Что должен уметь делать ребёнок в 1 год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенка Масса, кг Рост, см
Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Мальчики 10,8 9,4-11,9 75,7 73-79
Девочки 10,1 9,0-11,3 74,8 72-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки.

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Речь годовалого ребенка

Каждый малыш формирует речь по- своему и в определенный период времени. Некоторые произносят понятные словосочетания в возрасте 9,5 месяцев, а другие могут начать лепетать только в 1, 5 года. Если ребенок не произносит слов и звуков, это не констатирует его отсталость в развитии.

Детские стихи для детей — читайте тут.

В годовалом возрасте развитие речевого аппарата скорее имеет пассивный характер, нежели активный. В подсознании малыша откладывается множество услышанных им слов и предложений, но для высказывания дети используют 3-5 слов, именуемые «детским лепетом».

По истечению нескольких месяцев словарный запас малыша увеличится до количества 20, а по достижении 2 лет — до 50. Главными словами для этого возраста являются «мама», «папа», «дядя», он имитирует звуки животных, вроде «гав-гав», «ме-е» и прочие.

Если психически и физически кроха здоров, но ведет себя спокойно и редко произносит слова, волноваться не следует. Обратить внимание следует на контакт ребенка с близкими: если этого не происходит и нет реакции на обращение по имени, следует его показать доктору.

Развитию умственной деятельности способствует моторика. Для ее активации необходимо в ручки малыша вкладывать среднего размера предмет или нанизать игрушки на веревочку, перебирая их в дальнейшем. Для быстрого развития речи любое движение родителей должно комментироваться. Начиная с этого возраста малышу необходимо показывать буквы и цифры.

Что ребенок должен уметь в год

Педиатры и другие врачи очень любят составлять таблицы и по ним обследовать ребенка. Проверке подлежит буквально все: рост, вес, окружность головы, результаты анализов, количество произносимых слов. Что ребенок должен уметь в год, к каким показателям ему нужно стремиться?

Первый День Рождения

Чем заниматься с ребенком в 1 год

  • Тактильность все еще очень важна, и имеет большое значение для чувства безопасности ребенка. Поэтому берите ребенка на руки, но не постоянно носите его. Дайте свободу передвижения ему.
  • Комментируйте буквально все, что делаете. Это развивает словарный запас ребенка, его кругозор.

Введите в свой распорядок ритуал чтение сказки на ночь для детей 1 год.

  • Играйте в сюжетно-ролевые игры. Зачем, как и во что играть вы можете узнать, прочитав статью «Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста: зачем и как играть».
  • Играйте в развивающие игры: игры с кубиками, пирамидки, шнуровка и тому подобное.
  • Занимайтесь с ребенком лепкой, рисованием.

Рисование пальцами отлично развивает моторику.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 13 месяцев уже может распознавать эмоции и в полной гамме сам их демонстрировать окружающим.

Вы увидите на его лице не только радость или грусть, а уже весь спектр настроений: любовь, независимость, страх, злость, упрямство.

Кругозор ребенка продолжает расширяться.

Его интересуют названия предметов, готовьтесь, что Вам придётся по нескольку десятков раз повторять их названия, а также без конца отвечать на вопросительные звуки малыша.

Большинство деток в этом возрасте уже могут ходить. Если ребёнок уже ходит, то делает это неспеша и не совсем уверенно. Также встречаются дети, которые могут уже бегать, но если Ваш малыш еще не научился ходить, то не стоит пока бить в тревожный колокол – у него впереди еще несколько месяцев.

Дети уже могут сами сидеть за столиком и делать попытки есть без помощи взрослого.

Также ребёнок вполне самостоятельно может играть с мячом, строить пирамидки. Он может толкать или тянуть на себя какие-либо предметы, выполнять простые просьбы, например, принести что-то.

Что должен знать ребенок в 1 год: умелки и навыки

  • Сидит без какой-либо помощи и поддержки.
  • Стоит с помощью взрослого или опоры.
  • Много ползает. Ползать ребенок уже давно должен правильно, на четвереньках.
  • Пытается сделать несколько шагов самостоятельно без поддержки.

Не пытайтесь настаивать на самостоятельной ходьбе малыша. Помогайте ему, но не переусердствуйте. Позвоночник еще в процессе укрепления и развития.

  • Уверенно ходит вдоль опоры.
  • Держась за руку взрослого пытается подняться и спуститься по ступенькам.
  • Открывает и закрывает шкафы.
  • Выдвигает и задвигает ящики.
  • Переливает воду из одного стакана в другой.

Во время купания набросайте в ванну разные пластиковые емкости. Малыш будет в восторге от игры с водой.

  • Строит башню из кубиков, собирает пирамиду из колец.
  • Бросает или катает мяч по полу.
  • Ест ложкой, пьет из кружки.
  • Сам пытается одеться или раздеться. Ну хотя бы элементарные вещи: снять или одеть шапку, носки.
  • Чистит зубки. Конечно вам нужно потом помочь малышу сделать это более тщательно.

Если вы еще даже не купили зубную щетку и пасту вашему малышу, то в статье «Ребенок не хочет чистить зубы» вы можете почитать с чего начинать, как выбирать безопасные щетки и пасту.

  • В течение нескольких минут может концентрировать свое внимание на чем-то одном: просмотр мультика, игра в мяч.

Синдром дефицита внимания – ребенок не в состоянии хотя бы на одну минуту сконцентрироваться на одном предмете. В этом случае обратитесь за помощью к детскому педиатру.

