Психологическая подготовка к школе

Таким образом, психологическая готовность к школе наступает тогда, когда дошкольник стремится стать учеником, готов к перестройке привычного образа жизни и к выполнению учебной деятельности, имеет социальные и познавательные мотивы и испытывает потребность в интеллектуальной активности.

Следует заметить, что всесторонняя готовность к школе вовремя складывается только у незначительной части дошкольников. Как правило, только некоторые показатели соответствуют школьной зрелости. Психологическому становлению будущего школьника способствует кризис 7 лет, протекание которого обеспечивает появление новообразований. Эти новые психологические образования выводят личность ребенка на более высокую степень осознания и настраивают на школьное обучение.

У значительного количества детей психологическая готовность к обучению продолжает формироваться в первом классе. И здесь главная задача родителей и педагогов – пробудить, укрепить, удержать познавательную мотивацию к обучению.

Если рассматривать необходимость подготовки ребенка к школе с точки зрения психологии, то можно отметить, что она может оказаться гораздо важнее умения писать и читать.

Отправляя ребенка в первый класс, любая семья кардинально меняет принятый ранее образ жизни. Особенно это касается самого ребенка, которые начинает чувствовать чрезмерную усталость, порой заболевает, хандрит и даже плачет – вместе с ним начинают переживать и сами родители. Можно ли как-то помочь в этом случае не только первоклашке, но и самому себе? Естественно, любой родитель старается сделать для этого все возможное, однако, далеко не каждый может уверенно говорить о том, что он движется в правильном направлении.

Изначально все начинается в современных «пугалок», когда бывалые родители повествуют тем. У кого еще все впереди, о том, какая сложная программа и завышенные требования ожидают в скором будущем их чад. Это приводит к тому, что едва только ребенок выходит из нежного ясельного возраста, родители стараются усадить их за чтение и счет, в результате чего в школе ребенок и читает, и считает лучше всего класса вместе взятого, однако, меньше проблем от этого у него не становится.

В учебе ребенок вполне может быть молодцом, однако, при этом у него может наблюдаться острый пробел в умении общаться и уверенности в себе.

Только с возрастом к нему придут и понимание, и знание многих вещей. Возможно, ребенок еще не научился фиксировать свое внимание и переключать его на нужные объекты. Ему присущи рассеянность и забывчивость, он не может пока жить по правилам школы и ладить со всеми одноклассниками.

Любой учитель начальных классов может подтвердить, что ребенку порой гораздо больше, чем неумение читать, мешает то, что он медленно переодевается или с трудом собирает портфель.

Родители должны изначально задуматься о том, что ребенка нужно научить в первую очередь общаться со сверстниками, тренировать его внимательность и память – именно эти навыки пригодятся ему в школе. Кроме того, нужно учитывать, что в любой школе существуют определенные правила, которые в первую очередь касаются взаимоотношений учитель-ученик. Малыш, впервые попавший в такой коллектив, как самый обычный школьный класс, еще не понимает элементарных, казалось бы, вещей, таких как соблюдение иерархии, необходимость поднимать руку для того, чтобы ответить на вопрос или самому что-то спросить, либо вставать в тот момент, когда учитель появляется в классе, для него пока непонятна.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
  5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
  7. Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Психологическая подготовка ребёнка к школе

Софья Бисилова
Психологическая подготовка ребёнка к школе

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, развития психических процессов и личности.

Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность.

Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности [1, С 55].

Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций [4, С 79].

Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкой способностью установления взаимоотношений с другими детьми, войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [1, С 112].

Нами разрабатывается пособие, предназначенное не только для психологов, но и для всех взрослых, т. е. родителей, воспитателей детских учреждений, не имеющих специального психологического образования, которых интересует внутренний мир ребенка.

Пользуясь материалами, представленными в этом пособии, можно продиагностировать уровень развития ребенка, а также скорректировать и развить познавательные процессы. Следует отметить большинство, кроме разработанных нами методик, адаптировано, сохранив при этом авторские классические критерии написания.

Здесь же мы предлагаем некоторые рекомендации из нашего пособия по диагностике и развитию познавательных процессов дошкольников:

1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 5 — 10 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества — какого — то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.

