Как говорить с ребёнком без слов и понимать друг друга

И обязательно показывайте их ребёнку, рассказывая, как вы его ждали и как он рос. Малышу очень важно знать, что его хотели, что его ждали и радовались, когда он появился. Это знание составляет основу самооценки ребёнка, его успешности во взрослой жизни. А вы знаете, что есть 7 вещей, которые хранит каждая мама?

Сценарий досуга с детьми и родителями «Без слов друг друга понимать…»

Татьяна Михайловна Зворыгина
Сценарий досуга с детьми и родителями «Без слов друг друга понимать…»

Совместное общение родителей и детй всегда радует обе стороны. Дети счастливы, что папы и мамы вместе с ними играют, поют, танцуют, а родители узнают много нового о своих чадах, видят чему они научились в детском саду, учатся общаться с ними на равных. Такие досуги всегда духовно обогащают, позволяют получить новые впечатления, заряжают положительными эмоциями.

Ведущий.

Хотите научиться понимать без слов друг друга?

Тогда мы приглашаем встать вас всех по кругу.

Возьмемся за руки дружнее

И улыбнемся веселее!

Ну, вот! Уже душевней стала атмосфера!

Мы поприветствовать должны друг друга поскорее!

(дети и родители выполняют приветствия в соответствии с текстом)

Пожмем друг другу крепко руку!

Воздушный поцелуй пошлем по кругу…

Теперь обнимся от радости при встрече

(дети бегут к своим родителям)

И скажем дружно: «Добрый вечер!»

Ведущий.

По Земле идет Весна!

Очень разная она:

То поманит теплым солнцем,

То вдруг дождиком прольется,

Снег последний с неба сбросит,

Ветром волосы разносит,

Деревья в зелень наряжает,

Леса цветами осыпает,

Тихонько ручейком журчит,

Как птичка поутру свистит.

Хотите встретиться с Весной?

Тогда всех приглашаю в путешествие со мной!

Садимся в поезд наш скорее!

Все вместе едем! Веселее!

(дети вместе с родителями встают друг за другом – садятся в поезд)

Тренаж «Поезд»

Ведущий.

Вот мы и прибыли, друзья!

Прошу из поезда всех дружно выйти я.

Прекрасный лес, зеленая поляна.

Давайте вместе все в кружочек встанем.

Игра «Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. (разноцветные цветы)

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается грустной и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты сверстнику, папе или маме. и выкладывают его на полянке.

Добрые слова должны быть сказаны каждому участнику.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Ведущий.

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Ведущий.

«Весна» (И. Токмакова)

К нам весна шагает

И сугробы тают под её ногами.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Музыкально-поэтическая композиция

«Лес проснулся» (Маша Казачук и Гарник Казарян)

Ведущий.

Как это приятно —

Что повсюду — весна,

Что утро и солнце

(Разложить на поляне «островки»)

Ведущий.

Разлилась кругом вода,

Где же нам спастись тогда?

Могут нас они спасти!

Игра «Островок»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих: по количеству островков.

Необходимые приспособления: «островки» из линолеума.

Описание игры: на пол кладут «островки», на которые встают дети и родители. Затем «островки» постепенно убирают, все играющие должны разместиться на оставшихся «островках». В процессе игры дети и взрослые должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает мышечное напряжение, делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если играющие будут действовать по команде. Другими словами, на «островки» они должны встать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по залу. После того как играющие встанут на «островки», взрослый должен зафиксировать их расположение, дать всем возможность почувствовать поддержку соседа.

Ведущий.

Молодцы! Друг друга поддержали.

Как могли, друзьям все помогали!

По весенним по дорожкам

Червяки и муравьи, —

Все весною выползли.

Сороконожками хотите стать?

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Игра выполняется под веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро играющих – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Ведущий.

Здорово мы погуляли,

Весну еще раз повидали.

Очень разная Весна,

Всем нам нравится она.

«Танец ласковый» сейчас

Весна дарит для вас!

Ласковый танец с родителями

Ведущий.

Что ж, пора нам возвращаться.

С лесом нужно попрощаться,

С ручейками и с Весной.

Садитесь в поезд! Все за мной!

Тренаж «Поезд»

Ведущий.

Друг другу на прощание мы скажем: «До свидания!»

Воздушный поцелуй пошлем!

И дружно в группу все пойдем!