Последствия синдрома дефицита внимания: неспособность учиться, неуспеваемость, невозможность усвоить какие-то навыки.

  • Чаще всего ребенок уже может выразить свои основные потребности определенными звуками, слогами, жестами. То есть показывает или говорит, что хочет кушать, в туалет или спать.
  • Играет с мячом: катает, подбрасывает.

Задача родителей – обеспечение безопасности малыша. Ему интересно абсолютно все, а возможности его и умения увеличиваются с каждым днем. Не стоит недооценивать способности малыша. Открытие окна, цветочные горшки на подоконнике, розетки, электроприборы – интереснейшие цели для малыша.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр. Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов. Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет. Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка. Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше. Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола. Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Как малыш познает мир

Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.

«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:

  • «работать» с пирамидкой, состоящей из нескольких колечек: разобрать ее и собрать;
  • построить домик, поставив друг на друга пару-тройку кубиков;
  • интересуется устройством предметов с крышками — коробочек, кастрюлек; может класть в них другие предметы и закрывать крышками;
  • интересуется игрушками-сортерами, в отверстия которых можно протолкнуть предмет; вы можете смастерить такой самодельный «сортер» из обычной коробки, прорезав в ней круглое или прямоугольное отверстие;
  • если поставить перед ним пустую тарелочку и чашку, он может «попить» или «поесть» из нее, «по-игрушечному» показав, что умеет это делать;
  • может взять игрушку, как ему удобно — и одной, и двумя руками, и двумя пальцами, переложить ее из одной руки в другую;
  • понимает, что предметы могут двигаться (машинка, мячик, коляска и т. д.) и поэтому стремится их покатать;
  • играет с куклой: кормит ее, укладывает в кроватку, причесывает и т.д.;
  • играет со своими вещами — тапочками, шапочкой и т. д.;
  • может самостоятельно пользоваться шкафом: открыть и закрыть ящик или дверцу, вытащить игрушки или вещи и убрать их в шкаф;
  • старается повторять то, что делают другие дети или взрослые: хлопать в ладоши, стучать по предмету, копать лопаткой песок и т. д.;
  • копирует действия взрослых: вытирает пыль, как мама или чинит кран, как папа.

Развитие двигательных навыков

Для полноценного изучения окружающих предметов необходимо предоставить ребенку полную свободу ориентации в пространстве, не следует его останавливать. В период активного движения следует убрать из вида острые и режущие предметы в доме. В процессе купания позвольте карапузу поиграться с пластиковой посудой, наливать и выливать воду.

На двенадцатом месяце жизни почти все дети умеют навыки хождения, но не всегда удерживают равновесие. Чтоб ребенок быстрее окреп и твердо стоял на земле, необходимо предоставить ему возможность пробовать передвигаться, отталкиваясь о предметы интерьера. Для равновесия следует каждый день выстраивать препятствия в виде кубиков, через которые он должен перешагнуть, опираясь на мамину руку.

Двигательная активность

Достижения ребёнка в этом возрасте достигают высшего уровня. Он, наконец, начинает ходить, пусть неуверенно или медленно. Какие же особенности в моторике детей этого возраста:

  1. Малыш с лёгкостью держит предметы любых размеров.
  2. Умеет перелистывать странички.
  3. Научился застёгивать пуговички.
  4. Легко катит и кидает мячик.
  5. Взбирается и слазит с предметов мебели.
  6. Строит из кубиков.
  7. Открывает крышки, раскручивает их.
  8. Самым большим достижением являются первые шаги ребёнка. Это незабываемое счастье, как для малыша, так и для его родителей.

Мой сын в годик уже начал уверенно ходить.

Но стоит понимать, что теперь малыш подвержен большему травмированию. Он может перемещаться, где захочет, так что вам следует позаботиться о его безопасности: надеть уголки на края мебели, закрыть розетки, убрать стеклянные предметы.

Советы родителям

Начиная с возраста в 1 год, родителям следует продолжать активно участвовать в воспитании своего ребенка. В процессе формирования психики необходимо пояснять, какие действия можно выполнять, а на что имеются ограничения. Если родителями установлены запреты на какое-либо действие ребенка, необходимо и далее стоять на своем и не менять своих позиций в результате смены настроения.

В возрасте 1 года можно начинать смену распорядка дня малыша, но с условием, что в связи с увеличением подвижности кроха будет быстро уставать. В детской комнате, где малыш проводит наибольше времени, необходимо часто проветривать и выполнять влажную уборку.

Время прогулки не должно быть меньше 2 часов, причем независимо от времени года. Пребывая на улице, позволяйте ребенку самостоятельно походить по травке.

Игрушки в детской должны иногда обрабатываться хозяйственным мылом, для устранения микробов. В данном возрасте родители должны приучить ребенка после игры собирать игрушки в ящик или ставить их на полку. На начальном этапе приучения к порядку собирать игрушки следует вместе с малышом, и постепенно он сам приучится к своим обязанностям.

В связи с высокой активностью ребенка в годовалом возрасте необходимо чаще мыть ему ручки, особенно после прогулки, перед приемом пищи. В конце 12 месяца жизни обязательно следует пройти медицинское обследование. Пройти необходимо хирурга, невропатолога, лора и окулиста. Чтобы избежать скрытых патологических процессов, необходимо будет сдать профилактические анализы крови и мочи.

Не стоит забывать, что развитие детей в год протекает не одинаково — это зависит от физиологического процесса, который формируется индивидуально. Родителям не следует паниковать, если малыш, достигнув определенного возраста, не выполняет какое-либо действие. Необходимо набраться терпения и продолжить развивающий процесс. По истечению определенного времени результат не заставит ждать, и ребенок обязательно порадует приобретенными навыками.