2. Необходимо блюсти строго инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный результат будет ошибочным.

3. По данным только одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности ребенка. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, и хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.

6. Никогда нельзя пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — результаты будут не достоверны. Стараться также не упоминать, что ребенок диагностируется, проверяется. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным.

1. Волков, Б. С. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. – М. : «Граф Пресс», 2002. -136 с.

2. Вьюновая, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы. Учебное пособие для студентов вузов. – М. : Академический проект, 2003. – 256 с.

3. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога — / серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.

4. Чейпи, Дж. Готовность к школе: как родители могут подготовить ребенка к успешному обучению в школе. – М. : Педагогика Пресс, 1992. -128 с.

Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ» Слайд1 Титульный лист Слайд 2 Предэкзаменационный и экзаменационный период — это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную.

Психологическая подготовка учащихся музыкальных школ и школ искусств к публичному выступлению В программе учащихся детских музыкальных школ и школ искусств виртуозные и концертные пьесы занимают особое место. Они даютим возможность.

Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к школе» Подготовка ребёнка к школе. Советы родителям. Памятка 1. Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник? 2. Практические.

Психологическая готовность к школе Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поймёте, что такое психологическая готовность ребёнка к.

Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников Готовность к обучению в школе — это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного.

Консультация для родителей «Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня, в Центре детского творчества г. Сибай состоялось собрание с участием психотерапевтов из г. Уфы.

Круглый стол на тему «Психологическая готовность к школе» в рамках родительского клуба (подготовительная к школе группа) Родительский клуб подготовительная к школе группа Круглый стол Тема: Психологическая готовность к школе Задачи: 1. Повысить у родителей.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Подготовка ребёнка к школе» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс? С какого возраста стоит.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе» в подготовительной к школе группе Тема: «Психологическая готовность к школе». Форма проведения: классическое (традиционное собрание). Цель: Повышение компетентности родителей.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Психологический аспект готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.

Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности. Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания. В противном случае — при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, — ребенок окажется отстающим.

Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения. Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе.

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Психологическая подготовка к школе

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка прилежным учеником и отличником в школе, поэтому задолго до первого класса они начинают обучать его письму, чтению, иностранным языкам самостоятельно или прибегая к помощи квалифицированных педагогов. Нередко на лавочке возле детской площадки можно услышать, как молодые мамы сравнивают, что уже умеет их пяти- или шестилетка, а что нет.

Однако некоторые взрослые забывают, что не менее важно для успешного обучения школьника заранее сформировать свою позицию в коллективе. Кем он будет? Лидером, ведомым, ведущим, наблюдателем, станет ли дружить со всеми, или выберет лишь одного-двух друзей?

Также немаловажно пробудить активное развитие у будущего школьника трех основных психических процесса: память, мышление, внимание. При этом важно понять — может ли ребенок с легкостью переключать внимание, распределять его и концентрировать определенное время? А достаточно ли «работает» зрительная, слуховая память?

«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…», — выдающийся отечественный психолог Леонид Абрамович Венгер.

Проведенные в детских дошкольных учреждениях в выпускных группах опросы показали, что многие детсадовцы, за редким исключением, хотят пойти в школу и не желают оставаться в детском саду и дальше. Это желание дети обосновывают по-разному. Кому-то хочется обновок – школьной формы, в которой они будут похожи на взрослых, кто-то хочет иметь красивый пенал и рюкзак, много и тех, кто желает научиться чему-то новому.

Однако нередко сформированное положительное отношение к школьному процессу пропадает уже в первые месяцы и родители все чаще слышат от первоклашки вопрос, когда «школа закончится». Почему же так происходит? Первые месяцы в школе являются огромным стрессом для любого ребенка: новые лица, незнакомая обстановка, определенные правила, которые необходимо соблюдать. Труднее всего дошкольникам, которым описывали учебу, как нечто исключительно развлекательное и веселое. Поэтому очень важно подготовить малыша к началу нового этапа в его жизни.

Что включает психологическая готовность к школе?
Детские психологи выделили три направления, которые следует развивать при подготовке дошкольника личностное, интеллектуальное и социальное.