Лето, лето, к нам пришло! — Что ты мне подаришь, лето? — Много солнечного света! В небе pадyгy-дyгy! И ромашки на лyгy! Как всегда после летних каникул родители ждут.

Презентация «Я и моя профессия» Забытое детство – это не про меня. Я выбрала профессию воспитатель и вот уже 28 лет отдаю себя детям. Живу, смеюсь и огорчаюсь вместе с.

3. Язык тела

Примерно половина всех наших элементов языка тела — это врождённое, остальное мы вбираем от окружающих. Поэтому дети понимают язык пантомимы так же, как взрослые. Закрытая поза, когда вы сидите, стоите ссутулившись или у вас скрещены руки на груди, — отталкивает. Поэтому когда вы читаете книгу, собираете кубики, играете в мяч вместе с вашим ребенком, принимайте открытые позы. Это покажет ваш интерес и ваше уважительное отношение к тому, что нравится вашему чаду.

Принимайте друзей

С кем бы ни общался ваш ребёнок, вы должны уважать этот выбор. И когда ребёнок приводит к вам домой своего друга, примите и позвольте. Уже позже, наедине, вы можете обсудить с малышом его выбор, а также поведение друга, если оно кажется вам недопустимым, но ребёнок должен знать, что вы всегда на его стороне, и он может не опасаться показывать вам свою личную жизнь. Это относится и к правилу никогда не критиковать своего ребёнка в присутствии других, особенно одноклассников и учителей. Очень легко навредить одним неосторожным словом, и доверие будет потеряно.

Невербальные способы выражения любви гораздо действеннее, чем слова, потому что неискренность чувствуется там сразу. И если вы чувствуете, что не можете таким образом проявлять свою любовь к малышу, что есть какой-то барьер, отнеситесь к этому, как к очень серьезному знаку. Значит, что-то не так в вашем отношении к себе, а проявляется это в отношениях с малышом. Понимание – уже шаг на пути к исправлению ситуации.

Как правильно разговаривать с ребенком

Воспитание – довольно тонкий процесс, не лишенный шероховатостей. Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон уверена, что правда за ней. Ребенок справедливо обижается, что родители не учитывают его интересы, не реагируют на его просьбы, а мама с папой недоумевают, почему на их «заботу» детка только огрызается и угрюмо молчит. Отсюда – бесконечная череда недослушанных фраз, молчаливых обид и хлопающих дверей в общении детей с родителями.

К сожалению, такая атмосфера царит во многих семьях. И чем упорнее каждый гнет свою линию, тем больше напряжения вносится в семейные отношения. Однозначно, виновники таких ситуаций – родители. Они на правах мудрых и взрослых людей должны сделать правильный педагогический шаг навстречу эмоционально незрелым детям.

Эта статья разбивает все педагогические стереотипы, из-за которых родители и дети не могут найти общий язык. Измените тактику общения со своим чадом – и вы почувствуете истинное волшебство родительского влияния. Мотайте на ус наши советы и рекомендации и запоминайте, как правильно разговаривать с ребенком.

Предварительный просмотр:

Дата: 25.10.2020г ФИО учителя: Маркина С.В.

Школа: № 95 ФИО студента: Лунькова Д.

Класс: 2.5 ФИО методиста: Мирзоян Р.В.

Конспект урока по педагогике

Тема: «Как понимать друг друга без слов »

Цели деятельности учителя: формирование представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, позы, прикосновения), необходимые для эффективной коммуникации, формирование умения понимать друг друга без слов.

— знать понятие «невербальное средство общения»;

— показать значимость владения невербальными средствами общения для эффективной коммуникации в жизни ученика;

— построить простейшие приёмы, помогающие ученику овладеть простейшими навыками понимания других без помощи слов.

-осознавать личностный смысл учения;

— проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеофрагменты.

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

самоопределения к деятельности

С: слово учителя.

Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Дарья Дмитриевна. А я не знаю, ученики какого вы класса и какой школы. Расскажите мне.

Р.: организовывать рабочее место.

П.: воспринимать речь учителя.

знаний и мотивация

С: слово учителя; ответы на вопросы.

-Мы народ какой страны? Как обычно у нас приветствуют друг друга?

-А сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом и со мной, как разные народы стран.

-Японцы – приветствуют друг друга поклонами.

— Маори из Новой Зеландии здороваются с помощью традиционного жеста хонги, для которого двум людям необходимо прижаться друг к другу носами и лбами .

— В Саудовской Аравии люди используют рукопожатие. Обычно после этого соприкасаются носами, кладя одну руку на противоположное плечо другого человека.

— Жители Малайзии соприкасаются пальцами обеих рук, а потом прикладывают ладони к сердцу.

-Присаживайтесь. Использовали ли мы слова, когда приветствовали?

-А что каждый народ с помощью таких жестов приветствия хотят передать своему товарищу, другу, соседу, человеку, которого они встретили?

-Конечно, с помощью этих жестов приветствия люди выражают свое уважение, хорошее отношение к партнеру.

Приветствуют друг друга

-вежливое и доброжелательное отношение

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции

С: учебный диалог

-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответьте на вопросы:

1. В хороших ли отношениях Том и Джерри? Как вы это поняли?

2. Разговаривают ли между собой герои?

-Верно, они не разговаривают, тогда как вы поняли, как они относятся друг к другу?

-Ребята, а хотите ли вы, чтобы Том и Джерри помирились и стали понимать друг друга?

-А как они будут понимать друг друга, если они не разговаривают?

-А какие средства общения существуют еще кроме мимики и жестов?

-Я вижу вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам предстоит разобраться в этом, а также помирить Тома и Джерри, научить их понимать друг друга.

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Сформулируйте цель нашего урока?

-нет, они часто ссорятся

-потому что они постоянно дерутся, значит они в плохих взаимоотношениях

-Как понимать друг друга без слов

-Узнать какие средства общения без слов существуют

К: аргументация своего мнения и позиции

К.: — договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

IV. Открытие нового знания

С: учебный диалог

С: учебный диалог

С: учебный диалог

С: учебный диалог

-Ребята, давайте создадим памятку для наших героев, чтобы они не забывали средства общения без слов.

-Тема нашего урока «как понять друг друга без слов», я думаю, что это длинное название для нашей памятки, ее можно назвать короче, «невербальное общение».

-Ребята, как вы думаете, что такое «невербальное общение», почему мы решили заменить нашу тему урока именно на такое название памятки.

-Невербальное общение- это общение без помощи слов.

-Но также, ребята, существует вербальное общение. Как вы думаете, какое это общение?

-Вербальное общение- это общение с помощью слов.

-Ребята, а кого и как мы можем понять без слов в повседневной жизни?

-Том и Джерри должны овладеть разными средствами общения, но без слов. Сегодня вы поможете им это сделать, чтобы они стали лучше понимать друг друга.

-Разделитесь на 9 групп. С каждой группы мне нужно по 1 человеку.

-Один становится спиной к классу, другой – на спине рисует геометрическую фигуру. Задача первого, понять какая это фигура.

-Как первый понял, какую фигуру ему нарисовали?

— С помощью чего один человек передал информацию другому, ведь они не сказали ни единого слова друг другу?

-Выполните задания в группе. Научите Тома (Джерри) правильно выражать с помощью прикосновений свое дружелюбие, доброе отношение к Джерри (Тому).

-Что у вас получилось?

-Мы успешно прошли эту станцию. Но вот незадача, чтобы пройти дальше, нам нужно пройти через стражу.

-Мне передали информацию.

Жестами показываю предложение: Ваш ответ – на вашем лице.

-Поняли ли вы, что я вам показала?

-С помощью чего я передавала вам информацию?

-А хотите узнать?

-Я раздам вам карточки с этими жестами и с их описанием. Вам необходимо понять, какая последовательность и назвать, что у вас получилось.

-Так что же сказала нам стража?

-Что вы сейчас делали?

-А какие еще есть жесты? Только ли эти?

-А как можно с помощью жестов выразить свое отношение к человеку?

-Вернемся к тому, что сказала нам стража. Вы догадались, что это значит?

-Как мы с помощью лица, можем понять друг друга, наше настроение, наши чувства?

-Как это называется? Дайте определение слову «мимика»?

-Мимика- это движение мышц лица, выражающие внутренне душевное состояние человека.

-Сейчас прошу выйти к доске 5 человек. Ваша задача- вытянуть из коробочки листок, прочитать ту эмоцию, которая вам попалась и показать ее мимикой. (радость, грусть, удивление, страх, злость)

— И вот мы оказались на перепутье, чтобы выбрать правильный путь, нужно обратить внимание на позы героев. На какую дорогу свернули бы вы? Почему?

-Посмотрим на 1 героя, какую позу он принял? Верно, руки у него скрещены на груди, как вы думаете, что это значит?

-Да, таким образом человек показывает нам, что он не хочет с нами взаимодействовать.

-Обратите внимание на 2 героя, какую позу принял он? Верно, он смотрит в другую сторону, это значит, что человек думает о чем-то своем, не обращая на нас никакого внимания.

-А последний герой дорогу, к которому выбрали мы, принял позу, которой он хочет показать, что рад нас видеть и готов пропустить дальше.

Скачать:

Вложение Размер
kak_ponimat_drug_druga.docx 37.87 КБ
razdatka.docx 12.8 КБ
1.docx 14.07 КБ
2.docx 333.78 КБ
3.docx 0 байтов

2. Жесты

С раннего детства малыш понимает, что разные жесты несут в себе разные послания. Старайтесь сопровождать ваши слова жестами. Например, показывайте открытую ладонь, когда хотите сказать ребенку стоп. Придумайте или позаимствуйте из языка глухонемых основные жесты, такие, как «еще», «достаточно», «есть», «спать», «одеваться», «гулять». Не существует определенного возраста для начала «обучения», но специалисты утверждают, что делать это стоит не раньше 6 месяцев. Благодаря языку жестов можно приучить ребенка понимать вас без лишних слов, и самому понимать потребности своего малыша.

Полное внимание

Когда ребёнок что-то рассказывает не стоит слушать его вполуха, сидя в интернете или отвлекаясь на телевизор. Уделите ему время. Установите контакт глазами и выслушайте. Если в данный момент у вас нет времени, скажите об этом малышу, обязательно сообщив, когда сможете выслушать. Этим вы транслируете ребёнку, что он важен вам, а его мысли заслуживают внимания. Кстати, есть 7 необычных способов узнать, как дела у ребёнка.

Психологи рассказали о 9 правилах, которые помогут найти общий язык с ребенком

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?

Мы в AdMe.ru решили разобраться, как, прививая ребенку необходимые правила поведения, обойти острые углы и показать ему, что он важен.

1. Находим плюсы

Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.

Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!

2. Предлагаем выбор

Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.

Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.

3. Не отвлекаем от важных дел

Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.

Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.

Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?

А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.

4. Умеем отступить от правил

Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.

А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.

5. Не навязываем помощь

Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!

«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.

И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.

6. Просим совета

Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.

Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.

7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним

Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.

Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.

8. Обсуждаем гипотетические ситуации

Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.

«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»

Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.

Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».

9. Не забываем о чувстве юмора

Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?

Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.

Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.

Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?

Игровой мини-тренинг невербального общения «Как понимать друг друга без слов»

Одной из задач дошкольного образования является развитие свободного общения с окружающими. Кажется, что речевой способ является самым обычным и простым. Но это только на первый взгляд. Ведь в жизни мы часто понимаем друг друга и без слов: с помощью жестов, мимики, позы. Учитывая ярко выраженную потребность в общении со сверстниками у детей 5-6 лет и значимость развития коммуникативных навыков в жизни, в старшем дошкольном возрасте я провожу с детьми развивающий курс “Мир общения”, где дети осваивают и способы невербального общения.

Возраст: старшая группа (дети 5-6 лет).

Цель занятия: развитие навыков невербального общения.

Задачи занятия: развивать умение детей понимать язык мимики и жестов других людей; передавать настроение и информацию невербальными сигналами.

Материалы: колокольчик, индивидуальные карточки с эмоциями людей и животных.

Обогащение словаря: мимика, жесты.

Сценарий тренинга

1. Беседа. Стою на ковре, звоню в колокольчик. Дети подходят и встают в круг.

– Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что я зову вас, и как вы поняли, что надо встать в круг? Вы правильно меня поняли, молодцы! Значит, даже если люди молчат или говорят на иностранном языке, они всё равно могут понять друг друга. В чём здесь секрет?

Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. И если внимательно понаблюдать за осанкой человека, его походкой, руками, выражением лица, манерой говорить, то можно узнать очень-очень много. Даже больше, чем говорят слова. Хотите научиться языку без слов?

Сегодня мы с вами будем учиться понимать друг друга без слов. Давайте поиграем!

2. Упражнение “Дирижёр”.

Цель: концентрация внимания, умение понимать невербальные сигналы.

Психолог поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) хлопки.

3. Игра “Обмен приветствиями”.

Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию.

Участники встают в два круга лицом друг к другу.

  • поприветствуйте друг друга только глазами;
  • … только головой;
  • … только руками;
  • … только плечами,
  • … только словами.
  • – Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов?

    4. Игры в парах. Игра “Зеркало”.

    Цель: развитие внимательности, умения действовать согласованно, подражая друг другу; быть ведущим и ведомым.

    Дети по очереди играют роль “обезьяны” и “зеркала”: когда обезьянка смотрится в зеркало, зеркало повторяет движения обезьянки. По сигналу дети меняются ролями. При обсуждении каждый говорит, какую роль ему было легче выполнять.

    5. Игра “Скульпторы”.

    Цель: развитие умения действовать молча; ощутить себя в роли ведущего и ведомого; развитие воображения.

    Дети по очереди играют роль “скульптора” (решительного, инициативного) и “глины” (мягкой, гибкой, послушной). При обсуждении выясняется, какая роль больше понравилась ребёнку.

    – Сейчас мы учились с вами с помощью движений рук выражать свои мысли и чувства. Движения рук – это жесты. Они помогают понимать друг друга, выражать свои мысли, чувства. Жесты могут заменять речь. Существует и язык лица, который также без слов расскажет нам о чувствах и настроении человека. Язык лица называют мимикой.

    6. Игровое упражнение “Угадай эмоцию”.

    Цель: развитие умения различать эмоции людей и животных по мимике (радость, грусть, злость).

    Дети достают из красивого пакета карточки, отгадывают эмоцию и называют её. Остальные анализируют, правильно ли отгадана эмоция.

    7. Упражнение “Руки”.

    Цель: развитие произвольности внимания, навыков невербального общения.

    Участники образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами): размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются в общий круг. Выбирается ведущий, он закрывает глаза. “Слепой” пытается с закрытыми глазами найти руки “своего” партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.

    8. Упражнение “Пирамида любви”.

    Цель: активизация положительных чувств к миру, людям, друг другу.

    – Каждый из нас кого-то любит. Но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Давайте построим “пирамиду любви” из наших рук. Каждый назовёт что-то любимое и положит свою руку.

    – Мне очень хочется услышать, что интересного вы сегодня узнали, чему научились. Кто мне скажет, с помощью чего, помимо слов, можно общаться друг с другом?

    – Сейчас всем на прощание скажу я: “До свидания!” Благодарю.

    5. Прикосновения

    Один из способов выразить свою любовь ребенку – это прикосновение. Однако исследования ученых говорят о том, что родители прикасаются к своему ребенку только по необходимости: одевают их, умывают, укладывают спать. Телесные контакты не должны ограничиваться гигиеническими процедурами и процессом кормления. Прикосновения играют очень большую роль в детском познании мира. Недавно были проведены исследования, которые показали, что те младенцы, которых чаще берут на руки, целуют, обнимают, развиваются намного быстрее тех, которые часто остаются одни. Установите связь со своим ребенком через касания. Пусть мягкое прикосновение к плечу выражает одобрение, объятия и поцелуи – любовь, привязанность. Но не забывайте, что с возрастом телесные контакты не должны заканчиваться. По мере взросления ребенок нуждается в ваших прикосновениях так же сильно, как и в первые месяцы жизни.

    Выйти, когда он приходит

    Когда подросший ребёнок возвращается домой с прогулки или из школы, заведите правило обязательно на минуту отрываться от дел, выйти в коридор и поцеловать или обнять. Это правило нелишне применять к каждому члену семьи. Этим вы как бы говорите: «Я ждала тебя». И только после этого расспрашивайте про оценки в школе.

    Учимся понимать ребенка без слов

    Многие родители чувствуют настроение своего малыша, даже если он ещё совсем кроха и не умеет разговаривать, однако чаще всего это связано не только с хорошей интуицией мамы и папы, но и с особым языком жестов, которые используют маленькие дети. Внимательно наблюдая за подрастающим ребенком, можно не только научиться понимать желания и настроения своего чада без слов, но и определить, говорит ли уже подросший малыш правду, испытывает ли он скуку или настроен агрессивно.

    Как формируется язык жестов

    У маленького человечка язык телодвижений развивается гораздо раньше, чем формируются речевые навыки. В первые месяцы жизни малыша родители внимательно наблюдают за его мимикой и жестами, однако, как только он начинает говорить первые слова, взрослые очень часто перестают уделять внимание его телодвижениям. Однако, психологи доказали, что этому языку можно доверять намного больше, чем обычному разговорному, поскольку жесты и мимика находятся под управлением подсознания, которое человек не может контролировать.

    В первые годы жизни человек активно пользуется жестикуляцией, однако по мере дальнейшего взросления его телодвижения становятся все беднее, поскольку увеличивается его словарный запас, и то, что раньше можно было только показать, теперь ему становится проще объяснить на словах.

    Жестикуляция также зависит и от темперамента человека. Психологические исследования показали, что холерики и сангвиники обладают более развитым языком жестов и используют его гораздо чаще, чем меланхолики и флегматики.

    Хорошо зная язык жестов, можно не только с легкостью внушать к себе доверие и симпатию других людей, но и понимать, когда собеседник говорит неправду или скрывает истинные чувства. Это касается не только детей, но и взрослых. Однако именно детская мимика и телодвижения несут в несколько раз больше информации, чем его речь, поскольку малыш, чувствуя на подсознательном уровне разногласия между языком тела и словами, отдает предпочтение невербальной информации, а взрослый человек – словесной.

    Такой простой жест, как открытая ладонь всегда считалась знаком доверия, искренности и преданности. Это движение обычно выполняется полностью бессознательно, и по нему всегда можно определить, что собеседник говорит правду. Если малыш что-то скрывает, он прячет ладошки за спину или держит ручки в карманах.

    Выдать неправду могут и прикосновения к лицу. Если кроха говорит родителям неправду, он подсознательно пытается прикрыть рот, словно пытаясь задержать слова обмана. По мере взросления этот жест становится не таким явным, и подсказать, что ребенок говорит неправду, могут такие жесты, как потирание носа или века, а также почесывание шеи или уха. Такие же жесты могут сигнализировать его неуверенность в своих словах, сомнение или преувеличение.

    Если ребенок прикрывает рот рукой в ответ на те слова, что говорите ему вы, вероятнее всего, он чувствует вашу собственную неискренность или обман.

    Если малыш подпирает щеку ладошкой – это не что иное, как проявление скуки и отсутствия интереса. Если вы читаете ему книгу или что-то рассказываете, а он лишь молча вас слушает, выбрав в качестве опоры для головы собственную руку, значит пришла пора найти более увлекательное занятие, чтобы малыш не уснул от скуки.

    Ребенок, который подобно взрослому скрещивает руки на груди, таким способом отгораживается от всего мира, демонстрирует свое недовольство, обиду или досаду. Если же пальцы малыша при этом сжимаются в кулачки, это значит, что он вот-вот заплачет, закричит или даже бросится на обидчика с кулаками.

    Жесты ребенка в общении со сверстниками

    Наблюдая за собирающимися вместе и играющими детьми, также можно определить их настроение по жестикуляции. Если ребенок стоит, положив руки на пояс, в большинстве случаев это говорит о его готовности к действиям, однако иногда таким же жестом малыши могут показывать и свою агрессию. Если ручки ребенка расположены на поясе, а пальцы сжимаются в кулачки, при этом малыш придвигается ближе к собеседнику – значит, пришла пора срочно разнять маленьких человечков, пока не произошла драка или конфликт. Руки на поясе в сочетании с открытой улыбкой – просто показатель того, что у малыша переизбыток энергии, и он готов включиться в игру, побегать или начать какое-то другое увлекательное занятие.

    Дети прекрасно понимают и жестикуляцию взрослых, поэтому родителям нужно внимательно следить за собой, чтобы достичь взаимопонимания со своим чадом. Протянутая к малышу рука с открытой ладонью вверх воспринимается им как жест доверия или какой-то просьбы. Если ладонь развернута вниз – кроха поймет, что ему что-то приказывают, поэтому злоупотреблять этим жестом не стоит.

    К самым нелюбимым и даже раздражающим движениям для детей со стороны родителей относятся указывание пальцем и скрещенные на груди руки. Малыш, понимающий ваши требования, невольно почувствует, что его вынуждают подчиняться, а также может испытать сильное чувство вины и обиду за то, что к его словам не прислушиваются.