Основные физические навыки

В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.

Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
  • самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
  • спускаться с лестницы или предмета мебели.

Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.

Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».

Психология ребенка 1 год и его социализация

  1. У ребенка уже большой запас своих эмоций. Уже начинает проявлять чувства объятием или поцелуем.
  2. Происходит рост в развитие речевых способностей. Малыш уже говорит простые слава типа: мама, папа, баба и так далее.

Возраст, в котором ребенок заговорит, индивидуален. Но если вы чувствуете, что есть проблемы с развитием речи, обратитесь к специалисту. Возможно есть причины, мешающие развитие речевых способностей, такие как неврологические проблемы, нарушение слуха, проблемы с речевым аппаратом.

  1. Понимает и выполняет элементарные просьбы взрослых.
  2. Играет со сверстниками. Это большой показатель его социализации и взаимодействия с обществом.
  3. Важный момент в социализации: ребенок говорит «да» и «нет». Если не словами, то кивком головы демонстрирует свое согласие или не согласие.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Меню годовалого ребенка

Функциональность желудка в этот период времени еще не до конца стабильна, а потому интервал между употреблением пищи должен составлять 4 часа. Вечером можно предложить малышу кисломолочную смесь и кусочек печенья. Годовалый ребенок должен употреблять такие виды блюд:

  • каши, овощные и фруктовые пюре, перетертые мясо и рыбу;
  • среди молочных продуктов: молоко, творог, кефир, кашу с молоком;
  • в рационе также должны присутствовать белки и жиры в виде вареных яиц, злаков, овощного рагу. Рис или гречку необходимо перемалывать в блендере для лучшего усвоения пищи желудком и кишечником.

Со временем в рацион питания вводится белый хлеб. Во избежание аллергических проявлений дают компот из сушки или ягодный кисель.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Что ребенок должен уметь в 1 год: первые достижения

Не успели вы оглянуться, а вашему малышу уже год! И, если вы — ответственный родитель, то один из важных вопросов, который вас наверняка волнует: Что ребенок должен уметь в 1 год?. Разумеется, у каждого крохи — свой темп развития, но все же по поводу определенных навыков педиатры сходятся в едином мнении.

Возможные проблемы, как их решать

К нормам и средним показателям необходимо прислушиваться и относиться спокойно. Они показывают общую картину для детей, которые живут и развиваются в разных условиях. Отклонения от этих норм чаще всего бывают незначительными – рано или поздно ребенок наберет вес, вырастет до размеров, которые понравятся участковому врачу, с максимальной долей вероятности научится ходить и разговаривать.

Утверждать, что проблем с развитием не существует вовсе – крайне неправильно и непростительно. Задача родителей – наблюдать, заниматься и двигаться в нужном направлении вместе с ребенком. Если появляются вопросы, если кажется, что малыш все-таки отстает или недобирает, обращаться к врачу. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Симптомы задержки речевого развития

Если ребенок в 1 год не произносит слогов, не пытается речью выразить свои эмоции и чувства, а звуки не похожи на попытки заговорить, это повод обратиться к специалисту. Также родителей должно насторожить обстоятельство, при котором лепет исчез, т.е. до года он был, а затем малыш прекратил разговаривать на «своем непонятном» языке. Причины могут быть следующие:

  • психические – от минимальных нарушений в работе мозга до тяжелой степени слабоумия;
  • нарушение слуха (врожденное и приобретенное);
  • скудная языковая среда;
  • патология артикуляционного аппарата.

Для исключения страшных диагнозов и диагностики малыша необходимо показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу и отоларингологу. Если на обследовании не выявлено патологических нарушений, необходимо использовать профилактические методы для развития речевых навыков. Самые основные из них заключаются в следующем:

  • ежедневное общение;
  • осмысленный разговор без искажения слов и звуков, исключить сюсюканье и уменьшительные суффиксы из лексикона;
  • за ошибки не ругать, а спокойно исправлять;
  • читать вслух любимые книжки;
  • не предугадывать желания малыша, дожидаться просьбы с его стороны подать или налить;
  • задавать вопросы и внимательно выслушивать ответ, от его вопросов не отмахиваться и не отмалчиваться;
  • развивать мелкую моторику – речь находится на кончиках пальцев; собирать конструктор, мять в ручках пластилин, пересыпать пуговицы и перебирать крупные шарики;
  • учиться надувать мыльные пузыри – развивать артикуляционный аппарат.

Оценивать навыки ребенка в год нужно без оглядки на соседского малыша, ведь все дети развиваются по-разному. Прежде всего, необходимо сравнивать показатели развития с аналогичными данными за прошлый период и оценивать динамику, отслеживать, есть ли изменения и улучшения. Параллельно с этим проводить с ним больше времени и развивать, тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Какими навыками должен обладать ребенок в 1 год

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Возрастные нормы

Когда малыш достигает годовалого возраста, вес его увеличивается в несколько раз — в среднем он составляет 10 кг и больше. Каждый месяц ребенок прибавляет 250 г. Рост годовалого малыша равен 72-76 см, исходя из анатомических данных.

К этому возрасту у многих детей во рту насчитывается около 12 молочных зубов. Если их меньше, не стоит беспокоиться: употребление полезных продуктов, богатых на кальций и фосфор, поспособствует росту остальных зубов в течение 2-3 месяцев.

Считается нормой, если у ребенка форма стопы без свода, т.е. плоская. У детей, что еще неуверенно стоят на ногах, на стопах присутствует жировая прослойка, которая в дальнейшем исчезает, и формируется правильный изгиб.

Безопасность малыша

Дети в этом возрасте очень активные. Они с радостью обследуют квартиру и тащат с собой всё, что видят на своём пути.

У них в руках запросто могут оказаться важные документы, телефон, пульт от телевизора или ключи.

Уберите все предметы, которые не предназначены для малыша подальше, на тумбочки поставьте блокираторы.

Сделайте для малыша больше пространства в доме. Это поможет ему меньше стукаться о предметы. Но если это невозможно, то оборудуйте острые углы мебели силиконовыми накладками – они смягчат удар. Также не лишним будет поставить крышки на розетки, чтобы ребёнок не смог в них ничего засунуть.

Важно! Никогда не оставляйте малыша одного во время купания, держите кафель в ванной и на кухне всегда сухим.

Уберите мебель от подоконника, чтобы ребёнок не мог забраться на него, не давайте ему играть с предметами, которые не предназначены для детей – ножи, спички, различные инструменты. Малыш может себя ранить.

Важно! Следите за ребёнком на детской площадке и на улице, не оставляйте его одного в доме или квартире.

Рекомендуем вам посмотреть видео про особенности данного возраста:

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

Тест для ребенка 1 год: реакция ребенка на окружающий мир, что должен знать ребенок в 1 год

Существуют такие заболевания и проблемы со здоровьем, которые на первый взгляд не видимы, но в последствии могут привести к инвалидности.

Ответьте на нижеперечисленные вопросы:

  1. Знает ли ребенок вас и близких родственников в лицо?
  2. Узнает ли ребенок вас и близких по голосу?
  3. Испытывает ли ребенок боль при падении или ударе?
  4. Хорошо ли ориентируется ребенок в пространстве, когда ползает или ходит?

Если хоть на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, то рекомендуется обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше выявить проблемы со слухом, зрением, осязанием, тем проще устранить их в дальнейшем.

Ребенок в 1 год – это маленький исследователь. Которому интересно буквально все, он готов к получению новых впечатления, к расширению своего кругозора.

Стоит понимать, что пока малыш не выявляет причинно-следственную связь. Что это значит: дотронувшись до горячего, он не знает, что обожжется. Или проглотив мелкую деталь, не знает, что можно задохнуться.

Что должен знать ребенок в 1 год и что будет знать по факту во многом зависит от родителей. Воспитание и развитие ребенка – это каждодневная работа, требующая максимум внимания, отдачи и положительного настроя.

Игры и игрушки

Лучший способ проявить себя – играть в игры и развивающие занятия. Для этой цели лучше всего подойдут кубики или разноцветные мячики. С помощью разных игрушек можно сформировать паровозик или гусеницу, возить их на ниточке. Для перемещения кубиков следует приобрести пластиковую тележку на четырех колесах. Для девочек подойдет вертушка на палочке с колесами, которую требуется толкать.

В период игры не стоит указывать ребенку, как необходимо играть или складывать кубики, пусть он сам выразит свои действия в соответствии с восприятием. Усложнение задачи для активного мышления могут привести к негативным последствиям, так как теряется интерес и внимание. Заниматься с ребенком следует осторожно, держать его на одном месте нужно не больше 15 минут.

Рацион питания: что можно кушать

В этом возрасте у малыша ещё не так много зубов, но это не повод продолжать кормить его смесями и пюре из баночки.

Просто измельчайте пищу до такой консистенции, чтобы ребёнок ей не подавился.

Помните, что познание мира для крохи происходит и через вкусы в том числе.

Ниже представлено примерное меню для ребёнка, рассчитанное на 3 дня:

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Омлет паровой
Каша на молоке
Хлеб с маслом
Чай
Овощное пюре
Хлеб с маслом и тёртым сыром
Чай с молоком
Манно-морковное суфле
Молоко
Хлеб с маслом
Обед Протёртый борщ
Суфле из курицы
Пюре картофельное
Компот
Суп-пюре из цветной капусты
Суфле рыбное
Пюре из кабачков
Сок
Щи вегетарианские
Запеканка картофельная с мясом
Печенье
Компот
Полдник Кефир
Печенье
Яблоко тёртое
Кефир
Сухарики
Фрукты
Творог
Кефир
Фрукты
Ужин Гречневая каша
Молоко
Хлеб
Запеканка творожная
Молоко
Хлеб
Овощное пюре
Чай с молоком
Хлеб

Режим сна ребенка в 1 год

Некоторые детки еще сохраняют два дневных сна, а некоторых и на один то сон дневной сложно положить. Ориентируйтесь по своему малышу, его активности, состоянию здоровья. Но в любом случае распорядок дня ребенка в 1 год должен быть налажен. Это позволит малышу понимать последовательность ваших действий, больше настраиваться на сон.

Режимность и постоянство в последовательности процедур – залог чувства безопасности у ребенка.

Ребенок 1 год плохо спит ночью, просыпается? Может ребенок 1 год не спит ночью? Ребенок просыпается ночью и плачет 1 год? В статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть» почитайте о возможных причинах нарушения сна.

Интеллект и социальные навыки

Речь ребёнка в этом возрасте активно развивается, но состоит в основном из повторяющихся слов: «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».

Малыш понимает, когда ему также говорят «дай» или «на», может имитировать голоса животных: «му», «гав», «мяу».