Личностная готовность
На рубеже школьного возраста многие малыши переживают «кризис 7 лет». Бывают периоды, когда они не желают принимать помощь взрослых, хотя и сами неспособны справиться с задачей. Это происходит из-за желания ощущать себя взрослее и самостоятельнее, поэтому к этому возрасту начало посещения школы будет как нельзя кстати — ребенку легче принять ответственность за свои поступки, осознать необходимость тренировки письма и чтения, изучения чего-то нового.

При посещении учебного заведения очень важна «внутренняя позиция школьника». Поэтому за несколько месяцев до первого звонка постарайтесь сформировать у своего чада мотивацию к обучению. Расскажите, что основная задача обучающихся в школе – это получение новых знаний, которые очень важны. Конечно, расскажите и о том, что он сможет познакомиться и завести дружбу с новыми одногодками, что будут очень интересные уроки, на которых они всем классом будут петь или бегать и прыгать. Однако не рассказывайте о том, что будет легко, даже если вам кажется, что программа первого класса абсолютно несложная.

Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная составляющая психического развития включает в себя мышление, память, восприятие и воображение. Наш образовательный процесс существенно опирается на скорость – тот, кто может решить правильно лишь часть заданий, но в меньший срок, считается лучше того, кто все задания может решить правильно, но для этого ему необходимо намного больше времени.

Поэтому тренируйте ребенка (особенно, если ваше чадо медлительное по натуре). Можно сделать это с помощью игры-викторины. Например, в течение 30 секунд или минуты задавайте вопросы, на которые дошкольник точно знает ответ – какого цвета трава, сколько будет два плюс два, где живут рыбы, чем мы дышим.

На первых порах помогайте ему складывать рюкзак, однако постепенно сделайте это его индивидуальной обязанностью. К этому можно приучить также заранее – пусть сам соберет свой рюкзак в поход в парк или зоопарк (или хотя бы расскажет, что в него необходимо класть).

Социальная готовность
Адаптироваться в школе намного проще ребенку, который посещал детский сад, так как он уже находился в коллективе, где действовал свой распорядок и свои правила, но это не значит, что даже такому ребенку будет легко в новом коллективе. Проследите, чтобы к началу обучения в школе, он уже умел налаживать отношения и общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, самостоятельно решать конфликтные ситуации, быть толерантным к тем, что не похож на него в чем-либо.

К 6-7 годам непроизвольные реакции и детская непосредственность уходят на второй план и ребенок способен контролировать себя и проявление своих эмоций. Родителям заранее стоит рассказать своему чаду о нормах поведения на уроке и на переменах, о том, что учителя нужно слушать, разговаривать с соседом по парте можно только во время отдыха. Если школьник не имеет представления о дисциплине, то это свидетельствует о его психологической неподготовленности или незрелости.

Также расскажите будущему ученику, что он станет частью одной команды и выкрикивать и привлекать к себе внимание не очень красиво, так же как и высмеивать неправильные ответы и ошибки своих одноклассников. Но при этом он не должен и себя давать в обиду, чаще повторяйте, что для вас он самый красивый и умный.

Проблемы во время посещения уроков могут быть и у ребенка с заниженной самооценкой – он боится сделать что-то неправильно, проявить инициативу, потерпеть неудачу. Нередко именно в семье кроются причины неуверенности в себе малыша. Поэтому не забывайте уделять внимание ребенку и проводить время вместе.

Составляющие психологической готовности к школе

Психологическая готовность к обучению состоит из нескольких компонентов. Они связаны с личностным и интеллектуальным развитием ребенка. Чтобы овладевать основами наук, маленькому школьнику придется преодолевать трудности. Эти трудности посильны, однако требуют организованности, внимательности, настойчивости, терпения, самостоятельности и других важных качеств.

Необходимые для начального этапа обучения качества составляют определенный уровень психического развития, который затем продолжает развиваться и совершенствоваться в учебном процессе.

Сейчас кратко охарактеризуем структуру, составляющую психологическую готовность к школьному обучению. Каждому компоненту посвящена отдельная статья данного сайта, где раскрыты детально все виды готовности к обучению в школе.