    В общении с ребенком лучше всего использоваться жесты-касания: поглаживания, объятия и поцелуи. Таким образом вы не только успокоите малыша и сформируете у него позитивный настрой, но и спровоцируете прилив положительной энергии. Обменивайтесь жестами со своим малышом как можно чаще, ведь только в таком случае ваш ребенок будет помнить о волшебном языке телодвижений на протяжении всей своей жизни и научится правильно его использовать.

    Дети могут понимать друг друга без слов!

    Понимают ли дети друг друга? Если да, то как? Новое исследование позволит и вам узнать язык малышей! Попробуйте понять о чем говорит эта детвора. А теперь узнайте о чем шла речь!

    Ученые изучали коммуникативные возможности маленьких детей – то есть, грубо говоря, принципы их общения. Оказалась, что уже к пятимесячному возрасту дети могут корректно воспринимать эмоции сверстников.

    Это исследование стало закономерным продолжением научного пути профессора Флома, который ранее изучал способность детей понимать настроение собак и обезьян.

    «Вербальное общение – недоступный коммуникативный инструмент для младенцев. Они не могут словами сообщить о том, что голодны или устали или хотят спать. Поэтому детишки полагаются в первую очередь на эмоциональную сферу», – рассказывает Флом. «Таким образом, нет ничего удивительного в том, что уже в относительно раннем возрасте дети приобретают способность тонко различать оттенки настроения».

    Известно, младенцы начинают воспринимать эмоции взрослых примерно с семимесячного возраста. Однако в отношении своих сверстников это происходит значительно раньше – в возрасте пяти месяцев.

    «Возможно, это объясняется тем, что мимика и голосовая активность имеют очень схожий характер у всех младенцев. Поэтому детям легче интерпретировать эмоции себе подобных, чем взрослых», – рассуждает Флом.

    Суть данного исследования состояла в следующем. Детей сажали перед двумя мониторами. На одном из них демонстрировалось счастливое, улыбающееся лицо малыша, тогда как на втором экране лицо было грустное и хмурое. Помимо визуальной информации ученые использовали также и звуковую: параллельно с картинкой они воспроизводили аудиозаписи детского смеха или плача соответственно. При этом испытуемые дети намного больше внимания уделяли первому экрану, чем второму.

    «Наши наблюдения убедительно доказывают, что младенцы уже в пятимесячном возрасте весьма точно интерпретируют различные проявления эмоциональной сферы у своих сверстников», – говорит Флом. «Это лишний раз подчеркивает значимость первого полугодия жизни с точки зрения психического развития ребенка».

    Так что не обижайтесь на своих детей, если они не понимают вас! Встаньте на один уровень с ними и объясните все эмоциями!

    5 способов говорить с ребенком без слов

    Психологи пришли к выводу, что дети зачастую совершенно не обращают внимания на то, о чем говорят их родители. Существует 5 способов невербального общения, которое воспринимается детьми лучше, чем речь

    30 апреля 2014 · Текст: Алена Радина · Фото: Shutterstock

    Жесты появились значительно раньше, чем человек научился говорить, поэтому первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова. Зачастую родителям не хватает слов, чтобы успокоить своего ребёнка или уговорить его умыться. Тогда на помощь им могут прийти 5 способов говорить с малышом без слов.

    1. Выражение лица

    Недавние исследования Университета Конкордия показали, что дети уже в возрасте 18 месяцев могут считывать разные выражения лица. Они даже могут понять, когда вы притворяетесь или пытаетесь что-то скрыть. Почему раннее развитие обеспечило детей такой способностью? Малыши не могут выразить словами свои потребности. Поэтому им дана возможность общаться на уровне эмоций, через аффект. Поэтому в следующий раз, когда вы увидите своего ребенка на полу в ванной в креме для бритья, лучше придайте своему лицу вид неодобрения. Это будет гораздо эффективнее, чем любые слова.

    4. Дистанция

    После появления на свет ребенок полностью зависит от взрослых. Подрастая, поведение разных детей приобретает индивидуальные черты: одни жмутся к маме, другие предпочитают самостоятельно осваивать «жизненное пространство». Расстояние между вами и вашим ребенком посылает важное сообщение. Когда вы видите, что ребенок чем-то увлечен, отойдите от него на несколько шагов назад. Это косвенно выраженное сообщение покажет, что вы доверяете своему малышу. Но если вы видите, что ребенок собирается сделать что-то опасное, уменьшите расстояние между вами и малышом. Дети всегда реагируют на появление своих родителей, это приводит их в чувство.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Материнство