Очень часто малыш произносит лишь ударный слог в слове, тем сам, давая названия окружающим предметам. Например, ложку он назовет «ло», кубик – «ку».

Ребёнок, играя, может говорить сам с собой то понижая, то повышая голос, менять интонации.

Нормой для 13-ти месяцев является знание 10-ти слов.

Обратите внимание! Дети могут знать и меньше, но главное заниматься с ребенком – читать вместе с ним сказки, рассказывать с ним стихи и вообще, больше разговаривать, чтобы он слышал правильную речь.

Это возраст, когда ребёнок учится делать обобщения. Например, все круглые предметы он воспринимает как мяч, а все животные воспринимаются им как кошка или собака. Он объединяет и действия.

Всё, что касается еды называет «ням-ням», а все двигающиеся предметы для него автомобили – «би-би».

Малыш в этом возрасте ещё очень сильно привязан к родителям, но это время, чтобы начать понемногу сближать его с другими детьми. Родителям стоит найти подходящую компанию для своего чада среди детей друзей или родственников, а также во время прогулок в песочнице.

Также малыш в этом возрасте уже отделяет своё «я» и играет с игрушками один, если у него есть настроение. Но он по-прежнему боится остаться один, капризничает, если рядом нет кого-то из родителей, настороженно относится к незнакомым людям, если в гости приходит кто-то, кого он ещё ни разу не видел.

Сон и питание годовалого ребёнка

Суточная норма 13-часового сна приходится в основном на ночное время. Днём ребёнок теперь спит один раз, после обеда. Но не все детки с радостью укладываются в это время. Они хотят играть, веселиться. Поэтому многие родители сталкиваются с проблемой того, что карапуз вообще отказывается видеть сновидения днём. Что вам поможет его убедить:

  1. Вы можете почитать сказку крохе.
  2. Сделать массаж для расслабления его мышц.
  3. Покупать малыша с добавлением трав, обладающих успокаивающим действием.

Эти же советы вы можете использовать и перед ночным сном.

В годик ребёнку могут начать сниться кошмары. При этом возможны слёзы, крик, малыш может судорожно двигаться. Что советуют специалисты делать в такой ситуации:

  1. В первую очередь необходимо выявить, когда именно наступает такой сон, зафиксировать время.
  2. Теперь вы способны разбудить малыша за несколько минут до того, как должен присниться кошмар.
  3. Делать это необходимо не меньше недели, чтоб закрепить эффект. Чтоб ребёнка окончательно перестали мучать кошмары.
  4. Если эти действия не помогают, стоит обратиться к детскому психологу или неврологу.

В год уже можно начинать отлучать ребёнка от груди. Его рацион уже достаточно богат и разнообразен. Скорее всего, вы уже заметили, чему малыш отдаёт предпочтение.

В питание карапуза не забывайте как можно чаще добавлять продукты, богатые витаминным составом.

Старайтесь кушать то же, что и ребёнок, чтоб он видел, что делает то же что и вы, и не начал просить, например пиццу.

Старайтесь покупать продукты, привезённые из деревни. Там будет минимум нитратов, и такое молоко будет значительно полезнее купленного на прилавке в магазине.

Не стоит давать детям сладости, в том числе и продукты с повышенным содержанием сахара, вообще старайтесь соль и сахар сводить до минимума в рационе ребёнка.

Что кушает ребенок в 1 год

Если вы еще не перевели своего ребенка на взрослую пищу, не посадили за общий стол, то сейчас самое время это сделать.

В рационе годовалого ребенка должны быть практически все продукты: овощи и фрукты, все виды мяса (кроме свинины), кисломолочные продукты.

Исключите из примерного меню ребенка в 1 год аллергены: шоколад, копченое, пряное.

Некоторые специалисты даже рекомендуют давать смесь уже не в бутылочке, а в тарелке.

Для развития жевательного рефлекса и речевых способностей давайте не измельченную пищу, а мелкими кусочками (картофель, котлета)

Достижения первых 12 месяцев

К рубежу в 12 месяцев малыш приходит с определенными достижениями.

Вот, что чаще всего умеет ребенок в год:

  • наблюдает глазами за движущимся объектом или свечением;
  • сопровождает глазами звук и объект игрушки, тянет к ней ручки;
  • улыбается;
  • вертикально держит голову;
  • быстро и ловко переворачивается с одного бока на другой, на живот и обратно на спину;
  • уверенно сидит и стоит с поддержкой, делает первые шаги;
  • гулит, произносит первые слоги и слова.

Все что необходимо знать про развитие ребенка в 1 год и 1 месяц

Дети растут быстро, важно уметь реагировать на все изменения, которые происходят с ребёнком.

В это статье рассматривается особенности развития ребёнка в 1 год 1 месяц.

Также Вы найдёте тут советы для родителей.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Консультирует врач КМН психоневролог Краснова Марина Александровна: Что должен уметь малыш в 1 год? Ходьба ребенка. Словарный запас. Умения и навыки и т. п.

Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности. Когда необходимо насторожиться родителю? Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости. Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.

Навыки по месяцам:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

  • Автор +МАМА
  • В Педиатрия, Ребенок от 1 до 3 лет
  • Опубликовано 25.09.2020
  • No Comments

Рост и вес ребенка в 1 год

Какой рост ребенка в 1 год? С каким весом он должен перейти черту первого года? Давайте посмотрим на усредненные показатели. Но, напоминаю, что ваши цифры вполне могут отличаться от средних. Главное видеть постоянный здоровый прирост в весе и росте.