Интеллектуальный уровень

В стремлении развить интеллект своих детей родители больше всего обращают внимание на осведомленность. Эрудированный ребенок, действительно, производит впечатление интеллектуально развитого. Бесспорно, и осведомленность является значимой частью интеллектуального развития, однако еще более важно учить ребенка мыслить.

Старший дошкольный возраст благоприятен для выработки умений анализировать и выделять существенные признаки предметов и явлений, замечать взаимосвязи между ними, сравнивать и обобщать. Эти операции развивают логическое мышление, которое и является основой интеллекта. При этом обобщение выступает сложной мыслительной операцией, требующей предварительного анализа и сравнения.

Поэтому интеллектуальная готовность к школе определяется тем, насколько у дошкольника развито умение обобщать и логически рассуждать.

Например, если в группе предметов чашка-тарелка-грабли-вилка ребенок вместо исключения лишнего предмета «грабли» объединяет их в пары по внешнему сходству (чашка-тарелка и грабли-вилка), это свидетельствует о низком уровне обобщения.

Интеллектуальная готовность детей к обучению успешно проверяется заданиями на исключение лишнего предмета, на объединение соответствующих объектов в группы, на составление рассказа по картинкам, что позволяет также установить уровень речевого развития.

Мотивационная готовность к обучению к школе

Психологи и педагоги все больше говорят об определяющей роли мотивации в психологической готовности детей к школьному обучению. Аргументы на этот счет, действительно, веские. В любом возрасте человек справляется с задачами, если только он живо заинтересован в этом. Внутренняя мотивация – самый устойчивый двигатель в постижении любого дела.

В полной мере применим данный подход и к будущему первокласснику. Ребенок имеет высокие шансы успешно учиться в школе, если он хочет идти в школу, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности в условиях классного обучения под руководством учителя.

Здесь переплетаются социальные и познавательные мотивы. Именно в такой связке они дают важнейшее новообразование старшего дошкольного возраста, которое называют «внутренней позицией школьника».

У ребенка может преобладать социальная мотивация, когда он жаждет стать учеником, как старший брат, или чтобы прекратить ходить в детский сад и сесть за парту в классе. Подобные мотивы формируют социальную готовность к школе, но, к сожалению, не относятся к процессу обучения.

Нередко встречается и преобладание познавательной мотивации. В этом случае дошкольник прекрасно осведомлен, чрезвычайно любознателен, живо интересуется новыми знаниями, любит беседовать со взрослыми. Но и этого недостаточно для психологической готовности к школе. Потому что на уроках учитель будет уделять внимание в равной степени всем ученикам, и нашему вундеркинду придется адаптироваться к коллективному обучению.

Включиться ребенку в школьное обучение как в главную деятельность с новым социальным статусом поможет только сплав двух групп мотивов:

  1. Социальные мотивы учения, связанные с желанием занять определенное место в системе общественных отношений (роль ученика) и удовлетворить потребность в общении с людьми (коммуникация, оценка, одобрение).
  2. Познавательные мотивы, предусматривающие интеллектуальную активность, получение новых знаний и овладение новыми умениями.

Наличие социальных и познавательных мотивов говорит о довольно высокой личностной готовности ребенка к школе. Они же играют огромнейшую роль в становлении произвольности психических процессов. Только имея желание познавать или соответствовать роли ученика, ребенок будет внимателен к тому, о чем говорит учитель, будет заинтересованно выполнять учебные задания.

Волевая готовность к школе

Дети 6-7 лет, с физиологической точки зрения, уже способны сознательно регулировать свои действия и контролировать поведение. Но стоит ли говорить, что данные волевые способности просыпаются не в одночасье у всех детей? Некоторые дошкольники перед поступлением в школу умеют усилием воли и направлять свое внимание, и сдерживать двигательную активность, а у других эти важные способности еще не проявляются.

Обучение в школе полностью построено на произвольности всех психических процессов, поэтому волевая готовность ребенка крайне необходима.

Напрашивается очевидный вывод, что дети могут проявлять такие волевые качества как настойчивость и старания, если им интересно. Действительно, заинтересованность является главным рычагом для удержания ребенка в определенном деле.

Другим стимулом, и таким же действенным, является мотивация. Бывает так, что ребенок готов терпеливо выполнять не очень привлекательное для него задание ради желанного поощрения. К примеру, мама обещала позволить посмотреть мультик перед сном, если сын сложит игрушки и приведет в порядок свою комнату. И тот терпеливо наводит порядок, чтобы получить доступ к гаджету.

В школе немало таких мотиваторов, начиная от оценок до стремления осилить непонятный материал. Важно только, чтобы они были значимыми для первоклассника.

Волевые качества существенно влияют на эмоциональную сферу ребенка. В дошкольном возрасте малышу особо не приходилось контролировать свои эмоции. На это, как демонстрировал популярный рекламный ролик, есть мама, бабушка… В школе юной личности придется сдерживать свои капризы и слезы, терпеливо работать, когда хочется гулять. Поэтому так важна эмоциональная зрелость, под которой понимают снижение импульсивных реакций и способность продолжительное время выполнять задания.

Коммуникативная готовность

Дошкольник уже имеет опыт общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Но и тут ему приготовлены открытия при поступлении в школу.

Ранее дети общались в условия игровой деятельности. Если это были сюжетно-ролевые игры, то ребенок вызывался на определенную роль и исполнял ее так, как хотел, и столько, сколько испытывал интерес.. Новая роль ученика в школе отличается постоянством. К тому же, на уроках принята форма общения, которое подчиняется правилам коллективной ответственности.

Отношения со взрослым также принимают новую форму. На первый план выходит авторитет учителя. Ребенок учится воспринимать учителя как социального взрослого, который выражает объективную оценку знаний и умений ученика.

Я — первоклассник: психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов

Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Обычно, если речь заходит о готовности ребенка к школе, мы сразу начинаем перебирать в голове набор знаний и навыков: бегло ли ребенок читает, в каких пределах считает, умеет ли себя вести, обладает ли всеми знаниями и навыками, которые проверяют на школьных собеседованиях перед зачислением в первый класс? Между тем, в первый год обучения психологический аспект готовности зачастую играет гораздо более важную роль, чем интеллектуальный. Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Чтобы понять, как на самом деле подготовить ребенка к школе, мы спрашиваем совета у экспертов: психолога, физиолога, директора Института возрастной психологии РАО Марьяны Михайловны Безруких, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой, а также обращаемся к избранным статьям книги «Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана».

Год до школы: лучшая подготовка – это игра

Наталья Федоровна Виноградова: Среди родителей сложилось твердое убеждение, что придуманное ими (родителями!) содержание понятия «готовность к школе» рассматривается как забегание вперед и «пробегание» программы хотя бы первого класса. Мотив такого подхода: ребенку будет легче учиться. Это первый миф, связанный с готовностью дошкольника к обучению в школе. В действительности же, больше всего поможет перед первым классом полноценная игровая деятельность.

Позвольте детям наиграться. Педагоги и психологи единодушны во мнении: ребенок, не доигравший в дошкольном детстве, к школе не готов! Причем, игра для него — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли (пока игровые), которые завтра станут для него реальными. С хорошо развитой игрой связаны самые серьезные качества, которые как воздух нужны школьнику. В игровой деятельности зарождается и деятельность учебная.

  • Дайте детям полную свободу в игре: пусть сам воплощает свои мысли, берет все, что ему нужно для игры.
  • Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество. Полезно брать на себя разные роли, чтобы поддержать игру, приучать ребенка к совместным игровым действиям.
  • Уважайте правила игры. Как условились, так и делаем: если в игре нет четких правил или они постоянно меняются, то ребенку сложно понять их ценность.
  • Выигрывайте! Часто, играя с детьми в шашки, шахматы, лото или домино, мы устраиваем «поддавки». А между тем, важно обязательно у ребенка выигрывать — конечно, не каждый раз. Ваш первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.
  • Меняйте роли. Лучше всего поощрять, когда ребенок берет на себя и исполняет роль руководителя (командира, ведущего), но время от времени нужно менять условия и ставить ребенка перед необходимостью подчиняться.
  • Дайте ребенку возможность быть субъектом деятельности. Иногда нам кажется: если ребенок с удовольствием (или без удовольствия) исполняет просьбы, команды, требования взрослых — почитай, сверни лист бумаги, собери карандаши, сложи паззл, — то это и есть произвольная деятельность, а он и есть субъект. На самом деле все не так просто.

Как сделать переход к новому этапу жизни максимально комфортным для ребенка?


Марьяна Михайловна Безруких: В первый год обучения не стоит начинать новые дополнительные занятия — ни художественные, ни музыкальные, ни какие-то другие. Лучше в первом классе минимизировать нагрузку и все силы организма бросить на адаптацию к школе. Если ребенок начал заниматься в кружке до школы — можно попробовать продолжить. А вот что нужно каждому первокласснику, так это спортивный кружок, секция плавания или любое занятие, которое позволит ребенку активно двигаться и сбрасывать эмоциональное напряжение.
Дорогие родители, не забывайте, что в сутках только 24 часа. Десять из них ребенок обязан спать, еще два с половиной часа — гулять. Шесть часов он будет проводить в школе. Как минимум 1,5 часа отведите на гигиенические процедуры и столько же на питание — и вы поймете, что остается ребенку очень мало на себя, на игры, на осмысление всего, что с ним произошло за день. Хотите ли вы и это драгоценное время забрать на какой-то кружок?

Как пережить первые трудности с учебой?

Даже самые способные дети рано или поздно сталкиваются с первыми неудачами, это естественно и даже отчасти полезно: ясно, в каком направлении двигаться, на что обратить внимание. Бывает, что ребенок вдруг охладевает к учебе, становится неусидчивым, недовольным, иногда даже отказывается ходить в школу. Часто не готовы к таким неудачам оказываются не столько дети, сколько их родители. Чтобы поддержать ребенка и при этом не спугнуть его желание учиться, стоит последовать таким советам:

Из первых рук: наши эксперты, педагоги и психологи дают советы родителям первоклассников

Марьяна Михайловна Безруких:
— Главное, что поможет вам плавно войти в учебу — это адекватные требования к детям, причем во всем. К их поведению, умениям, качеству и времени выполнения заданий. Ну не может среднестатистический первоклассник бегло прочитать целый абзац за минуту, не может сорок минут сидеть смирно, а потом еще десять минут степенно ходить по коридору. И еще: ваши ожидания от успехов ребенка должны соответствовать не только его возрасту, но и индивидуальным особенностям развития. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности.

Наталья Федоровна Виноградова:
— Просьба к вам, дорогие взрослые: вместе с ребенком наблюдайте природу, делайте маленькие открытия, расширяйте его чувственный опыт. Многие наши дети приходят в школу «убогими» с точки зрения чувств — они мало рассматривают, трогают, слушают, определяют вкус, запах разных объектов. А ведь именно чувственное восприятие окружающего мира является основой развития ума. Многие великие педагоги прошлого подчеркивали, что из наблюдений природы исходит развитие ума и речи.
Образование в начальной школе — отнюдь не главное дело. Важнее не угробить мотивацию к учебе, а для этого выбирайте удобную школу и добрую учительницу. Желаю вам удачи!

Татьяна Юрьевна Алтухова, учитель начальных классов, педагог высшей категории, общий стаж работы — 28 лет:
— Уважаемые родители! У меня к вам одна просьба, и думаю, многие коллеги со мной согласятся: пусть лучше ваш ребенок сядет за парту совершенно необученный, чем обученный неправильно. Какого же это огромного стоит труда — отучить ребенка от побуквенного чтения, мотивировать его правильно работать с прописями, в которых он уже два года пишет, как попало. В общем, если вы не уверены, что можете сделать все как надо, лучше почитайте ребенку книжку или сводите его погулять. Дайте ему общее представление о мире, о природе, о том, почему так важно учиться и зачем получать знания. Остальное сделает педагог.

Марфа Бусева, детский психолог:
— Дорогие родители дошкольников! Я знаю, что вы все равно будете заниматься со своими детьми, давать прописи, примеры. Не стану вас отговаривать, но прошу, пожалуйста, почаще оставляйте их в покое. Пусть они, послонявшись по дому, вдруг сами найдут себе занятие, затеют строительство дома из подушек, начнут бормотать себе сказки и расквартировывать плюшевых медведей. Пусть роют тоннели в песочнице, мастерят водопровод из пластиковых бутылок, вяжут узлы на веревках, примеряют кастрюли и заявляют, что им пора отправляться в космос. В игре закладываются все основные навыки, пробуждается творчество, фантазия, инициативность — а что ребенок будет делать без всего этого за партой?

Анастасия Изюмская, журналист, основатель проекта информационной поддержки семьи «Family Tree»:
— Есть одно золотое правило, знакомое всем, кто хоть раз летал на самолетах: в случае воздушной аварии, сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. До рождения сына это правило казалось мне кощунственным. С тех пор многое пришлось переосмыслить, в том числе и необходимость заботы о себе. Тревожная мама не способна дать ребенку защиту, а защита ему ох как понадобится, даже в самой распрекрасной школе. Если вы чувствуете, что вам сложно справляться с глобальными изменениями вашей жизни, что вы очень волнуетесь за сына или дочку, что мысли о школе гнетут вас — позаботьтесь о своем благополучии. Поддержите себя — и тогда вы сможете в нужный момент поддержать вашего первоклассника.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Программа

Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.

Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.

Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

Со скольких лет начинать

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Упражнения и методики.

Существует ряд педагогических программ, позволяющих подготовить ребенка к школьной учебе как интеллектуально, так и психологически. Среди них широко известны методики Н. А. Зайцева, В. М. Миниярова, Глена Домана, Н. С. Жуковой и др.

Мы предлагаем Вам несколько упражнений, направленных на формирование готовности к школе.

Упражнение «Что поменялось?»

  • Для развития памяти и внимания

Выложите перед ребенком в один ряд несколько игрушек (начните с пяти). Пусть он запомнит, что перед ним лежит, и в каком порядке. Затем попросите ребенка отвернуться. Поменяйте игрушки местами. Теперь пусть малыш вернет все на место.

Упражнение «Придумай историю»

  • Развивает логическое мышление и фантазию

Выложите перед ребенком в логической последовательности картинки (желательно с изображениями, связанными с учебой). Теперь расскажите ему историю по данным карточкам. Следите, чтобы рассказ был мотивирующим к обучению. В следующий раз разложите перед ребенком другие карточки и дайте задание самому придумать по ним историю.

Упражнение «Вычеркни лишнюю цифру»

  • Развивает внимание, память и логическое мышление

Предложите листик, где написаны группы цифр, например «1873 56234 516784 876867». Поставьте задачу: вычеркнуть все цифры «1». В следующий раз пусть ребенок вычеркивает уже две цифры и т. д.

Упражнение «Заколдованные слова»

  • Помогает развивать фонетический слух

Расскажите сказку о том, что в замке злой колдуньи в плену находятся слова. Чтобы их освободить, необходимо эти слова расколдовать. Для этого ребенок должен каждое из них назвать по звукам. У крохи будет всего три попытки на спасение одного слова. Далее расскажите, что такое звуки на примере простого слова, например, «мама». При этом следите, чтобы вы называли не правильное произношение букв, а их фонетическое звучание, то есть не «эм», а «м».

Упражнение «Собери портфель»

Начать лучше где-то за 3-4 месяца до того момента, как Ваш ребенок пойдет в школу. Расскажите, что там ему будут давать домашние задания и сейчас необходимо немного потренироваться. Ежедневно давайте малышу небольшие задания, в конце каждой недели подводите итог. Если малыш выполнил все правильно, то на следующий день купите ему ручку, но только такую, как захочет сам ребенок. В следующий раз – карандаши, потом – дневник и т.д. Объясните, что когда малыш соберет себе портфель в школу, тогда он и сможет стать настоящим УЧЕНИКОМ!

Психологическая готовность ребенка к школе – школьная зрелость

Поступление в школу – серьезное событие в жизни дошкольника. Событие, которое отделяет беззаботное дошкольное детство от нового жизненного периода со своими правилами и обязанностями. Переход на школьную ступень будет успешным, если сформировалась психологическая готовность ребенка к школе. Школьная среда принципиально меняет жизнь детей, начиная от нового вида деятельности и завершая новыми условиями общения с окружающими. Маленький человечек должен быть готов освоиться в этой среде и полноценно включиться в учебный процесс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство