Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще — оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

10 признаков готовности ребенка к школе

Когда ребенок приближается к семи годам, родители начинают задумываться, а готово ли их чадо к тому, чтобы пойти в школу. Как же это определить?

Про поддержку и мотивацию ребенка

Большое количество знаний, полученных до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное — психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Огромное количество детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень подготовки, и начинают учиться. В это время родителям важно верить в успех своего ребенка и вселять уверенность в него самого. Можно и нужно проверять, наставлять, обучать, но делать это необходимо в разумных пределах, не переутомляя и не усердствуя с занятиями, ведь учебная деятельность отнимает у ребенка много сил.

В данный период времени у детей игровая деятельность все еще остается ведущей. Поэтому при грамотно организованном обучении, индивидуальном подходе, включении в образовательный процесс элемента игры вполне возможно сформировать у ребенка необходимые знания, умения и навыки.

Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу

Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?

Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в 8 лет в первом классе скучно, другие — что в 6,5 трудно.

Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

Кратко о созревании мозга

Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в 6-8 лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Организационные вопросы

Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

Кто будет забирать ребенка

Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего 3 урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

Дорога до школы

Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

Кружки и секции

Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

В 6,5 или в 7,5?

Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы — если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.

На что обратить внимание:

1.Умеет ли ребенок себя обслуживать

Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр. Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой? Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Сам найти спортзал? Справится ли девочка со школьным унитазом: сможет ли мочиться, сидя на корточках, или вы разрешите ей садиться на общий унитаз? Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета? Это важные моменты.

2.Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается

Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку. А если ребенок потерял ботинок в раздевалке? Он точно не растеряется? Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях? Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель? Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: «Пойдем-ка со мной, ты без сменки» — он знает, как себя вести? Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?

Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году

Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке:

  • Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.
  • Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.
  • Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы «держать» тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.

Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека. На своих математических занятиях с детьми 6-7 лет я предлагаю детям игры, в которых надо внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова.

— Игровой педагог Женя Кац

Три игры на концентрацию внимания и на умение слушать и слышать взрослого от Жени Кац:

Кар, мяу, ква

Взрослый говорит «кар-кар» — и надо 2 раза помахать руками, как крыльями.

«Мяу, мяу, мяу, мяу» — надо 4 раза потереть носик «лапкой».

«Ква, ква, ква» — 3 раза подпрыгнуть.

А что надо сделать, когда взрослый говорит «кар, кар, кар, мяу, ква, ква»?

Шаг вперед, два шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните два раза, потом пройдите пять шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите четыре больших шага и шесть маленьких.

Стоп — один, стоп — три

Игра отлично тренирует способность «включать внимание» по команде взрослого и при этом слышать, что именно взрослый сказал, и выполнять нужное действие.

Дети бегают до тех пор, пока взрослый не скажет «стоп». «Стоп, три!» — встаем на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. «Стоп, один» — встаем на одну ногу. «Стоп, четыре» — на обе руки и обе ноги.

Самое главное. Хочет ли сам ребенок в школу?

Если мечтает и просится, то, отказывая ребенку, вы уничтожаете его мотивацию.

Если не хочет, попытайтесь разобраться, почему. Хочет еще ходить в детский сад или быть с мамой дома? Напуган старшими братьями и сестрами? Ему не нравится здание и двор школы рядом с домом? Просто боится нового? Разобрались? Тогда решайте — еще год с мамой или в садике, семейное обучение или работа с детским психологом.

Окончательное решение принимаете вы, несете ответственность тоже вы; но желания ребенка учитывать важно — ему еще учиться целых 9 или 11 лет.

4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

Основные факторы готовности ребенка к школе

  • Ребенок достаточно самостоятелен.

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

  • Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

  • Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

  • Положительный образ школы.

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

  • Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

  • Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

  • Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем — отлично!

10. Ребёнок верит в свой успех

Хорошая самооценка — залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи. Однако это — не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. Главная задача родителей — помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён — значит вооружён»).

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность — главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше — на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача — но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога — потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.

Какие преимущества дает детский сад

Образовательный процесс в наших школах — это в первую очередь требования к дисциплине на уроках, к организованности ребенка, к его возможности высидеть определенное количество времени за занятием (не только за интересным ему, но и за скучным тоже).

В детских садах ребенок с трех лет начинает участвовать в организованных занятиях: сидит за столом, слушает воспитателя, привыкает выполнять задачи, поставленные воспитателем, а не только те, которые он хочет. Кроме того, ему привычнее ситуация: детская группа — взрослый (учитель, воспитатель).

Поэтому, как правило, дети, ходившие регулярно в детский сад, легче адаптируются к школьной ситуации. Но это не гарантирует, что они освоят программу первого класса успешно — просто у них будет некоторое преимущество перед теми детьми, которые садик не посещали.

Если ребенок не посещал детсад, но регулярно дома занимался с родителями, привык внимательно слушать определенное время, воспринимать материал, не отвлекаться, он также может быть успешен в освоении программы.

Так или иначе, перед поступлением в школу у ребенка рекомендуется тренировать усидчивость, способность концентрировать внимание, память, мышление на выполнение определенной задачи — не той, что сейчас интересна, а той, что поставлена перед тобой.

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

Как понять, готов ли ваш ребенок пойти в первый класс

Должен ли малыш уметь читать и считать, чтобы поступить в престижную школу? Как выбрать для первоклассника «вторую маму»? И вообще, что главное в подготовке шестилетки к занятиям?

Об этом на Радио « КП » разбирались ведущий эксперт Центра исследований современного детства Высшей школы экономики Алексей Обухов, обозреватель «Комсомолки» Александр Милкус и радиоведущий Валентин Алфимов.

5 признаков того, что ребёнок готов идти в школу

Не письмом и не числом

Главное, что нужно понять родителям: готовность учиться в школе – это не умение читать, писать и считать. Мало того, лучше детей этому до поступления в первый класс не учить, разве что если малыш сам захочет освоить. Дело в том, что физиологически эти навыки обычно соответствуют семилетнему возрасту. И у учителя есть правильная методика обучения письму, чтению, счету. Часто бывает, что ребенок, наученный этому родителями слишком рано, потом всю жизнь неправильно держит ручку. И в таком положении быстро устает писать.

Готовность к школе — это умение удержать внимание на определенное время при решении различных задач. Это социальная готовность — то есть интерес к общению со сверстниками, умение выстраивать с ними и со взрослыми отношения. Умение соблюдать некие правила.

Очень важен навык саморегуляции в общении со сверстниками без вмешательства взрослых. Особенно, когда возникают конфликтные ситуации. Например, за игрушку. Конструктивное решение таких конфликтных ситуаций во взаимодействии со своими товарищами, — важный показатель.

В детском саду обычно готовность к школе проверяют не в конце учебного года, а в начале или в середине, чтобы за время подготовительной группы было больше возможностей сформировать такие навыки.

И еще один важный момент — мотивирован ли ребенок к учебе в школе. Обычно родителям такое поведение понятно. Малыш начинает себя готовить к учебе: «Мама, я хочу такой же портфель! Хочу надеть школьную форму!»

Готовность к школе — это умение удержать внимание на определенное время при решении различных задач Фото: Олег УКЛАДОВ

Больше играйте

Важный элемент подготовки к школе в детском саду — предметно-ролевые игры. По исследованиям специалистов, взаимодействие в детском коллективе начинается только через двадцать минут после того, как детей оставляют без вмешательства взрослого, воспитательницы. А всего для получения важного опыта общения нужно минимум часа полтора. Родители же порой считают, что в это время дети предоставлены сами себе, с ними не занимаются и это плохой детский сад.

Подготовка к школе, если вспомнить нашего великого психолога Льва Выготского, связана с владением собственным поведением, памятью, вниманием. Проблема в том, что многие занятия в детском саду связаны не столько с организацией деятельности ребенка, сколько с так называемым действием по образцу, по инструкции. Когда детей сажают за парты и держат как можно дольше. Так вроде бы приучают к будущей школьной жизни.

На деле же такая методика тормозит развитие дошколёнка, потому что это несоразмерно задачам и потребностям детей этого возраста. Мало того, подобное насилие над физиологией приводит к тому, что еще до поступления в 1 класс сам образ школы становится противен ребенку.

Садик закончил, а к учебе не готов

Разница между паспортным возрастом и психологическим у детей часто не совпадает. Ребята шести лет могут находится в совершенно различных стадиях развития. Но родители часто считают: ничего, даже если ребенок социально и физиологически не готов идти в первый класс, – привыкнет, подтянется, наверстает. Это неправильно. Ориентироваться только на то, что на 1 сентября ребенку уже исполнилось шесть с половиной лет — совершенно неадекватно.

Если подготовительная группа в садике закончена, а до школы малыш еще не дорос, будет лучше, если этот год ребенок будет чем-то заниматься вне школы. Допобразование, развивающие занятия. В малыше нужно сформировать готовность к школе.

Насколько ребенок адаптировался, можно посмотреть только по результатам первого полугодия. Критические периоды – первый день учебы, первая неделя, первый месяц.

Разница между паспортным возрастом и психологическим у детей часто не совпадает Фото: Алексей БУЛАТОВ

Выбираем «вторую маму»

Интересно, что образ воспитателя не имеет в системе ценностей ребенка такую же силу, как первая учительница. Дошкольники в большей степени сосредоточены на решении собственных задач. А вот первую учительницу не случайно зовут «второй мамой».

Поэтому важно выбирать не школу, а учителя.

Квалификацию учителя начальной школы можно определить по ключевому признаку. Что ей более важно: чтобы все дети были одинаковы или она рассматривает разнообразие детей как ресурс. То есть умение работать одновременно с группой детей с разным психологическим возрастом.

Вы можете подойти и поговорить с учителем, который набирает класс, сказать — у моего ребенка вот такие и такие особенности. Как вы думаете, что будет лучше для него? Если учитель поблагодарит и скажет, что будет учитывать эти особенности, это ваш учитель. Если будет говорить – ах, у вас особенный ребенок, идите к завучу, репетитору, психологу – это не мои проблемы, тогда лучше в этот класс не записываться. Такой учитель постарается построить всех детей, как оловянных солдатиков, потому что ему так удобнее.

Раньше вставать ради «сильной» школы

Обычная ситуация: есть простая массовая школа рядом с домом, а есть «продвинутая», но далековато, нужно ездить на транспорте. Тут универсального решения нет. Если ребенок физиологически не собран, ранняя дорога для него — как пропасть. И эффекты от того, что вы его запихнули в сильную школу будут минимальны. Если ребенок встает рано, хорошо переносит дорогу, тогда лучше все-таки ориентироваться на сильного учителя.

Но сейчас родители часто при выборе школы ориентируются на те или иные рейтинги. Вот это точно бессмысленно. Даже в самой рейтинговой школе в начальных классах может быть учитель, который вашему ребенку не подойдет.

Кстати, выбор школы по ее академической успешности, вовлеченности в разные формы внеурочной работы — это не про начальную школу. Современная психодиагностика выявила, что индивидуальный стиль принятия, использования, переработки той или иной информации в самом широком смысле этих слов формируется в начале подросткового возраста. Выбор школы для реализации возможностей и способностей ребенка важен к седьмому классу. Тогда понятно уже будет, к чему ребенок стремится, какие у него способности.

Родительские стереотипы

Некоторые родители считают, что лучший учитель — тот, кто более требователен, держит дисциплину, чтобы все сидели и дрожали, чтобы детям было сложно учиться. Так вот современные исследования показывают: такая тактика дает результаты ниже, чем у учителей, которые дают детям поиграть, пообщаться, устанавливают дружескую, свободную атмосферу. У детей, с которыми занимался жесткий учитель, хуже обстоят дела с учебными действиями, самоорганизацией, саморегуляцией, которые важны в средней школе.

Надо ли тестировать ребенка

У малышей способности еще не сформированы. Никакие тестирования в пять-шесть лет не покажут, гений ваш малыш или нет. То, что дети в три года научились читать, а в четыре читают стихи, не является показателем их будущей гениальности. Поэтому так важно в младшей школе дать ребенку развиваться естественным образом, помочь ему раскрыться, найти себя.

КСТАТИ

Нынешним первоклашкам предстоит учиться 16 лет

Согласно прогнозу Института статистических исследовании и экономики знании НИУ ВШЭ, ребятам, которые в этом учебном году пойдут в первый класс, предстоит учиться в среднем около 16 лет. По данным исследований, которые ведутся с 2000 года, средняя продолжительность обучения увеличивается с каждым годом. Двадцать лет назад она составляла 14 лет – то есть школьная десятилетка плюс четыре года бакалавриата.

Теперь и в школе уже учатся 11 лет. Плюс те же четыре года в вузе. И плюс два года магистратуры, которая все больше становится популярной (16 лет получается в среднем потому, что, конечно же, не все остаются в вузе после четырехлетнего бакалавриата).

На самом деле и 16 лет — число минимальное. Нынешним детям учиться придется гораздо больше, так как в современную цифровую эпоху знания быстро устаревают, а профессии появляются и отмирают стремительно.

«Комсомолка» рекомендует – все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

«Комсомолка» рекомендует – все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке — всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.

Что влияет на успешную учебу в первом классе

Успешность освоения программы первого класса напрямую зависит от психофизического развития и здоровья ребенка. При этом важно понимать, что малыши лучше запоминают и обрабатывают ту информацию, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, картинками и яркими образами. Абстрактные понятия они пока понимают плохо. Внимание у детей в большинстве своем непроизвольное. То, что ребенок замечает яркие детали, отвлекается на интересное, является нормой.

Само по себе запоминание преимущественно механическое — многократное повторение, либо сохраняются очень яркие впечатления. Поэтому даже много раз повторенный учебный материал может быть забыт по дороге в школу, если ребенок увидел что-то интересное или необычное. Эмоционально-волевая сфера у ребенка семи-восьми лет только формируется. Не всегда легко усидеть на занятии, выслушать учителя до конца, не отвлечься во время контрольной. Не потому что хулиган, а потому что еще не способен к этому.

Все эти особенности учителя начальных классов должны знать и учитывать.

Если мы посмотрим на списки требований по предметам для первого класса, то увидим, что в математике это операции с числами до 20, изучение простых понятий (сложение, вычитание и т.п.), простых алгоритмов, а по русскому языку — составление текстов из двух-четырех предложений, диктант до 20 слов. То есть учитываются возможности мышления, памяти, внимания детей.

Это общие требования под стандартного среднестатистического ребенка в возрасте семи-восьми лет. Можно прогнозировать, что нормально развитый малыш без личностных и социальных проблем необходимых образовательных результатов успешно достигнет.

Другое дело, что сейчас такого среднестатистического ребенка надо поискать. Многие первоклашки уже сегодня имеют свои планшеты и мобильные телефоны, отсюда клиповое мышление и неспособность работать с длинными текстами, а, следовательно, проблемы на уроках чтения, окружающего мира. В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время за компьютерами и просмотром мультиков, а не с мамой, папой, сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи.

Если раньше групповые игры дошкольников во дворе тренировали внимание и реакцию, то сейчас часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это — негативные факторы, которые могут препятствовать достижению образовательных результатов.

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик — фрукты, или транспорт — это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Материнство