Вес ребенка в 1 год составляет 10 – 11 кг, то есть за последний месяц ребенок набрал около 350 гр. С рождения и до года вес ребенка вырос примерно в 3 раза.

Рост 72 – 78 см, то есть ребенок подрос на 1 – 1,5 см.

Мамы склонны все время сравнивать своего ребенка с другими малышами, сравнивать развитие, рост, вес, навыки. До года развитие ребенка настолько индивидуально, что это не имеет никакого смысла. Важно понимать, что отклонения от нормы не должны быть слишком большими, в пределах допустимой нормы.

Занятия с малышом

Ребёнок в этом возрасте будет развиваться гармонично, если ему уделять достаточное количество времени.

Не пытайтесь насильно заставить малыша заниматься – пусть ваше времяпрепровождение будет в виде игры, заинтересуйте ребёнка.

Если вы видите, что малыш протестует и сопротивляется, то дайте ему заняться своими делами и отдохнуть.

Для занятий с малышом Вы можете приобрести альбомы, краски, пластилин для лепки, конструктор, различные сортёры, пирамидки, кубики, карточки с рисунками, буквами и цифрами, книжки с плотными страницами, а также, если у вас есть возможность, оборудуйте часть комнаты малыша гимнастическими тренажёрами и шведской стенкой.

Даже если Ваш малыш уже ходит, нужно продолжать развивать этот навык. На прогулке не катайте малыша в коляске слишком долго, дайте ему походить ножками, исследовать окружающий мир, возможно, что он захочет сам толкать свой «транспорт». Не препятствуйте. На детской площадке помогите ему карабкаться по перекладинам, залезать на горку и скатываться с неё.

Поиграйте с малышом в «найди игрушку». Просто спрячьте её за спину, под одеяло, за занавеску и попросите ребёнка её найти. Сделайте зарядку для пальчиков, приговаривая при этом какой-нибудь тематический стишок. Развивайте в нём чувство цвета просто попросив сопоставить цвет игрушки с цветами на листках, которые Вы предварительно подготовили.

Важно! Обязательно комментируйте каждый прогресс ребёнка.

Это не только даст ему мотивацию, но также в будущем повлияет на его речь. Самое главное – не делайте за малыша всей работы, дайте ему заниматься самому, даже если видите, что у него не очень хорошо получается.

Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год

  • малыш уже не только плачет, чтобы что-то попросить; он может улыбнуться, если ему что-то нравится, показать недовольство мимикой, указать на желанный предмет;
  • ребенок может выражать чувства к близким людям или игрушкам прикосновениями, поцелуями, объятиями;
  • ребенок постепенно разрабатывает собственный «телесный язык», жестами выражая свои желания или недовольство;
  • ребенок уже явно проявляет эмоции: раздражение при запрете, плач при обращении незнакомца, радость при виде близкого или новой игрушки;
  • кого и что должен знать ребенок в год: близких людей (маму, папу, родственников, в том числе узнавать их на фото), а также животных и предметы, которые часто видит (может показать их на картинке, на улице);
  • познакомить ребенка с книжкой можно уже в 6-месячном возрасте (есть и специальные книжки, которые можно «читать» в ванной), поэтому в годовалом возрасте ребенок может не только самостоятельно перелистывать страницы книги, но и приносить ее с просьбой почитать;
  • малыш все чаще копирует действия родителей: «говорит» по телефону, «читает» газету, «забивает гвозди» игрушечным молотком, «стирает» вещи, «подметает» пол;
  • родители с удивлением могут узнать собственные жесты и мимику в своем ребенке, который в этом возрасте способен не только распознавать интонацию, но и копировать ее;
  • ребенок откликается на просьбы и вопросы взрослых «где мама?», «покажи ведерко», «дай шапочку»;
  • если вы поете и танцуете в присутствии ребенка, он быстро научится подпевать и подтанцовывать вместе с вами;
  • малышам-годовасикам обычно нравится играть в «прятки», закрывая ладошками лицо, и в «ладушки»;
  • ребенка уже интересует собственное зеркальное отражение, поэтому при каждой возможности он стремится покрутиться перед зеркалом, потрогать его руками.

Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.

Распорядок дня и время отдыха

Распорядок дня малыша состоит из двукратного сна, длящегося по 1,5 часа. Ночной сон занимает не меньше 10 часов.

Кормление днем сочетается с прогулками и подвижными играми. Со временем режим отдыха будет меняться, но время сонного часа должно остаться неизменным.

Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и умения

Достигнув возраста в 1 год, ребенок, научившись передвигаться без сторонней помощи, переходит на новый этап развития. Годовалый малыш стремится потрогать и рассмотреть детально все предметы, встречающиеся на его пути. Его интересуют все движущиеся предметы и объекты.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Эмоциональная сфера

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев становится все ярче и изменчивей. Годовалый малыш еще не в состоянии контролировать эмоции, но четко понимает, когда нужно выразить радость, а когда недовольство.

Все годовалые дети понимают слова «нельзя» и «можно». Для окончательного понимания запрета и дозволенности следует иметь утвердительную позицию для некоторых действий малыша.

Родители должны следить за состоянием ребенка, не позволять ему часто плакать, так как несформировавшаяся психическая система может повлечь психоэмоциональный сбой. Особенностью в развитии детей в 1 год является способность различать знакомые лица от чужих, происходит постепенная адаптация в социуме.

Особенности ухода

В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

Важно! Используйте специальные средства для и после купания, чтобы это предотвратить.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни. Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим.

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Психологическое формирование

Психология годовалого ребенка предполагает активное передвижение по помещению, познание окружающего мира: он учится произносить слова, испытывает первые впечатления и проходит стадию психического формирования. Ребенок начинает отделяться от родительской опеки, учиться самостоятельности, открывает для себя свое «Я». Малыш все больше времени проводит в комнате за складыванием кубиков, раскладыванием игрушек.

Иногда в ходе освоения навыков малыш воспринимает какое-либо действие отрицательно, от этого происходит сбой в его поведении. Такой период характерен капризами, непостоянством настроения. Родительская забота и терпение способны сгладить неприятные впечатления ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Развитие ребенка в 1 год

При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году. Аналогичная ситуация происходит и с навыками.

Физическое развитие

До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.

В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).

Нормы роста и веса годовалых детей:

  • Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
  • Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.

Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.

В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.

  • Окружность головы — 46,6 см.
  • Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.

Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.

Навыки

По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

  • Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
  • Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
  • Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
  • Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
  • Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
  • Играть в сюжетные игры.
  • Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.

Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.

Какие трудности в развитии ребенка в 1 год могут возникать? Как их решить?

Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:

  • Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
  • Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
  • Использует ли малыш в процессе общения жесты?
  • Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?

Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Какие обычно возникают трудности?

  1. Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
  2. Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.

Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребёнок в 1 год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Какие у малыша зубки

Некоторые дети в первый день рождения уже имеют не меньше 12 зубов. Треть из которых составляют жевательные зубки, а две трети – резцы.

Однако нормальной считается ситуация даже с полным отсутствием зубов в ротовой полости ребёнка. А вот, если до наступления одного года и одного месяца ничего не изменилось, стоит начать беспокоиться и обратиться к врачу.

Необходимо помнить, что для правильного развития зубов малыш должен получать в достаточном объёме кальций, витамин D и фосфор.

Бытовые навыки карапуза

Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:

  1. Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
  2. Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
  3. Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
  4. Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
  5. Сам ходит на горшок.

Рекомендуем к прочтению:

Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!

Физическое развитие мальчиков и девочек в год и месяц

  • Вес мальчиков в год и месяц составляет 8,7-11 кг.
  • Рост — 73,5-78,4.
  • Охват головы — от 44,9 до 47,6 см.

Девочки в этом возрасте по габаритам меньше мальчиков.

  • Их вес — 8-10,2 кг.
  • Рост — 8 71,6-76,8 см.
  • Охват головы – 43,7-46,4 см.

И мальчики, и девочки в этом возрасте уже должны иметь 8 передних зубов.

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Активные передвижения и новые умения годовалого малыша трансформируются в слова и дают толчок к развитию речи. Первые слоги, лепетание обычно появляются к полугоду. Месяц за месяцем навыки совершенствуются. Слоги повторяются, становятся осознанными. Малыш уже не просто повторяет звуки, которые знает, но и умеет подражать взрослым и воспроизводить новые. К 11-12 месяцам в лексиконе появляются первые осознанные слова: «мама» и «дай». В год малыши обычно имеют следующие речевые навыки:

  • повторяют слоги, произносимые взрослыми;
  • знают и откликаются на свое имя;
  • понимают и выполняют просьбы: сядь, подойди, возьми;
  • прощаются, говорят «пока-пока» и машут ручкой;
  • словарный запас состоит из 8-10 простых слов (бай-бай, баба, мама, папа, би-би, кис-кис и т.п.).

Помимо этого, ребенок указывает пальчиком на предметы, которые просит показать родитель. Понимает, что означает слово «нет» и знает имена близких, сестры или брата.

Четкой границы между нормой и отставанием не существует. Зафиксировать логопедические проблемы на этом этапе сложно, поскольку большое влияние на речевое развитие оказывают следующие факторы:

  • пол ребенка – считается, что девочки развиваются раньше мальчиков и первые слова произносят в более раннем возрасте;
  • генетические особенности – позднее созревание речевого аппарата родителей, скорее всего, отразится на развитии малыша;
  • индивидуальная звуковая среда – способность воспроизводить звуки и переходить на осознанную речь будет только у того младенца, с которым активно разговаривают дома; родители должны разговаривать не только с ребенком, но и между собой, тогда он сможет подражать и повторять за ними новые слова, узнавая их значение по поведению и действиям взрослых;
  • индивидуальные особенности и темперамент малыша – тихие и спокойные интроверты накапливают пассивный словарный запас, а общительные экстраверты активно воспроизводят окружающим свои способности с раннего возраста.

Важная информация! По любимым словам ребенка можно определить его будущие способности, точнее, их общую направленность. Если малыш чаще произносит имена существительные, это означает, что сфера его интересов будет в гуманитарной области. Если любит повторять глаголы, у него будет склонность к техническим и точным наукам. Можно завести дневник, куда записывать любимые и часто повторяемые слова карапуза, а по прошествии времени оценить, насколько это утверждение верно.

Моторика

  • К 1 году 1 месяцу малыш уже уверенно держит в игрушку в одной руке, играя при этом с ней второй.

Важно! Родители должны обращать как можно больше внимания на развитие мелкой моторики у ребенка, используя специальные игры и упражнения.

  • Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
  • В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
  • В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.

Справка! Уже в этом возрасте малыши начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонков родители могут уложить в 20-22 часа, но малыши встают рано – в 4-5 утра они уже начинают свою «трудовую деятельность».
  • Сов невозможно уложить раньше 23-х часов. Поднимаются они около 6-7 утра, затем можно попробовать снова уложить их спать.
  • Голуби не имеют определённого режима сна, поэтому каждый день удивляют своих родителей часами сна и бодрствования.

На этом этапе жизни ночной и дневной сон малышей делится на две части. Ночью они могут просыпаться, чтобы покушать, а затем заснуть снова. При дневном отдыхе дети часто капризничают. В сумме в этом возрасте ребёнок спит около 13-ти часов.

Сколько мы уже весим

Как ваш малыш уже подрос! Теперь он весит раза в три больше по сравнению с тем, что было при рождении. А его рост увеличился в среднем на 25%. Так к годику вес детей колеблется от 10 до 12,5 кг, а рост, в среднем составляет 77 см.

Если в первые месяцы жизни малыш набирал чуть ли не по килограмму, то ближе к годику эта цифра сместилась на 400-500 грамм. А за промежуток с 11 по 12 месяц малыш и вовсе набрал грамм 350.

Но никогда не стоит забывать про то, что каждый карапуз уникален. И если его параметры не вписываются в общие рамки, это ещё не повод начинать переживать.

В один годик мой сын весил 11 кг 200 грамм, при росте – 79 см.

Эмоциональное развитие малыша

Вы можете заметить изменения в общении вашего ребёнка с другими людьми. Вы узнаете, что ваш малыш кусака, даже если у него ещё нет зубов. Он попытается ущипнуть другого ребёнка или кинуть в него, а может и в маму, игрушкой. Я не исключаю, что у вас по кухне начнёт летать еда.

Так чем же ещё характеризуется этот период в жизни ребёнка:

  1. Малыш может начинать бунтовать. Ему не нравится, что некоторые вещи под запретом. Он хочет, чтоб всё внимание уделялось только ему, и все желания выполнялись при первом же требовании.
  2. Родителям стоит ограничить количество «нельзя». Иначе малыш обозлиться, и будет находиться в постоянном стрессе. Какой есть выход?

Например, как я делала. Мой малыш хотел взять стеклянную банку, а я предлагала ему взамен пластиковую коробочку. Но не просто впихивала её, отбирая силой ту, что хотел мой сын. Нет, я методично отодвигала опасную для него, и показывала новую, рассказывала какая она красивая, как легко снимать и надевать на неё крышечку, что можно в неё что-то положить. Сыночку быстро становилось интересно и казалось, что эта коробочка в 100 раз лучше, и он полностью забывал о существовании стеклянной банки.

  1. Как и всегда у малыша повышенный спрос на общение с людьми. Старайтесь побольше уделять внимание ребёнку. Пусть с ним общается не только мама с папой, но и другие родственники. Мой сын больше всего любил «разговаривать» с бабушкой. Знакомьтесь с детками в песочнице, как и дети — пусть общаются мамы. Потом вы сможете дружить семьями, а новый собеседник ребёнка потом станет ему лучшим другом. Хорошо было бы, чтоб малыш дружил не только с детьми своего пола, а и с представителями противоположного.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Что должен знать ребенок в 1 год: тест на развитие

Вы, наверняка, очень ждали первую годовщину своего малыша. И отметили в теплом семейном кругу этот важный праздник. Теперь ваш ребенок не похож на тот комочек, который умел только есть и спать. Сегодня это уже личность со своим характером, темпераментов, навыками, первыми словами и эмоциями. Что должен знать ребенок в 1 год и каковы основные физические параметры развития поговорим в этой статье.

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» – это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Полезные занятия

  1. Рисование, лепка. Для уравновешивания психоэмоционального состояния для развития ребенка в год и месяц следует предложить ему лепку из пластилина, рисование на бумаге акварелью и фломастерами.
  2. Пазлы. Для развития воображения рекомендуется приобрести пазлы или набор мозаики. Такие развивалки, концентрирующие внимание, следует комбинировать с подвижными играми. Это могут быть жмурки, догонялки, подкидывание мяча.
  3. Наиболее результативными являются игры с родителями, за которыми ребенок будет повторять слова и движения. Для развития речи и способности чтения по слогам можно создать карточки с наклеенными рисунками и надписью названия изображения.
  4. Конструирование и моделирование. Заняв ребенка игрой, в которой присутствуют детали разного размера и форм, можно приучить к концентрации внимания, развить усидчивость, побудить тягу к логическому мышлению. Складывая разные по размеру элементы, происходит развитие кисти рук, разрабатываются мышцы. Мелкая моторика улучшает координацию движений.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).

Разумеется, все вышеперечисленные навыки малыш осваивает не только сам, а во многом — благодаря взрослым. Если дадите ему возможность развиваться самостоятельно, но при этом будете уделять много внимания общению и комментариям окружающего мира, то ни один раз удивитесь способностям годовасика. А пару лет спустя будете с улыбкой вспоминать, что именно ваш ребенок умел в год.

  • Эксперт
  • Последние статьи
  • Обратная связь

Об эксперте: +МАМА

Мы самый дружелюбный сайт для мам и ваших малышей. Вопросы и ответы на них, уникальные статьи от врачей и писателей — все это у нас :)

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

К каким врачам вести ребенка в год

Поход к педиатру на данном этапе развития считается важным и нужным. Там врач произведет все необходимые замеры и взвешивание. Что, в свою очередь, даст возможность оценить физиологическое развитие ребенка в 1 год.

Также педиатр делает тест для ребенка 1 год на его развитие, а конкретно на развитие моторики. В него входит собрать пирамидку из колец, башенку из кубиков или же сложить кубики к коробку.

Плюс к педиатру рекомендуется посетить ортопеда, стоматолога, невролога и офтальмолога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство