлагают сыграть роль мамы, папы или воспитателя. Последствия могут оказаться неожиданными для всех игроков.

Играя в супергероя, ребенок имитирует поведение сильного и уверенного в себе персонажа. Такой опыт будет полезен для дальнейшего общения с ровесниками. Поиграв несколько раз дома, можно предложить малышу побыть супергероем на площадке или в торговом центре. Этот метод позволит ребенку адаптироваться к общественным местам в роли полноценного участника коммуникации.

Читать сказки

В детских книжках разыграны сценарии, интересные малышам. Чем больше общаются герои в сказках, тем важнее роль живого общения в системе ценностей ребенка.

Учитывать мнение ребенка

В традиционной системе воспитания ребенок воспринимается как сырье, из которого нужно изготовить человека, вкладывая полезное и отсекая ненужное. Воспринимать его как полноправного участника семейной жизни почему-то не принято. Однако, формировать самостоятельность и уверенность в себе с таким подходом крайне сложно. Ребенок имеет право на собственное мнение. Задачи, которые может решать даже двухлетний член семьи:

  • Какого цвета свитер надеть;
  • Что попить после обеда: чай или компот;
  • Какую раскраску купить;
  • На какой площадке погулять;
  • Какую футболку надеть папе;
  • Какие цветы подарить маме.

Множество подобных вопросов можно задавать ребенку, чтобы научить его выбирать. Важное правило – всегда прислушиваться к его мнению. Видя, что его мнение значимо, и он действительно может влиять на ход событий, ребенок обретает веру в себя.

Замкнутые дети – отражение проблем в семье и обществе. Бороться с детскими проблемами нужно незамедлительно. Но также важно понять причины этих проблем и искоренить их в себе или других. Детская психика пластична, но меняться легко и с удовольствием могут только те дети, у которых перед глазами хороший пример. Ответственность за счастье ребенка лежит на его близких.

Правильно развиваем

Как правильно корректировать характер ребенка-флегматика?

1. Начнем с необщительности

Малыш любит одиночество, мало играет со сверстниками. Отсюда – поздняя речь, небольшое представление об окружающем мире и повышенная стеснительность. Что нужно делать? Как можно больше общаться с ребенком, стараться пробиться к нему (даже если он любит играть в одиночестве), водить с собой в гости, в магазины, в общественные места.

2. Отдельного пункта заслуживает детский сад

Тут важно не «проворонить» тот момент, когда уже пора, но и не поторопиться. С одной стороны, ребенку нужен коллектив, чтобы раскрепощаться. С другой – если рано, он может еще глубже уйти в себя. С моим ребенком так и было: я отдала его в ясли в 2,2 года – поторопилась. Оптимальный возраст для детского сада – 3 года, но надо смотреть на индивидуальные особенности и на реакцию крохи. Если он не ест в саду, игнорирует воспитателя и детей, замыкается – подумайте о том, чтобы забрать его оттуда на время.

3. Медлительность

4. Лень

Тут тоже важно организовать. Давать задания, объяснять, что он взрослый и вы надеетесь на него. И обязательно поощрять. Криком не добьетесь ничего – флегматик замыкается и не слышит вас.

5. Задержка развития

Тут есть один важный момент: нужно предлагать «развивалки», которые требуют усидчивости, а она у флегматиков отличная. Занятий дома 15-30 минут в день достаточно, чтобы подтянуть кроху. Малышей хорошо развивать с помощью карточек, книжек с изображением предметов. Для детей постарше идут кубики Зайцева, логические игры, хрестоматийные книги, шашки, шахматы и пр.

6. Замкнутость

Выражать свои эмоции очень важно. Для этого хорошо подойдут игры типа крокодила: такие, где надо кривляться, работать мимикой, объяснять свой внутренний мир. И не стесняйтесь проявлять свои эмоции.

7. Неуверенность

Она тоже часто бывает у таких крох. И у их мам и пап! Не слушайте никого, не сравнивайте и не позволяйте себе мысли, что «ваш ребенок отстает или глупый». Он самый лучший, вы справитесь! Дарите ему любовь, как можно больше любви!

Терпение и упорная работа – и обычно к 5-6 годам такие детки приходят в норму. Кстати, потом вы будете радоваться, что он именно такой: спокойный и уравновешенный. А возле школы – что ж, можно и подождать!

Деструктивная или асоциальная семья

Характер отношений в этих семьях таков, что дети не получают там полноценного внимания, общения, любви и даже условия для жизни не всегда являются пригодными и безопасными. Это там, где родители злоупотребляют алкоголем или применяют насилие в качестве воспитательного метода, преобладают деспотичные отношения, присутствует постоянное обесценивание чувств и потребностей ребенка, унижение его личности. Детям в таких условиях ничего не остается, как перестать проявлять активность и почти не разговаривать, потому что у них есть печальный опыт того, что за это их могут наказать.

Иногда замкнутость ребенка является чертой характера, которая передается по наследству. Особенности темперамента родителей также могут передаваться детям. Больше всего склонны к замкнутости люди, обладающие меланхолическим или флегматическим темпераментом. Застенчивость и молчаливость в характере ребенка не вызывают удивления, если в этом он очень похож на маму или папу. Однако взаимодействие с ним и подход к воспитанию должны отличаться своими особенностями. Застенчивый ребенок в благополучной семье так же, как и тот, кто пережил психоэмоциональную травму, нуждается в формировании навыков социализации и получении опыта общение и активности.

Родители могут помочь замкнутым детям стать более уверенными в себе, если будут как можно чаще поддерживать и хвалить их. Общаться с ними нужно с улыбкой и восхищением, постоянно поощряя и подталкивая к новой активности и проявлению способностей. Искренняя похвала и комплименты — это то что может помочь ребенку почувствовать и развить ощущение уверенности и внутренней силы.

Кто такие флегматики

Медлительность – не единственная черта моего ребенка. Еще он достаточно замкнут, общается с малым кругом людей, постоянно живет в своем мире, ужасно упрям, но целеустремлен. Он еще малышом любил со стороны наблюдать за детьми. В саду в уголке ковырялся поездами и машинами, нормально говорить начал только к четырем годам. Из-за отсутствия коммуникативных навыков тормозило и развитие. Я била тревогу, бегала к неврологам и психологам, но слышала одно: «Такой характер. Флегматик».

Мамин опыт: мой ребенок поздно пошел

Известный факт: если хочешь как следует потрепать себе нервы, необязательно идти в кино на фильм ужасов – достаточно найти в интернете первую попавшуюся табличку с нормами развития детей и сопоставить информацию из нее с “умелками” своего чада.
Не способствует душевному равновесию и армия бабушек, дедушек, тетушек и просто неравнодушных людей – кто-нибудь из них обязательно вставит в разговоре, что их знакомый ребенок (разумеется, на пару-тройку месяцев младше твоего) умеет делать гораздо, гораздо больше, чем наш малыш. В общем, когда мой сын отпраздновал свой первый год жизни, не успев сделать при этом ни единого шага, у многих наших родственников начало заканчиваться терпение – они явно ждали, что день рождения наш ненаглядный кроха, единственный наследник престола и гордость семьи, встретит не на четвереньках. Поэтому довольно скоро общение с родней свелось к двум вопросам: “Ну что, пошел?” и “А что говорят врачи?”

А врачи говорили разное. Ортопед, например, строго-настрого запретил нам каким-либо образом форсировать процесс – никаких ходунков и прогулок за ручки. Объяснение его было простым и понятным: малыш должен сам научиться чувствовать свое тело, держать равновесие и следить за координацией. Кроме того, к прямохождению должен быть готов и опорно-двигательный аппарат: если начать ходить слишком рано, в будущем у крохи могут возникнуть неприятности с позвоночником и суставами.

Невролог оказалась более категоричной и заявила (почти визгом): “Год и три, мамочка! Если в год и три месяца ребенок не будет уверенно ходить, бегом ко мне!” Я стала смиренно ждать момента, когда мой ребенок сообразит, что передвигаться на своих двух – прикольно. Однако заветные год и три неумолимо приближались, а мой ненаглядный упорно считал, что в ногах правды нет.

За это время успели пойти: сын однокурсницы, племянник бывшей коллеги, дочка одноклассницы (стоит ли уточнять, что все они на 2-4 месяца младше моего!) и еще примерно миллион совсем малознакомых мне детей.

Я начала водить малыша на детскую площадку, чтобы он насмотрелся на других и тоже захотел начать ходить – без толку. Моя уверенность в том, что я все делаю правильно, таяла на глазах, как и моя группа поддержки – в какой-то момент в ней оказалось лишь двое: муж и лучшая подруга.

Первый подбадривал: “Да все у него хорошо! Просто на четвереньках он быстрее – кому ж хочется терять скорость передвижения?”
Вторая в качестве успокоительного цитировала исследование, якобы доказавшее связь между поздним прямохождением и высоким интеллектом ребенка.

Время шло, паника усиливалась. Сын пошел за пару дней до того, как ему исполнился год и четыре месяца – просто взял и с первого раза уверенно пересек пешком комнату, ни разу не оступившись и не упав.
Я так до сих пор и не поняла, что его к этому подтолкнуло – его невероятный интеллект (мне, разумеется, нравится так думать) или он просто созрел, как и предупреждал ортопед. Ясно одно: какие бы сроки ни ставили категоричные врачи и найденные в интернете таблички, если ребенок здоров, важно позволять ему расти и развиваться в своем, одному ему известном и понятном темпе.

Буду повторять это себе как мантру, чтобы никогда не поддаваться панике. А если захочется пощекотать нервишки, лучше пойду в кино на ужастик!

Причины замкнутости детей

В здоровой атмосфере взаимоуважения и любви растут уверенные в себе, общительные дети. Если ребенок замыкается в себе, это говорит о проблемах внутри семьи или в ближайшем окружении. Часто родители практикуют традиционные методы воспитания, не подозревая об их опасности для здорового развития личности. Причины замкнутого поведения детей могут быть разными:

  • Боязнь новых задач, когда сказать «я не умею» безопасней, чем не справиться;
  • Негативный опыт общения с ровесниками, когда ребенок становился объектом насмешек, розыгрышей или физического насилия;
  • Негативный опыт в самовыражении – ребенок мог делиться эмоциями или проблемами с другим человеком и каждый раз слышать в ответ грубости или откровенно равнодушные отзывы;
  • Попытки взрослых втянуть ребенка в действия, неприятные ему;
  • Неспособность делать самостоятельный выбор часто развивается у детей слишком строгих, властных родителей;
  • Большой багаж негативных воспоминаний, обиды, связанных с одним или несколькими людьми;
  • Постоянное напряжение, состояние тревоги из-за ощущения, что сам ребенок или его близкие в опасности;
  • Свалившийся на ребенка багаж обязанностей, с которым он не в силах справиться;
  • Страх быть наказанным приводит к замкнутости, когда наказания отличаются жестокостью;
  • Ребенок, ставший жертвой сексуального насилия или рискующий ей стать, нуждается в регулярном посещении врачей;
  • Общая слабость, болезненность;
  • Длительное перенесение тяжелого заболевания;
  • Завышенные требования от родителей, которым не нравятся любые отклонения от образа идеального ребенка;
  • Недостаток внимания и любви членов семьи.

Замкнутые дети испытывают трудности, о которых не могут сказать. Со временем проблем становится больше, и уже во взрослой жизни человек столкнется с серьезными трудностями.

Советы психологов

  • Не навязывайте ребенку общение с посторонними людьми, а приспосабливайтесь к его реакции. Если он отказывается играть с ребятами, не настаивайте. Пусть пока постоит в стороне, почувствует атмосферу веселья.
  • Найдите область, которая ему интересна, и через обсуждение этих тем помогите наладить общение. Если ребенка интересуют космические приключения, запишите его на детские занятия в планетарий. Увидев, что его сверстников интересует то же самое, он воспримет их как своих друзей.
  • Приглашайте почаще гостей в дом, покажите малышу на собственном примере, как важно людям общаться, какие положительные эмоции они при этом испытывают: радость, смех, удивление.
  • Если вы пригласили детей, не предоставляйте их самим себе. Организуйте совместные занятия для детской и взрослой компании. Вам помогут настольные игры, отгадывание загадок, прятки и собственная фантазия.
  • Дайте ему почувствовать принадлежность к коллективу. Читайте сказки, посещайте спектакли, где рассказывается о дружбе, коллективном занятии или творчестве, например: «Репка», «Карлсон», «Винни Пух» и др.

И последнее. Когда вы почувствуете, что ребенок научился преодолевать замкнутость, сведите свою помощь к минимуму. Настало время для самостоятельных поступков.

Как распознать замкнутого ребенка

Существует 3 типа поведения, которые часто путают. Похожим образом ведут себя интроверты, стеснительные и замкнутые дети. Важно понимать, что каждый тип требует особой реакции, и не всегда попытки изменить его будут безопасны для ребенка.

Какого ребенка дошкольного возраста можно назвать замкнутым

Психологи считают, что замкнутость формируется после одного года. Как правило, такие крохи сильно привязаны к маме и болезненно реагируют на ее отсутствие. Они не идут на контакт с незнакомыми людьми и не отпускают родителей от себя надолго. По мере взросления появляются и другие симптомы:

  • Ребенок больше молчит, а если и обращается к кому-то, то делает это неуверенным, тихим голосом.
  • Плохо адаптируется к компании сверстников: играет один на детской площадке, в садике.
  • Старается не высказывать своего суждения, соглашается с мнением большинства.
  • Не любит посещать детские секции, кружки, где требуется коммуникация.
  • У ребенка мало или вообще нет друзей.
  • Уклоняется от разговоров, любимая фраза: «Я не знаю».
  • Отсутствует живая жестикуляция, часто прячет руки в карманах или за спиной.

Врачи отмечают у замкнутых детей дошкольного возраста некоторые психосоматические проявления: боли в животе, частое поверхностное дыхание, беспокойство, перепады настроения.

Похожие модели поведения могут наблюдаться и у излишне застенчивых детей. Однако закрытость и застенчивость – это совершенно разные состояния.

Главное отличие в том, что застенчивый дошколенок хочет общаться и очень переживает из-за своей стеснительности. У закрытого ребенка потребность в общении напрочь отсутствует. Если первому нужно помочь преодолеть скромность, то второго — грамотно мотивировать к общению.

Направления работы с замкнутым ребенком

Коррекция должна проводиться в трех плоскостях:

  1. Устранить причины, повлекшие это нарушение.
  2. Мотивировать ребенка к контактам со сверстниками и взрослыми.
  3. Гармонизировать отношения в детском коллективе. Здесь требуется не только помочь закрытому ребенку «повернуться» к сверстникам, но и снять с него ярлык «белой вороны».

Если первые два пункта во власти родителей, возможно, с привлечением психолога, то для решения последней задачи потребуется задействовать воспитателей детских садов. Если в дошкольном учреждении, куда ходит ваш ребенок, нет грамотного специалиста, нужно задуматься о том, чтобы поискать более прогрессивную группу или садик, где к воспитанникам применяется индивидуальный подход.

Рекомендации родителям

Из-за большой чувствительности детей дошкольного возраста, обучать их общаться нужно с большой осторожностью. Следует избегать оказывать на малыша сильное тактильное и психологическое воздействие: не тормошить его, чтобы вывести из задумчивости, не смотреть пристально ему в глаза.

Ребенок, имеющий негативный опыт общения, не должен понимать, что его намеренно хотят вовлечь в неприятную для него ситуацию. Не настаивайте на том, чтобы он делал это против желания, барьер замкнутости невозможно преодолеть одномоментно.

Избавиться от необщительности поможет спокойная, уютная, безопасная обстановка. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или посадите к себе на колени. Понаблюдайте, что он любит делать, какие игры ему нравятся, а не предлагайте незнакомые ему занятия. Постарайтесь постепенно разнообразить удовольствия от игры, усильте их выражением собственной радости. Это покажет ему, что играть вместе гораздо веселее, чем одному.

Первые успехи могут появиться достаточно быстро, но обольщаться ими не стоит. После «прорыва» скорлупы замкнутого ребенка наступит своеобразное «плато», когда придется работать долгое время без видимых результатов. Когда наладится контакт с близкими людьми, наступит длительный период адаптации с окружающим миром. Форсирование этого этапа может привести к обратному эффекту.

Особенности воспитания замкнутого ребенка

Замкнутый ребенок дошкольного возраста практически не причиняет родителям проблем. Он тихо сидит один, не любит шумных подвижных игр, избегает контактов со сверстниками и взрослыми. Чаще всего проблемы появляются, когда такого необщительного малыша отдают в детский сад.

В дошкольном учреждении замкнутый ребенок трудно адаптируется к коллективу, не может задать воспитателю даже самый простой вопрос, например, попроситься в туалет. Не расслышав задания на занятии, он боится переспросить взрослого, в результате, выполняет его так неумело, что вызывает детские насмешки. На вопросы он отвечает тихо и невнятно, а утренники и вовсе превращаются для него в настоящий ад.

Если не помочь ребенку преодолеть замкнутость, положение его в группе сверстников будет незавидным. Не вступая в активный контакт с другими детьми, он будет обречен на изоляцию. В лучшем случае замкнутого карапуза будут сторониться, в худшем – обращаться с ним грубо: дразнить, отнимать игрушки и т. д.

Столкнувшись с активным нежеланием идти в садик, слезами и истериками, некоторые мамы опускают руки и заносят свое чадо в категорию «несадовских детей». Но подобные ситуации могут повториться и в школе. Неумение адаптироваться в обществе негативно скажется во взрослой жизни. Если не помочь ему в дошкольном возрасте, замкнутый малыш сохранит в себе неуверенность на долгие годы.

Постепенно необщительный ребенок приспосабливается жить в своем одиноком мире, что негативно сказывается на его социализации. Потребность в эмоциональных контактах подавляется, а замкнутость становится причиной серьезного комплекса неполноценности. Ему будет трудно реализоваться как личности: найти призвание, создать семью, научиться дружить.

7 советов от ленивой мамы-психолога, чей метод воспитания оценили родители по всему миру

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Анна Быкова — ленивая мама. И она не стесняется в этом признаваться. Более того, психолог и автор нескольких бестселлеров даже гордится этим «званием», ведь, по ее мнению, это дает ребенку поле для развития самостоятельности. Правда, девушка говорит не о лежании на диване, а о нежелании делать все самой: например, иногда «полениться» помыть посуду, зато разрешить семилетке сделать это самому, чтобы он учился координации. И не беда, что после придется вытирать воду с пола и перемывать тарелки, пока он не видит.

Мы в AdMe.ru поддерживаем этот интересный метод воспитания, где нет места гиперопеке, и с разрешения автора делимся несколькими лайфхаками, которые облегчат жизнь многих родителей.

Как приучить ребенка к горшку

Как? Постепенно и терпеливо.

  • Горшок должен стоять на видном для ребенка месте и всегда на одном и том же. Ни в коем случае нельзя принуждать, заставлять ребенка садиться на горшок.
  • На начальном этапе не забывайте хвалить при любом результате, независимо от того, осталось что-то в горшке или просто ребенок сделал вам одолжение и зачем-то голой попой посидел на странном предмете.
  • Еще можно сажать на горшок плюшевого медведя и рассказывать сказки про то, как здорово стало сказочным героям ходить в сухих штанишках. Этого вполне достаточно. Остальное — вопрос времени.

Отрывок из книги Анны Быковой «Самостоятельный ребенок, или Как стать „ленивой мамой“».

Как предотвратить детские истерики

  • Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать.
  • Показываем ребенку новыйяркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность. У меня на этот случай всегда с собой были мыльные пузыри или шарик, который можно экстренно начать надувать, мелкие дешевые заводные игрушки.
  • Ножницы — так-то опасная игрушка для малыша, но, если очень хочется, можно потрогать под бдительным присмотром мамы. Слишком много запретов нервирует ребенка и ограничивает его развитие.
  • Формула приема «Конечно, только потом» или «Да, но. »: «Конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть».
  • Чтобы прервать игру для приема пищи, предлагаем ребенку накормить игрушку. Чтобы накормить юного строителя нужно вместо «Оставь кубики, идем есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.
  • Предлагаем альтернативу, суть которой в том, что ребенок все равно сделает по-нашему: «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Прием работает недолго: от того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.

Как успокоить ребенка, если истерика уже началась

Если истерики все-таки не удалось избежать, то алгоритм действий может быть следующий:

  • Переключение внимания.
  • Ритуал успокаивания. Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слезки. Или даем ребенку попить «волшебной» водички, которая успокаивает.
  • Игнорирование. Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребенка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребенка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать. Когда плакать надоест, мы с тобой [предложить что-то интересное]».

Как накормить малоежку

Еда — естественная потребность организма. Попробуйте «забыть» накормить младенца. Он известит вас о голоде громким криком и не успокоится, пока его не накормят. Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть.

  • Предлагая ребенку разнообразную и разноцветную еду, помните про тонкий психологический момент: главное — не начать уговаривать! Лучше позвольте ребенку проголодаться. Когда еда ассоциируется только с позитивными моментами, аппетит гораздо лучше.
  • Если еще и привлекать ребенка к процессу приготовления, дать ему возможность творить на кухне, экспериментировать с ингредиентами, выбирать продукты для ужина в магазине, то у маленького гурмана вообще не будет проблем с аппетитом.
  • А если в очередной раз маме захочется «докормить» ребенка — стоит притормозить и задуматься: «Что меня вынуждает так поступать? Стереотипы из прошлого? Свои установки: съедать нужно все, что положено на тарелку. Боязнь, что ребенок останется голодным?» Поверьте, ребенок себе не враг, у него еще контакт с телом не разорван. Поест, когда проголодается. Насилие едой — далеко не лучшая форма проявления родительской заботы.

Если ребенок ничего не ест

  • Если ваш ребенок «вообще ничего не ест» за столом из тарелки, попробуйте исключить перекусы между приемами пищи.
  • Постарайтесь убрать из рациона продукты с усилителями вкуса и ароматизаторами. Когда ребенок привыкает к различным «увкуснителям», пресная, диетическая еда в детском саду начинает казаться невкусной.
  • Меньше сладкого.
  • Больше гулять, больше двигательной активности. Уверена, что это благоприятно отразится на детском аппетите.

Как уложить ребенка спать

К причинам сложного засыпания относятся привычка засыпать со слезами, восприятие сна как наказания и гипертрофированная важность засыпания вовремя со стороны родителей.

Поделюсь своими открытиями и способами, использованными мной во время работы в детском саду.

  • Телесно-ориентированная терапия. Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одну руку клала малышу на бедро, мягко фиксируя при этом ноги, а вторую — на плечико и делала очень легкие покачивающие движения. Это позволяет достичь мышечного расслабления, а также расслабить нервную систему организма.
  • Присоединение к дыханию. Удерживая свои руки на теле малыша, я присоединялась к его дыханию и некоторое время дышала так же, как он. Постепенно я делала свое дыхание более глубоким. После чего начинала потихоньку раскачиваться в такт. За счет колебательных движений и замедления дыхания приходило расслабление, и дети засыпали очень быстро.
  • Монотонное чтение. При прочтении текста сказки я вставляла в него фразы про расслабление и сон: «И сказал тогда медведь. Сяду на пенек. Съем пирожок. Лягу на травку. Отдохну чуток. » Читать нужно протяжно, на выдохе, с паузами для плавного вдоха и постепенным замедлением темпа речи. При таком прочтении тоже происходит замедление дыхания у слушателей.

Как приучить ребенка спать отдельно

  • Вводим атрибут спокойного сна. Им может стать игрушка, с которой малыш будет засыпать. С такой игрушкой легко засыпается не только в своей кроватке, но и в любом другом месте.
  • Переезжаем на новую кровать вместе. Если ребенок спал в родительской кровати, то можно сначала маме перелечь вместе с малышом на детскую кровать. И тогда он сначала привыкает к новой кровати (рядом с мамой), а уже потом, в привычной для него кровати, будет привыкать спать без мамы.
  • Создаем дополнительный стимул. А если личная мотивация не особо сильна, то можно создать дополнительный стимул. Для этого можно вместе с ребенком выбрать новое постельное белье и какие-нибудь аксессуары: светящиеся звезды на потолке, красивый ночничок и талисман для хороших снов.

У каждой мамы есть собственные секреты воспитания. Поделитесь в комментариях, как вы приучали детей к горшку. Или, возможно, у вас есть свои лайфхаки, как укладывать ребенка спать или кормить малоежку?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство